ПОТУСТОРОННИЙ МИР ЗА БРОНИРОВАННЫМ СТЕКЛОМ

5 марта 2009, 16:37

Интервью с Эльдаром Бикмаевым, Первым вице-президентом Финансовой группы «Лайф»

 

Эльдар Бикмаев
Родился 26 января 1969 г.
В 1994 г. окончил МИФИ по специальности «Теоретическая ядерная физика».
Кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит».
В ОАО АКБ «Пробизнесбанк» с 1995 года.
В настоящее время – Первый вице-президент ФГ «Лайф», отвечает за розничный бизнес.

 

Сегодняшние реалии российского банковского рынка таковы, что выживают сильнейшие. хорошо, когда можно рассчитывать на поддержку государства или на западные инвестиции. А что делать, если таких возможностей нет, а амбиции заставляют стремиться к лидерству? Одним из решений можно назвать формирование холдинговой структуры, банковской группы.

Яркий пример подобной стратегии – ОАО АКБ «Пробизнесбанк», являющийся головной кредитной организацией Финансовой группы «Лайф».

«Пробизнесбанк» был основан в 1993 г. для обслуживания производственных компаний и стимулирования развития предприятий рыночного сектора экономики. Благодаря стабильной и профессиональной работе банк хорошо известен в международном финансовом сообществе.

В 2003 г. «Пробизнесбанк» приступил к формированию цельной и гибкой холдинговой структуры горизонтального типа с участием крупных региональных банков. Сегодня в банковскую группу «Лайф» входят: ОАО АКБ «ВУЗ-банк», г. Екатеринбург; ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», г. Саратов; ООО КБ «Ивановский Областной Банк», г. Иваново.

В 2006 г. «Пробизнесбанк» провел частное размещение, продав допэмиссию объемом 34,5% среди иностранных финансовых инвесторов. Сегодня банковская группа имеет 126 отделений в 40 регионах России.

О реалиях российского рынка розничных финансовых услуг и о перспективах развития бизнеса финансовой группы в масштабах страны мы пригласили рассказать Первого вице-президента ФГ «Лайф» Эльдара Бикмаева. 

 
Retail Finance: Эльдар, поделитесь, пожалуйста, своим видением того, как будет выглядеть рынок финансовых услуг в 2010 г.
 
Эльдар Бикмаев: Если честно, я не знаю. Банки, как и другие институты, сильно зависимы от общества и страны, в которой мы будем жить. Если в стране изменений не произойдет, то вряд ли стоит ждать каких-либо изменений через три года. Согласитесь, банковские
рынки в 2004 г. и в 2007 г. мало чем отличаются даже для специалистов, а про население и говорить нечего… Да, знаний стало больше. Стало больше понимания, начали развиваться кредитные бюро. Офисов банков стало гораздо больше. Вот, пожалуй, и все, что изменилось за последние три года.
Практически все современные технологии здесь внедрены. Технически многие российские банки превосходят большинство западных.
Другое дело – рынки стран СНГ. Надеюсь, российские банки составят на этих рынках достойную конкуренцию европейским банкам.
      
R.F.: Так Вы считаете, что все качественные изменения на рынке уже произошли? Неужели все клиентские сегменты освоены, все продукты и каналы продаж разработаны, а структура рынка окончательно определена?

Э.Б.: В части технологий да. Сейчас больший упор делается на увеличение надежности систем и каналов, чем на функционал.
Что касается клиентских сегментов и каналов продаж, все совсем наоборот. Все только начинается.  Стабильный рост доходов населения во многих регионах вселяет в людей уверенность в завтрашнем дне, а значит, они не боятся брать деньги в кредит, у них появляется необходимость в депозитах и других финансовых услугах.
К сожалению, очень медленно уходит в прошлое так называемое «крепостное право» на предприятиях, когда сотрудник фактически не имеет право выбрать банк, куда перечисляется его заработная плата. Попробуйте прийти в бухгалтерию крупного предприятия и попросить перечислять вам зарплату в ваш банк, а не в тот, с которым у предприятия договор. Или попробуйте через неуполномоченные банки заплатить за коммунальные платежи.  В некоторых ДЕЗах или ЖЭКах работа ор-ганизована так, что порой сложно выяснить, нет ли у человека задолженности по платежам.
Этот список примеров можно продолжать. Надеюсь, все это скоро уйдет. И мы получим совсем другой рынок.

