the Retail Finance
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФИЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Подбор персонала всегда начинается с формирования профиля кандидата. Это те исходные компетенции, то есть навыки и индивидуальноличностные особенности, ценности и модели поведения, которые мы считаем наиболее важными. По значимости правильность составления профиля можно сравнить с правильно заданной целью долгого путешествия и с формулированием для себя того, что мы хотим увидеть в итоге.
Однако недостаточно обозначить цель, нужно еще иметь инструменты, позволяющие узнать, в правильном ли направлении мы движемся. Профиль кандидата можно уподобить направлению и цели, а инструментарий и методы оценки — компасу и навигационным картам.
Основные цели, которых мы достигаем при правильном выборе инструментария оценки: оптимальный выбор кандидата, соответствующего работе и корпоративной культуре; определение его будущего потенциала; выбор оптимальных методов ситуационного руководства и основа для планирования тренингов, обучения и развития.
Применяемый инструментарий оценки должен отвечать следующим требованиям:
-
быть «быстрым», т. к. время интервью чем-то всегда ограничено;
-
давать максимально достоверную информацию, причем позволять несколько раз в ходе интервью проверять ее разными способами;
-
быть вариативным, т. е. давать возможность проверять разные компетенции в зависимости от задачи подбора персонала, стоящей перед нами;
-
быть оригинальным, чтобы максимально исключить «заученные», заранее подготовленные ответы кандидатов.
Чем больше «быстрых» методов мы будем комбинировать, тем более достоверную и полную информацию о кандидате получим. Эта информация важна не только для принятия решения о приеме на работу, но и для построения системы ситуационного руководства сотрудников в дальнейшем.
В данной статье мы рассмотрим CASE как один из основных методов оценки компетенций. Данный метод актуален для сотрудников всех уровней, исключая вспомогательные позиции типа уборщицы или простые производственные специальности.
CASE-интервью, или ситуационное интервью
Рассматриваемая методика основана на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.
Кандидат в ситуации интервью, безусловно, старается давать так называемые социальножелательные ответы, т. е. показывает, какое поведение он считает социально правильным. Вот тут Вы и можете посмотреть, насколько данные представления соответствуют ценностям организации.
Принцип построения CASE: Вы строите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что Вас интересует в данный момент.
Каждый руководитель заинтересован получить в руки конкретный инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Приведем несколько CASES, варианты их интерпретации и соотнесения ответов с вариантами корпоративных культур и стилей менеджмента (см. табл. 1).
Еще одним видом cases можно считать задания, требующие найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых мы ожидаем проявлений стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени. (1–2 минуты), причем имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить «еще...» или «дальше».
Примеры заданий:
1. Вы прилетели в незнакомый город на суперважную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни денег, ни документов. Ваши действия:
2. Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до начала Вы обнаруживаете, что у Вас с собой не тот диск с презентацией в Power Point. Ваши действия:
3. В Вашем распоряжении 1 машина с водителем, а Вам необходимо в одно время организовать встречу клиента компании в аэропорту, доставить документацию в контролирующие органы и при этом машина в любой момент может понадобиться директору. Ваши действия:
4. Ваше выступление с докладом через 5 минут. Вдруг Вы обнаруживаете, что в материалах, которые будут раздаваться слушателям, есть опечатка, искажающая смысл. Ваши действия:
5. Вы и Ваш коллега, который должен сейчас выступить на очень важной конференции, приехали за 10 минут до начала. Неожиданно Ваш коллега говорит: «Я так волнуюсь, что не смогу выступить: боюсь, что все сорву». Ваши действия?
To be continued
Светлана Иванова
Старший партнер, тренер-консультант