Семь вопросов о новом механизме санации банков: что изменится?

 
Подробности того, как будет развиваться ситуация с оздоровлением проблемных игроков на российском банковском рынке, в понедельник, 20 марта, на круглом столе в Госдуме сообщил зампред Банка России Василий Поздышев. Как следовало из его заявления, если закон о фонде консолидации банковского сектора принят не будет, санации по старым правилам (через кредиты Агентству по страхованию вкладов (АСВ), а от него банкам-санаторам) проводиться не будут: для этого нет ни денег, ни инвесторов, способных решить чужие проблемы​.
 
«С помощью старого инструмента мы больше не можем проводить новые санации. Во-первых, мы больше не будем давать бесплатные деньги в таких масштабах, по таким ставкам и на такие сроки. Во-вторых, мы уже не видим на рынке частных инвесторов, которые были бы способны взять на себя ответственность за новые финансовые проблемы», — заявил он.
 
Законопроект о фонде консолидации банковского сектора сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме. Изначально предполагалось, что после его принятия кредиты санаторам на оздоровление проблемных игроков будут полностью заменены прямыми вложениями в капитал последних со стороны Банка России.
 
Позицию ЦБ Василий Поздышев подкрепил как старыми, так и новыми аргументами. Одновременно представитель регулятора впервые подробно официально прокомментировал обнаружившуюся в законопроекте возможность все же сохранить возможность кредитовать банки-санаторы.
 
Зачем нужна новая концепция санации?
 
По словам зампреда ЦБ, льготное кредитование, использовавшееся в ходе старой схемы, больше не соответствует ни денежно-кредитной политике, ни принципам финансовой стабильности. Так, чтобы закрыть отрицательные чистые активы в 10 млрд руб., в старой системе нужно выдать 15–16 млрд руб., а в новых экономических реалиях — 20 млрд руб. и больше, уточнил он. Переход на прямую докапитализацию проблемного банка Банком России позволит закрывать дыру в 10 млрд руб. равной суммой, направляемой в капитал.
 
Останутся ли кредиты санаторам?
 
ЦБ не намерен полностью отказываться от старого подхода. «Мы вполне допускаем, что через какое-то количество времени он точно так же может быть востребован либо в каких-то особых случаях», — признал Василий Поздышев. С помощью кредитов регулятор планирует поддерживать инвесторов, приобретающих акции санируемого банка, например ликвидностью. Он пояснил, что фонд консолидации может на паритетных началах участвовать в санации банков с частными инвесторами. При этом условия финансирования будут жесткими: средства будут выделяться на рыночных условиях, а не на льготных, как раньше. Использование кредитов инвестором вместе с вхождением создаваемого фонда консолидации в капитал санируемых банков увеличит расходы на санации, однако в целом по сравнению со старой схемой экономия составит не менее 30–40%, сказал Поздышев.
 
Кто будет управлять оздоровлением? 
 
Управлением проблемными активами, в капитал которых войдет ЦБ, будет заниматься управляющая компания (УК), единственным учредителем которой выступит Банк России. Она возьмет на себя функции АСВ в отношении предупреждения банкротств банков. Как уточнил Василий Поздышев, у УК будет гораздо больше полномочий по управлению банками, чем у агентства. «У АСВ нет ни специализированного персонала по управлению банками, ни собственных средств на это», — отметил он.
 
Как ЦБ намерен избежать конфликта интересов? 
 
Регулятор уже начал подбор топ-менеджеров в управляющую компанию, хотя она еще не создана. По словам Василия Поздышева, предполагается, что штат компании будет на начальном этапе составлять 50–60 человек.
 
Руководители ЦБ, выполняющие надзорные функции, не будут работать в его дочерней структуре — управляющей компании. По замыслу Банка России УК будет выполнять функцию управляющего органа санируемого банка, при этом оперативное управление останется в самом банке.
 
Будет ли судьба банков решаться быстрее? 
 
Инструмент позволит оперативнее решать проблемы шатающихся банков, сократив срок вхождения в них, заверяют в ЦБ. В частности, для этого готовятся изменения в законодательство, которые позволят вводить мораторий на исполнение требований кредиторов одновременно с временной администрацией. В настоящее время нередки ситуации, когда у ЦБ уже есть основание ввести временную администрацию в проблемный банк, а права на введение моратория нет. Кроме того, планируется, что мораторий можно будет вводить не только на выплату денежный средств кредиторам, но и на неденежные требования, например на распоряжение имуществом.
 
Когда и как санации будут завершены? 
 
Однако, по расчетам ЦБ, по мере улучшения ситуации в банковском секторе через пять—семь лет в него начнут приходить инвесторы. Отбор покупателей проблемных банков, прошедших через новую процедуру оздоровления, будет осуществляться с помощью открытого конкурса. В нем, по планам ЦБ, смогут участвовать как физические, так и юридические лица. Приобретать акции банков после оздоровления не смогут акционеры, владевшие более чем 1% акций в течение трех месяцев, предшествующих дате утверждения плана его санации.
 
Что останется АСВ?
 
После создания фонда консолидации банковского сектора на базе АСВ агентство продолжит следить за оздоровлением взятых им ранее на санацию банков. Зампред ЦБ отметил, что ЦБ рассматривал возможность переключения всех уже начатых санаций на фонд консолидации, но счел это невозможным. «Это привело бы к значительным рискам для финансовой системы», — сказал Поздышев.
 
Как оценивают нововведение участники рынка?
 
Отслеживать проблемы оздоравливаемых банков при новом подходе будет легче, отмечает старший директор Fitch Ratings Александр Данилов. «При текущей ­схеме санируемый игрок имеет право нарушать нормативы без риска отзыва лицензии на протя­жении срока кредита (­от десяти лет и более), т­ем самым привлекая не­добросовестных инвест­оров, желающих сгрузи­ть на него свои пробл­емные активы. Новый м­еханизм санации позво­ляет этого избежать: санируемый ба­нк будет сразу рекапитализирован и станет ­соблюдать все нормативы», — отмечает он.
 
Вместе с тем коррупционные риски сохраняются и при новой схеме, отмечает управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков. «Если руководство Банка России будет контролировать созданную им управляющую компанию, нужны дополнительные механизмы внешнего контроля для снижения этих рисков, которые в новой концепции не просматриваются», — отмечает он. С необходимостью ужесточения контроля и создания четких нормативно-правовых процедур согласился и аудитор Счетной палаты Андрей Перчян. Он напомнил, что в настоящее время установлена процедура отбора инвесторов в преддверии санации, однако в ряде случаев, как показала проверка Счетной палаты, инвестор утверждался вне этой процедуры. «В результате у Татфондбанка (который сам был санатором. — РБК) лицензия была отозвана. На наш взгляд, здесь сыграло свою роль нарушение процедуры отбора и то, что Банк России с большим опозданием утвердил требования к инвесторам», — считает Перчян. 
 
Источник: РБК

Материал просмотрен: 1855 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 28/03 92.59 0.0174
EUR ЦБ РФ 28/03 100.27 -0.1417