JP Morgan рекомендовал Сбербанку «поспешить» с увольнением сотрудников

Сокращение офисной сети и увольнение сотрудников может увеличить чистую прибыль Сбербанка на 7%. Такие подсчеты представил в своем обзоре JP Morgan.

Как отмечает в своем обзоре «Слону нужно похудеть» аналитик JP Morgan Алекс Кантарович, для повышения эффективности бизнеса Сбербанку необходимо ускорить темпы оптимизации своей офисной сети и сократить численность сотрудников. Согласно расчетам аналитика, если банк закроет 3 тыс. офисов и уволит 45 тыс. сотрудников (прежде всего в неэффективных с точки зрения бизнеса регионах, включая отделения в сельской местности), то его CIR (отношение административных расходов к операционной прибыли) может снизиться на 200 б.п., до 39%, и дать дополнительно к чистой прибыли 7%. По прогнозам JP Morgan, по итогам 2015 года чистая прибыль Сбербанка может составить 213,4 млрд руб. В 2014 году банк заработал 290 млрд руб. по МСФО.

Прибыль Сбербанка России в 2015 году будет примерно на 30% меньше, чем в 2014 году, говорил в октябре Герман Греф.

Если предположить, что средняя заработная плата одного работника Сбербанка в год составляет 500 тыс. руб., то оптимизация офисной сети позволит экономить ежегодно до 15 млрд руб., а с учетом дополнительного сокращения персонала на 5% административные расходы банка могут быть снижены еще на 17 млрд руб., пишет Кантарович. В итоге уже в 2016 году операционные расходы банка могут быть снижены с прогнозных 652 млрд до 620 млрд руб. Сейчас, по данным JP Morgan, численность сотрудников Сбербанка составляет 270 тыс. человек, а филиальная сеть насчитывает 17 тыс. офисов.

Кантарович указывает, что в 2012–2014 годах Сбербанк увеличил численность персонала на 20%, при этом его затраты на персонал зачастую росли быстрее, чем другие статьи административных расходов. Например, в 2013 году расходы на персонал выросли на 16%, а в 2014 году — на 12%. «Это стало неожиданностью, учитывая широко распространенное мнение, что штаты Сбербанка и так раздуты», — пишет он в своем обзоре. При этом, по расчетам аналитика, рост средней заработной платы в Сбербанке в этот период был выше, чем в целом по стране, что также повлияло на рост административных расходов банка.

Аналитик UBS Михаил Шлемов отмечает, что рост расходов Сбербанка на персонал в последние годы был связан как с приобретением иностранных активов (в частности, в 2012 году Сбербанк купил турецкий Denizbank, потратив на это $3.5 млрд), так и с увеличением числа сотрудников в России. «Банк набирал людей в розничные подразделения, он закрывал небольшие отделения и открывал новые с большим числом сотрудников. Плюс нанимались специалисты по риск-менеджменту в единые центры обработки данных», — напоминает он. Шлемов говорит, что, только выстроив новую структуру бизнеса, Сбербанк приступил к программе оптимизации.

По данным отчетности МСФО Сбербанка, в 2014 году его расходы на персонал составили 318 млрд руб. против 285 млрд руб. в 2013 году. Численность сотрудников банка в прошлом году выросла с 306 тыс. до 329 тыс. В первом полугодии 2015 года Сбербанк сократил персонал до 324 тыс., а его расходы на персонал за тот же период составили 167,8 млрд руб.

Глава Сбербанка Герман Греф неоднократно говорил, что Сбербанк может начать комплексную кампанию по реформе корпоративного управления и сокращению операционных издержек. «Руководство банка обратило внимание на эффективность его бизнеса, но в целом Сбербанк продолжает полагаться на трудозатратную бизнес-модель», — считает Кантарович. По его мнению, аргументы в пользу того, что благодаря большой филиальной сети Сбербанк может привлекать более дешевое финансирование и быть активным игроком розничного рынка, несостоятельны. Поступление средств на текущие счета в рамках зарплатных проектов обеспечено за счет лояльных предприятий, поясняет Кантарович. Он также пишет, что многие из розничных офисов банка неэффективны, поскольку являются остатками прежней советской системы сберкасс, в основном расположенных в сельской местности.

Михаил Шлемов говорит, что в последние годы Сбербанк много инвестировал в развитие каналов дистанционного банковского обслуживания и постепенно может начать сокращать свою филиальную сеть. «По нашим оценкам, только благодаря мобильному банкингу Сбербанк может закрыть около 1000 отделений», — говорит он. По мнению аналитика, в перспективе нескольких лет после создания Почтового банка Сбербанк может закрыть часть офисов и в сельской местности. «Это возможно, если Почтовый банк возьмет на себя обслуживание клиентов там, на малонаселенных территориях, где полноформатное банковское присутствие не приносит прибыли», — отмечает Шлемов.

«Сбербанк часто воспринимается как розничный банк, но в его портфеле сейчас преобладают корпоративные кредиты (74% от портфеля по итогам 2014 года)», — отмечается в обзоре JP Morgan. По мнению Кантаровича, роль банковских офисов в розничных операциях в последнее время снижается. «Потребительское кредитование в первом полугодии 2015 года сократилось на 10%, карты и ипотека выросли на 3 и 5% соответственно. Последние операции не требуют активной работы через офисы, поскольку выдача карт в значительной мере автоматизирована, а ипотека — это долгосрочный продукт», — поясняет аналитик. По итогам второго квартала 2015 года доля потребительских кредитов в портфеле Сбербанка составила 35%, сократившись с начала года на 3 п.п. В то же время доля ипотеки выросла с 47 до 50%, доля автокредитования — с 11 до 12%. 

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/15/10/2015/561f6d5e9a7947b4faa87d7f
Источник: РБК

Материал просмотрен: 2556 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 19/04 94.09 -0.232
EUR ЦБ РФ 19/04 100.53 0.2529