the Retail Finance

Побег с большого корабля

Иностранный капитал уходит с российского банковского рынка
В предкризисный период одной из наиболее актуальных и злободневных тем дискуссий в банковском сообществе был приход на российский рынок ино-странного капитала. Заранее заплани-рованные сделки продолжались даже в тот период, когда финансовую систему страны лихорадило, и к началу 2009 го-да 31% банковского сектора экономики перешло под контроль нерезидентов. В тот момент опять появились предло-жения о введении квот для иностранцев, вернулись опасения, что данный про-цесс может нанести ущерб экономиче-ской безопасности страны. Однако все эти страхи оказались напрасными, а внесения изменений в правовую базу просто не понадобилось – нерезиденты побежали из России.
 
Стоит отметить, что когда процесс на-полнения уставных капиталов отече-ственных банков иностранными день-гами пошел в полный рост – а произо-шло это в районе 2005–2006 годов, – основания для паники были нешуточные. Вся финансовая система стран Восточ-ной Европы давно потеряла самостоя-тельность, независимых национальных банков в Чехии, Польше, Болгарии, Ру-мынии и других странах практически не осталось, кредитные организации стали частью того или иного холдинга.
 
Кризис во спасение
 
Что-то такое намечалось и в России. Следка по покупке второго по величине розничной сети финансового института – Росбанка, – а также наличие у SG еще трех российских брендов показало, что нерезиденты в какой-то мере попыта-ются реализовать уже отработанный сценарий. Конечно, с существенной по-правкой: 50% рынка – это Сбербанк, который никто и никогда не решится продать «на сторону».
 
Но гигант отечественной финансовой системы, как бы он ни был силен, все равно уязвим. Его огромная структура не способна к быстрым изменениям, угнаться в конкурентной борьбе за ино-странцами, которые тут же привезли с собой более «продвинутые» банковские продукты и технологии, ему непросто. К тому же русский народ падок на все импортное, и это тоже опасно.
 
Если попытаться спрогнозировать, что было бы на российском банковском рынке, если бы не разразился мировой финансовый кризис, то картина выри-совывается достаточно безрадостная. Дешевое иностранное финансирование сажает на «кредитную иглу» всю экономику, доля отечественных банков (в том числе и Сбербанка) на кредитном рынке существенно пада-ет. Стоимость пассивов у них значитель-но больше, нет таких знаменитых на весь мир брендов. Крупные частные компа-нии старались бы работать именно со ссудами от нерезидентов, ибо это на-прямую завязано на получении оценок мировыми рейтинговыми агентствами – иностранцы могли при случае и «по-хлопотать». Население также выбрало бы ипотеку и прочее кредитование от нерезидентов, ставки и здесь играют главную роль. Что же касается депози-тов, то «магическая сила» бренда миро-вого уровня гораздо больше, нежели «лишние» 2–3% годовых, которые пла-тили российские банки. Все вышеуказанные факторы, если бы ситуация развивалась по накатан-ному и далее, привели бы к тому, что отечественные кредитные организации начали нести существенные убытки. По оценкам ряда экспертов, не случись кризиса, уже в 2010 году доля Сбербан-ка на рынке депозитов населения упала бы примерно до 35–40%, а полностью или частично контролируемые иностран-цами банки заняли столько же, если не больше (до 50%, по самым мрачным оценкам). Потери рынка кредитования бизнеса и населения составили бы еще большую цифру: по разным оценкам, в руки «варягов» попало бы от 60% до 80% ссуд (частные лица) и от 50% до 60% (предприятия). Ипотека могла стать «не нашей» на все 80–90%, тогда доля Сбер-банка и ВТБ на этом рынке была не та-кой высокой, а частные кредитные ор-ганизации сдали бы поле боя довольно быстро. Таким образом, опасения насчет угрозы экономической безопасности России стали бы суровой реальностью.
 
СверхПрибыли.net
 
Всего этого не произошло – лишив-шиеся дешевого фондирования со сто-роны «материнских» структур «наши не наши» банки моментально стали тем, чем они были на самом деле ,– не са-мыми крупными финансовыми институ-тами, которые играют по тем же прави-лам, что и все остальные. А ряд бан-кротств «столпов» мировой финансовой системы, которые казались незыбле-мыми, существенно повлиял на «блеск» брендов нерезидентов, которые играют на нашем рынке. Действительно, если правительство США тратит сотни мил-лиардов долларов на то, чтобы крупней-шие банки страны не рухнули, то какой резон нести деньги на счет в местную «дочку» одного из таких потенциальных банкротов?..
 
Спад экономической активности пред-приятий и населения, вылившийся в резком падении объемов рынка креди-тования (по некоторым оценкам, в 2–2,5 раза), сделал Россию, в общем-то, не очень интересной для банковского биз-неса страной. Сверхприбыли, которые тут ранее зарабатывались на спреде между зарубежными и местными став-ками, ушли в прошлое, а доходность от обычных операций с российскими акти-вами и пассивами не так и велика.
 
