the Retail Finance

Культовый журнал новой финансовой элиты

Опыт Research & Development и подводные камни

 
Сергей Птохов,
советник по R&D, Блок ИТ,
Альфа-Банк
 
Банковский сектор по-прежнему переживает нелегкие времена: конкуренция между финтех-компаниями и банками набирает обороты, и это побуждает последние развивать инновационные подразделения. Похожим образом импульс для развития получили венчурные фонды и выделенные акселерационные программы для стартапов. 
 
Альфа-Банк всегда отличался инновационным подходом в работе, ведь именно здесь были созданы и развиты многие направления, которые и сейчас есть далеко не во всех финансовых компаниях. Относительно недавно началось выстраивание новой системы по работе с инновациями, и летом 2016 года был сформирован отдел Research & Development (далее – R&D), главной задачей которого является выявление новых бизнес-направлений, подходов и технологий, которые сами по себе или в совокупности дают конкурентные преимущества: как в разработке новых продуктов, так и в оптимизации существующих процессов. 
 
Первое, с чего началась работа отдела, – построение процесса по оперативной доставке инноваций на рынок.
 
Наш процесс
 
Когда наш отдел приступил к работе с инновациями, то стало ясно, что доступных примеров передового опыта по процессам R&D, которые можно было бы эффективно перенять, не хватает. Поэтому к своему процессу мы шли эволюционно. Если упрощенно – в данный момент он представляет собой 5 основных шагов по внедрению новых идей. 
 
1) Начинается процесс, конечно же, с генерации идеи. Для этого мы попробовали массу приемов и отобрали для себя примерно 15, наиболее подходящих команде. Пробовали и пресловутый мозговой штурм, который хорошо всем известен, но он оказался наименее приспособленным для создания действительно интересных новых идей. Из распространенных методик мы используем, например, «Шесть шляп» Эдварда Де Боно.
 
2) Разумеется, верные подходы очень хорошо наполняют воронку, и важно уметь из большого набора идей выбрать наиболее перспективные для дальнейшей проработки. Для каждой команды или организации эти правила будут своими. Хороший пример критериев – соответствие мировым трендам и приоритетам бизнеса. Мы проводим отдельное исследование для выбора лучшей и наиболее перспективной идеи из нескольких смежных или пересекающихся.
 
3) Следующий этап мы называем фундаментальным исследованием. По итогам должно родиться полное описание концепта с пониманием монетизации, предполагаемых вариантов реализации и конкретными бизнес-кейсами.
 
4) В ходе прикладного исследования реализуется рабочая версия решения, которая запускается в пилот на ограниченной выборке. Этот шаг должен подтвердить или опровергнуть те гипотезы, которые были сделаны ранее, и обнаружить подводные камни, которые будут критичны для проекта.
 
5) Важнейший шаг – это внедрение промышленного решения. Команда R&D участвует на данном этапе в качестве сопровождения, отвечая за решения, которые приняты по результатам пилота, и помогая проектной команде решать проблемы, которые не были обнаружены в пилотной эксплуатации. Совет: вхождение команды R&D в длительный проект недопустимо, так как проект поглотит ее полностью и на длительный срок.
 
 
Подводные камни процесса и как их избежать
 
Каждый из этапов процесса R&D сопровождался рядом проблем, о которых я расскажу ниже. 
 
Во-первых, бизнес-заказчики заняты текущей деятельностью, им нужно принести прибыль «здесь и сейчас». Времени на работу с идеями и прототипами, которые дадут прибыль «послезавтра», может не остаться. 
Мы опробовали разные подходы в построении прямого взаимодействия с заказчиками, как с рядовыми сотрудниками, так и с менеджментом Банка, на абсолютно разных уровнях. И наиболее удачной оказалась работа с мидл-менеджментом. Эффективный инструмент взаимодействия – площадка по презентации идей, при этом самыми востребованными оказываются идеи, по которым уже есть первый рабочий прототип.
 
Еще одной проблемой является то, что процессы, которые используются для проектов, не подходят для R&D. Пилоты должны запускаться быстро, поэтому ряд согласований нужно устранить или ускорить. К счастью, в Альфа-Банке для пилотов делаются исключения, и мы можем обходиться минимальным набором действительно необходимых процедур, что на выходе имеет положительный результат. 
 
Зачастую Банки рассматривают готовые решения, от стартапов и финтех-компаний, и пытаются примерить их на себя. Мы же исходим от обратного: понимая внутренние проблемы банка, приоритетные направления развития и оценивая мировые тренды, мы сами создаем концепты и инструменты для их реализации. Это могут быть готовые решения, представленные на рынке, но если их нет, мы разрабатываем их самостоятельно силами команды R&D. 
 
Ну и напоследок хочется отметить, что важна именно системность процесса – она не только повышает прозрачность, но также сильно ускоряет выпуск пилотов. 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 14/11 67.68 0.1574
EUR ЦБ РФ 14/11 76.07 -0.0189

Опрос дня

Тот самый мечтатель
Лучший розничный банк
Сбербанк
Альфа-Банк
Тинькофф банк
Банк ВТБ
Почта Банк подробнее
Банк Хоум Кредит Банк Хоум Кредит подробнее
Креатив года
Банк Хоум Кредит подробнее
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»/Создание успешной креативной концепции подробнее
АО «Кранбанк» подробнее
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»/«Сделай город ЯРЧЕ» подробнее
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»подробнее
Карта рассрочки «Совесть» («КИВИ Банк» АО) подробнее
БАНК УРАЛСИБ подробнее
СМП Банк подробнее
Почта Банк подробнее
Прорыв года в розничном финансовом бизнесе
Банк Хоум Кредит подробнее
Газпромбанк подробнее
Тинькофф Банк подробнее
КБ «Ренессанс Кредит» подробнее
Абсолют Банк подробнее
Уральский банк реконструкции и развития подробнее
СМП Банк подробнее
МТС-Банк подробнее
Лучший розничный финансовый продукт
Компания БКС подробнее
ПАО «АК БАРС» БАНК подробнее
Альфа-Банк подробнее
АО «Банк Русский Стандарт»/Кредитная карта Platinum подробнее
Почта Банк подробнее
Банк Хоум Кредит/Дебетовая карта «Польза» подробнее
Тинькофф Банк подробнее
АО «Банк Русский Стандарт»/«Наличные на кассе» подробнее
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»/"Эскроу счетов" подробнее
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»/карта TRAVEL подробнее
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»подробнее
Кредит Европа Банк/CARD CREDIT PLUS подробнее
МФК «МигКредит» подробнее
Газпромбанк/Ипотека "Премиальный стандарт" подробнее
Кредит Европа Банк/«Drive PLUS» подробнее
Уральский банк реконструкции и развития подробнее
Банк Хоум Кредит/Маркетплейс «Товары в рассрочку» market.homecredit.ruподробнее
МТС-Банк/"Микрозаймы" подробнее
ОТП Банк подробнее
Лучшее IТ решение для розничного банка
Карта рассрочки «Совесть» («КИВИ Банк» АО) подробнее
Сбербанк подробнее
ПАО «Банк «Санкт-Петербург» подробнее
АК БАРС БАНК /мобильное приложение подробнее
АК БАРС БАНК/Face2Payподробнее
Лучший социальный проект
Сбербанк подробнее
ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»подробнее
Уральский банк реконструкции и развития подробнее
ЮниКредит Банк подробнее