the Retail Finance

«Любой Продукт из Каталога ЦФТ можно брать, внедрять в банке и предлагать клиентам»

Андрей Фомичев, заместитель Председателя Правления, ГК ЦФТ
 
Банковский бизнес постоянно повышает планку требований к ИТ. Сегодня банки как никогда ранее стремятся повысить результативность всех процессов, предложить клиентам лучший сервис. Банки ждут от ИТ-разработчиков высокой скорости реагирования на какие бы то ни было изменения, предъявляют жесткие требования к функциональному потенциалу АБС, срокам внедрения. О том, что делает для удовлетворения потребностей заказчиков компания ЦФТ, в интервью журналу The Retail Finance рассказывает Андрей Фомичев, заместитель Председателя Правления ГК ЦФТ.
 
tRF Андрей Вячеславович, каковы, на Ваш взгляд, сегодня ключевые тренды российского рынка ИТ для финансового сектора?
 
АФ Для банков первой сотни по-прежнему главным трендом автоматизации деятельности остается централизация бизнеса. Банки нацелены на стандартизацию бизнес-процессов, быстрый вывод на рынок новых продуктов во всей своей инфраструктуре, предоставление клиентам единых возможностей в регионах присутствия. Важной задачей для всех банков остается снижение операционных расходов. На первый план выходит самообслуживание клиентов, как возможность серьезно снизить затраты. В этой связи банки, с одной стороны, продолжают активно развивать дистанционное обслуживание, а с другой – стремятся сделать визит клиента в отделение более комфортным. Речь идет о внедрении систем электронных очередей, «электронных кассиров», установке терминальных устройств, обустройстве дилинговых центров, внедрении фронт-офисных систем. Ключевое требование к фронт-офисным системам – обеспечение автоматизации фронтальных бизнес-процессов по всем продуктам, предлагаемым клиенту. Банки сегодня – это финансовые супермаркеты, как правило, предлагающие клиентам мультипродукт, а не услуги по отдельности. Поэтому фронт-офисные системы, «заточенные» исключительно на кредитные продукты, – вчерашний день. Сегодня типовое рабочее место фронт-офиса банка должно быть единым окном, в котором операционист видит все банковские продукты, доступные клиенту. Тем самым не только повышается скорость обслуживания клиента, но и появляется возможность для индивидуальных предложений клиенту (up-sale) или кросс-продаж (cross-sales). Кстати, именно в такой логике реализован наш новый продукт ЦФТ – Фронт-менеджер – решение, обеспечивающее автоматизацию фронтальных бизнес-процессов по всем продуктам, предлагаемым банком клиентам. Кроме того, входящая в состав решения «Машина рекомендаций» является эффективным инструментом для осуществления кросс-продаж. Специалисты банка получают возможность при обслуживании клиента дополнительно предложить другие банковские продукты, которые его могут заинтересовать.
 
tRF Можете ли отметить совершенно новые тренды ИТ-рынка?
 
АФ Благодаря новым технологиям у банков появилась реальная возможность значительно сократить расходы на хранение документов путем создания электронного архива. У крупного банка, активно развивающего розничное направление бизнеса, в месяц прибавляется порядка 300 тыс. новых клиентских досье, которые впоследствии сшиваются и длительное время хранятся в архивах банка. В 2009 году ЦБ Указанием №2346-У первые регламентировал хранение некоторых банковских документов в специальных фондах в электронном виде записанными на носители однократной записи, например CD и DVD. Поэтому финансовые организации активно внедряют появившиеся на рынке системы, которые обеспечивают электронное хранение документов. В 2011 году ЦФТ реализовал несколько проектов по внедрению системы «Электронный архив». По собственным оценкам банков, уже перешедших на электронное хранение документов, экономия по этой статье получается ощутимая. Приведу конкретные цифры. В одном из наших Банков-партнеров только за два месяца использования системы в головном офисе и трех филиалах в электронный архив было перемещено более 860 тыс. документов. Экономия Банка за счет отсутствия необходимости распечатывать документы и брошюровать их составила более 250 тыс. рублей. А если учесть затраты на печать и последующее хранение документов в течение пяти лет, то на помещенных за два месяца в электронный архив документах экономия Банка составит более 600 тыс. рублей.
 
tRF За истекший период 2012 года произошли ли какие-либо события в деятельности ЦФТ, имеющие для компании стратегическое значение?
 
