the Retail Finance

МУЛЬТИВАЛЮТНЫЙ БУМ

Мультивалютный вклад – достаточно новый продукт для российского розничного банковского рынка. Он появился несколько лет назад, но широкую известность получил лишь сейчас, в условиях всеобщей нестабильности и серьезной волатильности на валютном рынке, когда банки особенно заботятся о привлечении новых клиентов и удержании старых. Расширение продуктовой линейки кредитной организации свидетельствует об относительно стабильном финансовом состоянии компании, оперативной реакции на изменение ситуации на рынке и активной позиции банков в политике преодоления кризиса.
Однако у медали всегда две стороны. Интересен ли новый продукт, предложенный банком, для потребителя – ключевой вопрос для будущего этого продукта. Готово ли сознание потребителей к такому непростому банковскому продукту, как мультивалютный депозит, и насколько будет востребовано на рынке данное предложение банков, выяснял журнал The Retail Finance.
 
На первом этапе исследования мы решили сделать обзор предложений банков по данному продукту. Очевидно, что условия по вкладам во многом схожи: выбор валют в основном ограничивается тремя – рублями, долларами и евро, конвертация осуществляется по внутреннему курсу банка, существует возможность пополнения вклада в том или ином виде. Различаются размер минимального первоначального взноса, размер пополнения счета, частота начисления процентов, наличие условия неснижаемого остатка. Доходность зависит от срока и суммы вклада и тоже варьируется. Что касается управления средствами, то здесь возможны два варианта: либо клиент самостоятельно отслеживает динамику курса интересующих его валют и дает указание банку об изменении пропорций во вкладе между различными валютами, либо специалисты банка регулярно совершают эти операции по поручению клиента.
 
На втором этапе исследования мы опросили 100 респондентов в возрасте от 19 до 59 лет, 84% из которых имеют высшее образование и представляют  категорию работающего, экономически активного населения. Опрос состоял из 5 несложных вопросов, касающихся исследуемого финансового продукта.
 
 
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ОПРОСА
 
Подсчет и анализ результатов (рисунок 1) показал, что 62,5 % респондентов пользуются дебетовыми картами, 36,4 % – кредитом и еще 5,7 % – ипотекой, 34,1 % – кредитными картами. Вклады в банках есть у 35,2 % опрошенных.
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1: Какими банковскими продуктами вы пользуетесь?
Примечание: Респонденты, отвечая на вопрос, могли указать
несколько видов банковских услуг, которые они используют.
 
Опрос (рисунок 2) показал, что:
четверть респондентов не знают, что такое мультивалютный вклад;
ответ «Слышал название, но что он собой представляет точно, не знаю» дали 32 % опрошенных;
43  % утверждают, что хорошо осведомлены об этом депозитном продукте.
 
Отвечая на вопрос о том, насколько интересен респондентам такой вид сбережения средств, как мультивалютный вклад (рисунок 3), чуть более трети опрошенных – 34 % заявили, что это им неинтересно, а остальные 66 % готовы рассмотреть этот вид вклада, если бы получили предложение от банка.
 
Если объединить в одну категорию тех, кто «хорошо осведомлен», и тех, кто «что-либо слышал» о мультивалютных вкладах, то окажется, что 27 % из этой совокупности опрошенных считают, что для них такой продукт интересен, и еще 39 % хотели бы разобраться в условиях.
 
Целью этого исследования было выяснить, как потребители отреагировали на появление такого финансового продукта, как мультивалютный вклад.
 
То есть из той аудитории, которая обладает информацией о продукте, две трети фактически готовы к тому, чтобы им воспользоваться.  
 
 
 
 
 Как было показано ранее, три четверти из всех опрошенных знают о существовании такого продукта, как мультивалютный вклад. При этом значительная часть респондентов проявляет желание «разобраться» в условиях этого предложения, т.е. можно определенно сделать вывод о том, что продукт является востребованным. Тем не менее треть аудитории пассивно отнеслась к появлению этого предложения.
 
Последним был задан вопрос о том, готовы ли респонденты управлять своими сбережениями самостоятельно (рисунок 4), т.е. следить за динамикой курсов валют, в зависимости от изменения курсов валют и своих предпочтений на текущий момент переводить свои сбережения из одной валюты в другую.
 
Результаты опроса выглядят следующим образом:
из всех опрошенных треть готова самостоятельно управлять своими сбережениями;
из тех, кто готов самостоятельно управлять своими сбережениями, половина точно знает, что такое мультивалютный вклад, и еще треть слышала о том, что это за продукт;
треть всех опрошенных нуждается в помощи банков в вопросе управления своими сбережениями;
37 % всех опрошенных не готовы самостоятельно управлять своими сбережениями;
27,7 % из тех, кто знает и слышал о вкладе, не готовы управлять своими сбережениями.
 
 
 Значительный процент отрицательных ответов на вопрос о готовности управлять своими сбережениями может свидетельствовать как о недостаточном уровне финансовой грамотности для того, чтобы активно участвовать в наращивании своих сбережений, так и о других субъективных причинах.
С другой стороны, 63 % настроены на то, чтобы вкладывать средства в мультивалютные депозиты, т.е. этот сегмент рынка находится в состоянии становления, а это значит, что банки, проведя определенную работу, вполне могут привлечь новых клиентов.
 
Выводы
 
1. Мультивалютный вклад, как финансовый продукт, интересен для потребителей.
 
2. Сознание людей в принципе готово к восприятию такого предложения, однако значительной части (39 % опрошенных) не хватает информации для принятия положительного решения и активного использования мультивалютного депозита.
 
3. Предложение по мультивалютным вкладам уже востребовано на рынке, однако среди тех, кто на данный момент не заинтересован в продукте, можно найти потенциальных клиентов, если усилить маркетинговые воздействия.
 
На наш взгляд, данное исследование поднимает новые вопросы, ответы на которые позволят банкам достичь еще большей эффективности продвижения банковских продуктов. Речь идет о выяснении того, почему люди считают себя неготовыми активно управлять своими финансами и каким образом банк может повлиять на развитие финансовой культуры потребителей? Стоит ли предлагать клиентам дополнительные услуги по консультированию либо инструменты, организующие процесс ведения личных финансов? Ведь довольно сложно за секунду перемножить три пятизначных числа в уме. А если прибегнуть к помощи  калькулятора?
 
Возможно, у потенциальных потребителей сложных финансовых продуктов просто нет инструментов, позволяющих оперативно и удобно анализировать необходимую информацию, чтобы управлять своими финансами.
 
Решение этой проблемы позволит существенно расширить сегмент потенциальных потребителей сложных финансовых продуктов, к которым, несомненно, относится мультивалютный вклад, и, соответственно, добиться большей эффективности розничного бизнеса в целом.
 
 
 
 
Дарья Желаннова
Арина Олесюк
The Retail Finance 
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 29/03 92.26 -0.3291
EUR ЦБ РФ 29/03 99.71 -0.5647