the Retail Finance

РОССИЙСКИЙ РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ

 

«Он всегда планировал жизнь,

а она всегда методично разрушала его планы»

Неизвестный мудрец

 

    

Основным показателем развития рынка страхования любой страны исконно считается уровень распространенности на этом рынке накопительных видов страхования, основным из которых является страхование жизни.

 

 

 

В странах с развитой экономикой на данный сегмент приходится от 40% до 80% общей страховой премии.

 

 

Сегодняшняя структура российского рынка страхования отличается от зарубежной существенно.

 

 

Российский рынок долгосрочной «жизни» имеет огромный потенциал к росту, который на данный момент задействован лишь в незначительной степени.

 

 

Нашему рынку необходимо совершенствование законодательной и нормативной базы, а также формирование налоговых стимулов для самих страхователей, которые пока скорее приглядываются к «жизни», чем внедряют соответствующие продукты. Так, по данным ФССН на конец 2005 г., только 18% из существующих на тот период 1075 страховых организаций проводили в минувшем году операции по страхованию жизни. И основу этого зарождающегося рынка, с уходом с него «схемщиков», на данный момент формируют «дочки» транснациональных и кэптивных страховщиков, которые ориентируются на корпоративных клиентов.

 

 

Законодательное регулирование добровольного страхования жизни (ДСЖ) на данный момент, как принято говорить, оставляет желать. Нуждается в доработке Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела РФ», не говоря уже о Налоговом кодексе.

 

Кстати, к слову о последнем: сложно представить себе ситуацию, в которой рынок страхования будет расти и развиваться без соответствующих налоговых стимулов. Основным стимулирующим изменением, которое хочется в ближайшее время увидеть в НК РФ, — это освобождение страховых взносов физических лиц от НДФЛ и отнесение их на затраты. Необходимость данной меры вряд ли нуждается в пояснениях.

 

Однако ложным будет представление о том, что единственное, чего не хватает для полноценного развития ДСЖ, — это грамотная законодательная база. От самих страховщиков требуются значительные усилия, направленные в первую очередь на повышение информированности населения о специфике страхования жизни. «Если населению развитых стран не нужно лишний раз объяснять, что страхование жизни — это надежный способ формирования стратегических резервов, то нашим согражданам это необходимо», — считает Вячеслав Менцов, МАКС СК.

 

 

Банки: будем сотрудничать?

В предыдущих номерах нашего журнала мы уже затрагивали тему сотрудничества банков и страховых компаний. Ярким примером такого сотрудничества служит bаncassurance, что в буквальном переводе означает «банковское страхование». Однако на сегодняшний день этот термин нашел более широкое распространение, он тесно связан со сферой стратегии бизнеса и налогообложения. В классическом понимании «bаncassurance» — это продвижение через банки полисов накопительного страхования жизни. Именно вокруг этого продукта и началось активное сотрудничество европейских банков и СК.

 

Когда человек приходит в банк отдавать свои деньги, он является потенциальным клиентом не только банка, но и страховой компании. «Долгосрочное страхование жизни обладает двумя основополагающими для сотрудничества банков и страховых компаний качествами — это массовость и первоклассный инвестиционный ресурс», — рассказывает Светлана Александрова, руководитель Управления страхования жизни СО «Стандарт-Резерв». Для того чтобы банк распространял полисы страхования жизни, требуется минимум необходимых исходных данных для оценки риска. Поэтому оформление полиса накопительного страхования жизни страховщик может доверить сотруднику банка.

 

В теории bаncassurance чрезвычайно выгоден всем участникам сделки. Однако на практике эффективность такого сотрудничества во многом определяется принципиальными отличиями между банками и страховыми компаниями (см. рис. 2) и спецификой страны, в которой оно осуществляется.

 

По мнению Александра Хандруева, первого вице-президента Ассоциации региональных банков России, к внешним факторам успешности bаncassurance можно отнести:

  • гибкое законодательство;
  • зрелый рынок банковских услуг;
  • простоту предлагаемых страховых продуктов;
  • высокое доверие потребителей к банкам.

 

Говоря о российской действительности, следует отметить факторы, благоприятствующие такому сотрудничеству банков и СК. В стране на данный момент не существует прямых законодательных ограничений на bаncassurance. Растет уровень доходов наших потребителей, активно развивается потребительское кредитование. «Кроме того, — замечает Александр Хандруев, — в активах банковского сектора вообще, на долю ссудной и приравненной к ней задолженности приходится порядка 64% всех активов. У банков очень большие кредитные портфели. Это потенциально могло бы содействовать более тесному взаимодействию банков и страховых компаний».

 

Однако сами страховщики по сей день заинтересованы преимущественно в автогражданке и рассматривают bаncassurance как направление развития бизнеса в очень отдаленной перспективе. И в таком подходе есть доля истины, так как готовность россиян воспринять ДСЖ как от страховых компаний, так и от банков, вызывает сомнение. Рассмотрим подробнее отношение российских потребителей к страхованию жизни.