АФ В начале 2012 года мы представили рынку Каталог финансовых Продуктов ЦФТ, и весь этот год мы планируем сосредоточиться на этом направлении. Подготовка Каталога Продуктов стала органическим результатом развития Каталога Приложений и еще одним нашим шагом к взаимодействию с кредитными организациями в бизнес-терминах.
 
С Каталогом Продуктов мы успешно продвигаемся в направлении стандартизации банковских технологий, технологий не в смысле автоматизированных систем, а как схем организации банковского бизнеса. Давайте посмотрим, что сегодня происходит в бизнесе финансовых организаций. Банки предлагают своим клиентам практически идентичные наборы стандартных Продуктов – кредиты, депозиты, банковские карты, денежные переводы и т.д. Это значит, что банки должны как можно меньше усилий затрачивать на технологическое развитие и поддержку таких стандартных Продуктов, а конкурировать только сервисом и маркетингом. А что получается на деле? Очень часто изменение стандартных бизнес-процессов в системе выполняется только потому, что какой-то руководитель или сотрудник банка хочет что-то делать по-своему. Доработки выполняются даже несмотря на то, что затраты на их выполнение и последующее сопровождение никогда не окупятся. Далее на сопровождение таких «специфических» доработок стандартных Продуктов уходит до 80% ИТ-бюджета банка, при этом в абсолютном большинстве случаев такие доработки не дают Банку никаких конкурентных преимуществ. Банк, который хочет быстро меняться, быть конкурентным, должен перевернуть это соотношение: львиная доля ИТ-бюджета должна идти на стратегические Продукты.
 
Банк должен сконцентрировать свои усилия на создании уникальных важных Продуктов, отличающих банк от его конкурентов и обеспечивающих за счет этого высокую прибыль. В свою очередь, ЦФТ готов оказывать Банкам-партнерам всестороннюю поддержку по созданию, запуску и сопровождению стратегических Продуктов. Все стандартные финансовые Продукты целесообразно брать у вендора и использовать «как есть», т.е. без модификаций. Адаптировать бизнес-процессы Банка к системе. А не наоборот. Для этого мы и создали Каталог преднастроенных финансовых Продуктов, в котором сейчас находится более 250 преднастроенных Продуктов для выполнения всех стандартных операций Банка.
 
tRF По какому принципу формируются Продукты для Каталога?
 
АФ Набор преднастроенных Продуктов мы формируем на основе нашего опыта. В подавляющем большинстве – это Продукты, повторяющиеся в линейке многих банков. Подход с точки зрения повторяемости продуктов позволил нам не только каталогизировать продукты, но и некоторым образом стандартизировать их. В нашем Каталоге мы собрали по несколько десятков продуктов по направлениям кредитования, приема депозитов и т.п., которые могут сопровождаться различными переменными – процентными ставками, тарифами, комиссиями и пр. Любой Продукт из Каталога ЦФТ можно брать, внедрять в банке и предлагать клиентам. С точки зрения технологий в Каталоге есть все. Банку остается лишь смоделировать маркетинговые предложения по внедренному продукту.
 
Когда мы собрали всю информацию и описания процессов в едином источнике, мы поняли, что это практически готовая база для стандартизации технологий банковского бизнеса. Сейчас мы планируем развивать Каталог Продуктов от детальных описаний продуктов до рекомендаций к их внедрению и организации работы внутри банка. Кроме того, мы готовим базу для формирования типовых KPI для каждого продукта. Эта информация будет показывать, как именно данный продукт должен работать, к каким характеристикам по скорости выдачи кредита или приема депозита нужно стремиться, какие KPI на разных участках работы могут быть сформированы. Параллельно с Каталогом Продуктов мы развиваем и Каталог Приложений, который обновляется каждые две недели. И это тоже очень большой пласт работы.
 
tRF А в чем ключевое различие этих двух Каталогов ЦФТ?
 
АФ Каталог Приложений ориентирован на уровень банковских аналитиков и технологов, а Каталог Продуктов предполагает прямую адресацию к руководителям бизнес-подразделений банков. Глава бизнес-подразделения может выбрать Продукт из нашего Каталога и отправить запрос на него, а затем заказанный Продукт автоматически формируется из набора Приложений, входящих в соответствующий Каталог.
 
