the Retail Finance

Культовый журнал новой финансовой элиты

РЕГИОНАЛЬНАЯ РОЗНИЦА

Успешный розничный банк — это общероссийский банк, банк с широкой региональной сетью. С этим утверждением можно поспорить, однако с тем, что региональные рынки обладают высоким потенциалом роста, согласятся, пожалуй, все. На пути регионального успеха неизбежно встает как минимум одна проблема — специфика целевого региона. И в этой ситуации действует непреложное правило: «Осведомлен, значит, вооружен».

 

 

Региональное распределение потребления банковских услуг предсказуемо и логично. Наиболее «охваченным» здесь является Центральный Федеральный округ. На него приходится 26% всех потребителей. Вторым следует Приволжский Федеральный округ, в котором проживает 21% потребителей. И третьим по масштабам потребления банковских услуг является Южный Федеральный округ. Примечательно, что две столицы, Москва и СанктПетербург, охватывают более 10% всех потребителей банковских услуг.

 

 

Интересным представляется рассмотрение рейтинга известности различных банков по стране в целом и в зависимости от региона присутствия. Начнем с общероссийской ситуации.

 

 

Лидером рейтинга по России является, разумеется, Сбербанк России. Его знает 97% взрослого населения. Второе место занимает банк «Русский Стандарт», который хорошо знают 37% респондентов. Также в десятку самых известных банков вошли такие, как Внешторгбанк, Альфабанк, Газпромбанк, и другие.

 

 

Подобная ситуация вполне закономерна. Все банки — лидеры данного рейтинга — это банки федерального масштаба, которые достаточно давно присутствуют на рынке.

 

 

Сбербанк лидирует не только по уровню известности, но и по уровню доверия россиян. Этому банку доверяют 97% населения нашей страны. У остальных банков уровень доверия значительно ниже по сравнению с лидером данного рейтинга. Таким образом, Сбербанк находится в сильном «отрыве» от всех остальных банков. Чем может объясняться данная ситуация? Мы считаем, что немалую роль здесь сыграли СМИ, подогревающие недоверие к банкам путем муссирования возможности банковского кризиса на фоне роста просроченных задолженностей по кредитам. А Сбербанк в сознании потребителя — это в первую очередь государство и лишь во вторую — кредитная организация.

 

Что касается востребованности услуг, то по данному критерию Сбербанк также абсолютный лидер. Услугами Сбербанка РФ пользуются 83% взрослого населения России. «Русский Стандарт» же выбрали всего 9% россиян. Третье место занимает Росбанк, на который приходится почти 4% потребителей банковских услуг. Только 3% россиян пользуются услугами Банка Москвы. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что достаточно активно набирает обороты АК Барс банк, который также вошел в Топ-10.

 

Такова ситуация в целом по России. Но не менее интересные результаты были получены в процессе анализа и выявления банков — лидеров по уровню известности и востребованности в отдельных федеральных округах. И картина в некоторых округах значительно отличается от общероссийской.

 

Центральный Федеральный округ

Данный округ находится на первом месте по масштабам потребления банковских услуг. Сбербанк так же, как и по России, является самым популярным в Центральном Федеральном округе. Знают и пользуются услугами Сбербанка подавляющее большинство населения этого округа (97% и 88% соответственно).

 

Банк «Русский Стандарт», который занимает второе место по России по уровню пользования, в Центральном Федеральном округе уступает позиции Банку Москвы. А Росбанк, который на третьем месте по востребованности в целом по стране, не вошел в Топ-5 по пользованию в Центральном Федеральном округе.

 

Что касается местных региональных банков (Агрохимбанк, Владпромбанк, Липецккомбанк, Липецкий Областной Банк, Нацпромбанк, Тендер-банк, Ярославич), то они известны в той или иной степени всего лишь 1% жителей Центрального Федерального округа. Примерно такое же небольшое количество опрошенных пользуются услугами банков регионального уровня.

 

Приволжский Федеральный округ

Этот округ является вторым по масштабам пользования банковскими услугами. На него приходится 1/5 всех потребителей банковских услуг. Сбербанк и банк «Русский стандарт» в этом округе занимают позиции, схожие с общероссийскими, а Росбанк в Приволжском Федеральном округе не вошёл ни в Топ5 по известности, ни в список лидеров по востребованности со стороны потребителей.

 

Следует отметить, что в Приволжском Федеральном округе наблюдается достаточно высокий процент (выше, чем по Центральному Федеральному округу) как по известности, так и по востребованности услуг региональных банков со стороны населения. Местные банки в данном округе ведут достаточно активную политику, и, как следствие, услуги этих банков известны каждому десятому потребителю, а пользуются услугами банков регионального уровня 7% опрошенных респондентов.

 

Данный факт указывает на лояльность населения к банкам регионального уровня в Приволжском Федеральном округе. По результатам исследования, доверяют данным банкам более 6% опрошенных жителей округа. Тогда как выше уровень доверия только к Сбербанку, банку «Русский Стандарт », а также банкам «Уралсиб» и АК Барс банк.