 

 

Готовы ли россияне к ДСЖ?

Полковник: Что вы думаете о страховании жизни?

Житель_Земли: Обдираловка и обираловка!

Леший: Зато страховые агенты искренне желают тебе здоровья и долгих лет жизни!

Интернет-форум по страхованию

 

Летом текущего года ВЦИОМ провел исследование с целью определения отношения потребителей к страхованию жизни. Обобщенно потенциального страхователя жизни можно  охарактеризовать как человека, который:

  • оказывает финансовую поддержку родным и близким (и будет делать это в перспективе),
  • знает, что такое страхование жизни,
  • доверяет операторам страхового рынка,
  • делает сбережения (в том числе для обеспечения родных на случай, «если со мной что-нибудь случится»),
  • планирует финансовое положение на длительный срок.

 

«Хорошие новости таковы: россияне любят ближнего своего и готовы заботиться о нем», — говорит представитель ВЦИОМ. Плохие новости — это существование ряда фундаментальных факторов, препятствующих развитию ДСЖ.

 

По данным исследования, россияне не склонны рассматривать страхование жизни как сберегательный инструмент: лишь 0,4% от опрошенных потратили бы часть сбережений на покупку полиса. Далее, «лишь полпроцента населения планируют свои финансы более чем на год, — говорит представитель ВЦИОМ, — и это при том, что ДСЖ подразумевает сроки в 10 лет и более».

 

Хочется (вернее, вынуждены) отметить еще одну удручающую цифру: только 5% опрошенных уверенно согласились с утверждением «Я хорошо знаю, что такое страхование жизни, могу рассказать, как это работает», в то время как 74% не согласны с высказыванием. Это подтверждает высказанный ранее тезис о необходимости информирования населения о ДСЖ. Уважаемые коллеги, перед нами — даже не поле, а настоящая непаханая равнина. Необходимо уже сейчас начинать «разъяснительную работу», а не сетовать на несовершенство законодательной базы.

 

Говоря о доверии к операторам страхового рынка, 60% респондентов выразили неуверенность в том, что через 20 лет крупнейшие страховые компании все еще будут существовать на рынке. Для формирования такого «доверия в перспективе» необходим комплекс мер как со стороны страховщиков, так и со стороны государства. И здесь посильную помощь могут оказать банки. Рейтинг доверия населения к банкам выше, чем к СК, и перенос репутации банка на страховую компанию при помощи уже упомянутого bankassurance сыграет свою роль в деле продвижения ДСЖ.

 

По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», при благоприятном стечении обстоятельств бурное развитие рынка страхования жизни можно ожидать уже в ближайшие 5 лет (до 40% в год и более). Таким образом, объем сегмента достигнет отметки в 1,5 млрд долларов в 2011 г. Однако более вероятным представляется темп роста в 15–20% ежегодно и прогнозируемый оборот рынка в 2011 г. в 400–500 млн долларов.

 

Доля долгосрочного страхования жизни также растет — пусть медленно и незаметно, но растет. Так, доля договоров страхования жизни сроком более чем на 5 лет выросла с 0,7% в 2004 г. до 1,7% в 2005 г. (по данным ФССН). Традиционно уже вспоминается опыт Восточной Европы: за 10 лет существования активы польского рынка ДСЖ выросли более чем в 19 раз, увеличившись с 0,6 до 11,46 млрд евро. Такие цифры вселяют оптимизм, а ведь это всего лишь частный пример общего успешного развития рынков ВЕ.

 

Текущее состояние рынка страхования жизни — это наиболее благоприятный момент для увеличения объема премий, клиентов, доли рынка и распространения продаж по всей стране. Говоря иначе, сейчас наилучшее время для вступления на рынок ДСЖ: через 1–3 года ожидается массовое появление западных игроков, привлекаемых слабой конкуренцией и высоким потенциалом рынка. Транснациональные компании принесут с собой новые технологии, инструменты долгосрочных инвестиций, адекватное восприятие «отложенной» прибыли, эффективное лоббирование. И российским страховщикам необходимо будет к тому времени «обзавестись» солидными конкурентными преимуществами. Необходимо создавать отечественный рынок ДСЖ здесь и сейчас, пока этому способствует рост доходов населения России, усилия ФССН и уполномоченных органов. Первые шаги в будущее развитой «жизни» уже сделаны — важно удержать взятый темп.

 

 

Обзор подготовила

Мария Бжезинская

 

 

При подготовке обзора использовались материалы:

Конференции «Сотрудничество банков и страховых компаний», 2006 год, РА Эксперт;

Второго международного страхового форума «факторы и технологии повышения конкурентоспособности страховых компаний», 2006 год, AH Conferences.

 

 

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 29/03 92.26 -0.3291
EUR ЦБ РФ 29/03 99.71 -0.5647