При этом государственные банки, об-ладающие существенными ресурсами, начали активное наступление, сегодня они держат около половины рынка кре-дитования населения (в том числе Сбер-банк – 32%, ВТБ-24 – 12%). При отсут-ствии привлеченного западного капи-тала с ними справиться невозможно, поэтому начался исход.
 
Отступление началось с разрыва боль-шей части анонсированных сделок, ряд российских кредитных организаций не сменили владельцев или не приобрели новых акционеров. Но затем последо-вали и откровенные «разводы»: так, од-ним из первых из России ушел голланд-ский банк ABN Amro. Те же участники рынка, которые по тем или иным при-чинам не стали ликвидировать свои российские подразделения, просто их «заморозили». В условиях отсутствия финансирования не открывалось новых офисов, в целях уменьшения расходов кое-где даже стали более бедными про-дуктовые линейки.
 
Не пущать
 
По различным оценкам, в ближайшем будущем не стоит ожидать массового проникновения иностранного капитала на наш рынок, его доля останется той, какова она сегодня, – около 26%. Прав-да, в расчет не принимается тот факт, что может грянуть так называемая вто-рая волна кризиса и финансовые инсти-туты вынуждены будут все-таки поза-крывать свои российские представи-тельства. Это касается прежде всего выходцев из стран Евросоюза, который продолжает лихорадить. В настоящий момент особо остро встала проблема ликвидности долгов так называемых стран PIIGS, значительная часть которых находится именно в банковских инве-стиционных портфелях.
 
Случись ряд дефолтов – отдельным участникам европейского банковского рынка придется весьма туго, причем до такой степени, что им придется прода-вать свои бизнесы в России. Много за них не дадут, за небольшим исключени-ем, единственными активами иностран-ных банкиров являются банковские офисы, но что-то выручить все равно можно.
 
Если рассмотреть ситуацию опять-таки гипотетическую, то покупателями этих филиалов и отделений могут стать отече-ственные структуры, активно разви-вающие банковский розничный бизнес. Как государственные, так и частные, на-пример, тот же ВТБ-24 или Альфа-Банк.
 
Осуществить такой маневр, как про-дать российскую «дочку» другой ино-странной кредитной организации, на-пример азиатской (китайской – в Под-небесной денег хватает), вряд ли будет возможно. Так, недавно вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин предложил ввести норму, когда покупку уже 5% российского финансового ин-ститута (не важно – банка или инвести-ционной компании) нужно будет согла-совывать с государством. Иными сло-вами, банки объявили стратегическим активом, причем все до единого.
 
Патриотическое будущее
 
В начале 2008 года, когда на миро-вом финансовом рынке было еще спо-койно, ряд экспертов утверждал, что в ближайшие пяток лет доля иностран-ного уставного капитала в российской банковской системе вырастет до 50% и больше. Иными словами, что практи-чески все, помимо Сбербанка, будет приобретено нерезидентами. Кстати, примерно это произошло на Украине, где около 40% данного рынка контро-лировали иностранные компании. Хотя стоит признать, что среди них немало российских структур, да и сегодня доля нерезидентов там тоже снизилась примерно до 32%.
Сегодня ни о какой экспансии ино-странцев в России говорить не прихо-дится, прогнозы исключительно «патриотические». Банкиры со-вершенно не верят в возвраще-ние интереса нерезидентов к рынку России, а случай с норвежским банком SpareBank 1 Nord-Norge, который в на-чале осени 2010 года заявил о своем приходе в РФ, был назван ими «стран-ным» и «нетипичным». Слухи о том, что финский Pohjola Bank «приглядывается» к нашей стране, не подтвердились, они оказались не более чем уткой.
 
В ближайшие год-два никого нового мы не увидим – такого мнения придер-живается большая часть банкиров. А то и дольше, даже если ситуация в Европе и Америке не начнет усугубляться. А по мере докапитализации отечественных участников рынка доля иностранного уставного капитала будет падать: по оценкам специалистов, за пару лет она может скатиться на уровень 10–15%.
 
Тому будут способствовать и новые нормативы Банка России по капиталам кредитных организаций, которые рано или поздно будут увеличены. Все рос-сийские банки (кто выживет) прибавят показатели капитала, сработает закон больших чисел, и доля иностранцев еще «размоется». Кому-то из них еще и при-дется решать: а вкладывать ли допол-нительные деньги в российский рынок, который стал не таким уж и перспектив-ным? Появятся новые «беглецы», кото-рые опять-таки понизят долю «не наших» в нашей финансовой системе.
 
Хотя, с случае достаточно длительно-го периода относительно спокойного развития рынка, а также очередной смены управляющих команд в материн-ских структурах иностранных банков, мы возможно еще не раз увидим за-граничный ажиотаж на российском рынке. tRF
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 19/04 94.09 -0.232
EUR ЦБ РФ 19/04 100.53 0.2529