 

Южный Федеральный округ

Это третий по масштабам потребления банковских услуг округ. Сбербанк и банк «Русский Стандарт» в этом округе занимают позиции, схожие с общероссийскими. Позиции Росбанка по уровню известности в Южном Федеральном округе достаточно слабые. Этот банк, занимая третье место по России, не вошёл в пятерку лидеров по известности.

 

Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный Федеральные округа

Структура распределения банков по уровню известности и востребованности в данных округах практически совпадает с общероссийской.

 

Уральский Федеральный округ

В этом округе картина несколько иная, чем в целом по России. По сравнению с другими федеральными округами нашей страны Уральский округ имеет самые высокие показатели известности и востребованности услуг региональных банков. Практически каждый шестой житель Уральского Федерального округа знает, а каждый десятый пользуется услугами банков данного уровня.

 

 

Наш потребитель – уникальный потребитель

Он требует от банка высокой надежности и высочайшей доходности. Наиболее часто россияне осуществляют свой выбор, основываясь на следующих критериях: «банк давно находится на рынке», т. е. достаточно долго ведёт свою деятельность; «имеет государственную поддержку»; в отношении банка существуют «хорошие рекомендации и отзывы», в частности, со стороны друзей и родственников; банк предлагает «выгодные тарифы по услугам». Данные критерии лидируют при выборе россиянами банка.

 

На принятие решения о выборе банка в меньшей степени оказывает влияние такой критерий, как «хорошая информационная поддержка». Этот критерий находится на последнем месте по значимости, его отметили всего 4% респондентов. Следовательно, для россиян не велико значение рекламы.

 

Что касается критерия «наличие выгодных тарифов», то каждый третий россиянин отметил его важность. Однако в реальности только каждый пятый доволен тарифами банка, которым он обслуживается.

 

Полученные показатели особенно интересно анализировать в сравнении государственных и коммерческих банков. Так, например, критерии выбора потребителями Сбербанка и «Русского Стандарта» достаточно сильно отличаются.

 

 

Известность банковских услуг

В целом население России в той или иной степени знает все основные виды банковских услуг. Наиболее известные из них: вклад «до востребования», оплата коммунальных платежей, обмен валюты, «срочный вклад» и получение зарплаты и пенсии.

 

Кредитование также популярно среди россиян. Так, например, услугу по получению кредита на неотложные нужды знает каждый второй, а ипотеку — каждый третий. Достаточно высокий уровень известности наблюдается и по остальным видам кредитования, что свидетельствует о стабильно растущем интересе к данным услугам со стороны населения.

 

 

Потребление и потенциал роста банковских услуг

А какими услугами люди пользуются в действительности? И, что не менее важно, какими они планируют воспользоваться? Итак, в среднем каждый россиянин пользуется тремя банковскими услугами и предполагает воспользоваться ещё пятью. При этом наиболее распространены такие услуги, как оплата коммунальных платежей – 44% респондентов отметили данную услугу, получение зарплаты и пенсии, вклад «до востребования», а также пользование банкоматом.

 

Вслед за указанными услугами по популярности следует получение кредита на неотложные нужды, данным кредитом уже успели воспользоваться 16% россиян против 45%, которые знают эту услугу. Автокредитом воспользовались всего лишь 4% опрошенных респондентов, а имеют интерес к этой услуге 39%. Этот вид кредитования наиболее популярен в Уральском Федеральном округе: 6,6% процентов опрошенных в этом регионе уже воспользовались автокредитом.

 

Что касается ипотеки, то можно сказать, что ею воспользовались всего лишь 2%, а информированы о ней 36%. Если говорить о региональной специфике, то достаточно неожиданным выглядит явное отставание ЦФО по уровню пользования ипотечным кредитованием — всего 0,7% от опрошенных. Для сравнения, в ЮФО к ипотеке прибегли 2,8% респондентов.

 

Приблизительная оценка потенциала роста различных банковских услуг позволяет говорить, что, например, кредитами различного назначения в ближайшем будущем воспользуются от 9 до 20% россиян. В частности, при благоприятной экономической ситуации и наличии доступной жилищной программы ипотекой воспользуется примерно каждый пятый житель России. На сегодняшний день потенциальный спрос на данную услугу достаточно высокий. Таким образом, по оценкам специалистов спрос на банковскиеуслуги в целом значительно вырастет и по отдельным банковским услугам будет находиться в диапазоне 14–26%.

 

26% россиян — это серьезная цифра. Это каждый четвертый житель страны. Такие прогнозы позволяют нам говорить: банковская розница уже вышла за пределы двух столиц. Региональные рынки становятся все более цивилизованными и конкурентными. Каждый регион требует от розничного банка индивидуального подхода, как к продуктовой линейке, так и к стратегии продвижения. И банк обязан обеспечить такой подход, вооружившись актуальной информацией.

 

 

 

The Retail Finance

     

 

 

Примечание

 

* — в обзоре использованы данные исследования «Состояние российского рынка банковских услуг», проведенного Национальным агентством финансовых исследований в августе 2006 г. В рамках данного проекта проводился общероссийский опрос, в котором участвовали 1600 человек из 46 регионов страны. Статистическая погрешность результатов не превышает 3,4%. Основной целью исследования являлась оценка регионального рынка банковских услуг для физических лиц.

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 09/12 66.92 0.185
EUR ЦБ РФ 09/12 76.08 0.4706