Уровень Приложений – значительно более детальный. Оценить работу Приложений, посмотреть, как реализуются бизнес-процессы в том или ином Продукте, могут банковские аналитики и технологи. Таким образом, каждая из групп пользователей получает более понятный им Продукт, а банк в целом имеет возможность в кратчайшие сроки наращивать свою продуктовую линейку и выводить на рынок новые предложения для клиентов.
 
tRF Вы упомянули регулярные обновления Приложений. Насколько востребована такая частотность обновления со стороны банков?
 
АФ Примерно половина из наших Банков-клиентов сегодня пользуется двухнедельным режимом обновления Приложений. Среди них – банки, входящие в Топ-50. Спрос на это предложение высокий, поскольку скорость обновления приложений напрямую влияет на скорость решения бизнес-задач, стоящих перед банком. Такая частота обновлений несет в себе ряд преимуществ. Прежде всего внедрение новой версии программного продукта не превращается для банка в отдельный проект. Если выход новой версии происходит через три или шесть месяцев, количество изменений, как правило, становится настолько большим, что речь можно вести о внедрении практически новой системы. Время на ее инсталляцию и налаживание взаимодействия с действующими системами является потерянным для бизнеса. При двухнедельном режиме обновления количество изменений относительно невелико, внедрение проходит в рабочем режиме, практически незаметном для бизнеса. Снижаются риски ошибок, влияющих на работу всей IT-системы банка. Любое ПО может содержать в себе ошибки, при этом риск для бизнеса при росте количества ошибок возрастает нелинейно. Рост количества ошибок в новой версии продукта в несколько раз может привести к росту рисков для всей системы в десятки и сотни раз, поскольку резко растет количество взаимосвязей внутри системы. Частое обновление с небольшим количеством измененных параметров снижает риски на порядки.
 
Кроме того, мы реализовали возможность различных уровней внесения изменений в действующие системы. У нас введены понятия дистрибутивного и локального уровней. Изменения, идущие от ЦФТ, реализуются на дистрибутивном уровне, при этом локальный уровень, те наработки, которые внесли в систему сотрудники банков на местах, не затрагиваются. Большинство имеющихся сегодня на рынке решений не имеет такой возможности. Чтобы обеспечить возможность дифференцированного внесения изменений, нужно создавать специальную структуру. Мы реализовали объектно-ориентированную систему разработки и предоставления Приложений. Внутри системы существует более 1000 программных интерфейсов, которые позволяют организовать локальные доработки решений, не затрагиваемые при дистрибутивном обновлении. Чтобы повторить этот подход, требуются огромные трудовые и финансовые затраты.
 
tRF Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего времени на ИТ-рынке – облачные технологии. О создании в банках частных облаков говорят уже многие CIO. Продвижение же в публичные облака с размещением АБС на внешней площадке сервис-провайдера большинство предпочитает пока лишь обсуждать. Как Вы оцениваете перспективы переноса АБС в публичные облака?
 
АФ У ЦФТ уже есть клиенты, ставшие пионерами в этой области. Их число растет. В конце 2011 года мы реализовали с одним из банков Москвы проект по переносу системы «ЦФТ-Банк» на серверные мощности ЦФТ (ЦОД ЦФТ). Мы предоставили клиенту как сервис внешнюю ИT-инфраструктуру для АБС, в состав которой входят не только виртуальные вычислительные мощности, но и элементы инфраструктуры безопасности, контроля доступа, аутентификации, средства обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости. Как ожидается, размещение системы «ЦФТ-Банк» по облачному принципу обеспечит нашему партнеру значительное сокращение затрат на оборудование и его обслуживание. В перспективе при необходимости масштабирования системы в соответствии с потребностями бизнеса банку не нужно будет инвестировать в закупку дополнительного серверного оборудования. В настоящее время активно ведутся переговоры еще с несколькими финансовыми организациями о выполнении таких же проектов, обсуждаются SLA оказания услуг.
 
Перспективы у АБС, размещенных в публичном облаке, однозначно есть. Российским банкам необходимы реальные истории внедрения банковских АБС в публичном облаке, эти проекты станут стартовыми для массового обращения к широкому спектру возможностей public cloud computing. А прецеденты, как я уже сказал, есть.
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 25/04 92.51 -0.786
EUR ЦБ РФ 25/04 98.91 -0.6491