 
R.F.: Насколько сейчас серьезна конкуренция в банковском бизнесе? Есть ли примеры российских банков, чьи успехи существенно повлияли на развитие банковского сектора?

Э.Б.: Открывая банковские отделения в разных городах, часто приходится слышать, что в этом городе уже работает порядка ста банков. Из интервью менеджеров и руководителей банков о выходе того или иного нового банка в регион складывается впечатление, что конкуренция здесь запредельная. Но это не совсем так.  Спросите у жителей этого города, что они думают о том или ином банке или о банковских услугах или попросите их порекомендовать какой-либо, и в ответ услышите столько негативных отзывов! – порой все многообразие русского языка.
Поверьте, офисы и качество обслуживания в Москве и в российских городах абсолютно разное. Похоже, что руководители этих банков живут только в Москве и не ездят по другим городам. Я очень много времени провожу в поездках по регионам и прикольных историй и фотографий на тему банковского розничного бизнеса в российских городах хватит на толстую книгу. И это для нас очень хорошо. Значит, у нас есть время.
Мы проводили исследования в ряде городов среди клиентов, которые купили товары в кредит в магазинах. 60% не смогли точно назвать названия банков, где они получили кредит. Еще 20% думали, что взяли кредит у нас, так как приходили погашать платежи в наши офисы. При этом каких-либо рекомендаций этих банков услышать практически невозможно. Вам могут посоветовать врача, детский сад, хорошую школу и много чего еще. Но только не банки. Мы гордимся, что в большинстве наших регионов более 40% клиентов приходят к нам по рекомендациям. Мы очень хотим, чтобы нас рекомендовали друг другу как хороших врачей.
Что касается примеров банков, я бы не хотел называть здесь конкретные имена. Они и так хорошо известны. Единственно, что хотелось бы сказать: после их «успехов» часто очень тяжело вернуть доверие людей к банкам вообще.

 
R.F.: «Прикольные истории» о работе банков широко обсуждаются в СМИ. Они рассказаны самими клиентами, «впечатленными» обслуживанием. А Вас как профессионала, знающего «процесс» изнутри, какая из историй «впечатлила» больше всего?

Э.Б.: Истории изнутри не столь интересны, на мой взгляд, как мир глазами клиентов. Мне всегда было интересно, почему в сетевых продуктовых или розничных магазинах нет милиционеров или вооруженных до зубов охранников, хотя денежные средства находятся в открытых кассах. А в банках очень часто на входе встречает клиентов либо милиционер, либо охранник с дубинкой, при этом кассиры сидят за пуленепробиваемыми стеклами, а деньги находятся в сейфах. Все-таки XXI век!
Заходим мы однажды в отделение одного из крупнейших московских банков в Калуге около половины второго в рабочий день. Все в мраморе. Народу никого. Но и операционистов не видно. Тут к нам подходит милиционер с авто-матом. Причем «калаш» в висит на плече в положении для стрельбы. Я когда-то, по-честному, служил пару лет в армии, поэтому первая непроизвольная реакция – резко в сторону и… Тут он неожиданно говорит, что у них обеденный перерыв и что он нас может запросто проконсультировать. Не выпуская автомата, он нам дал пару брошюр, рассказал, что у них теперь новые условия и достаточно понятно объяснил условия кредитования. Я обалдел окончательно.
Взяв брошюру, мы вылетели из офиса. Вечером я подумал, что, наверное, в Москве милиционеры в таких отделениях говорят еще и на английском... Жаль, никак не соберусь заехать проверить.

 
R.F.: Говоря о конкуренции на рынке, Вы сказали, что «время у вас есть». Сколько? И на что вы его будете тратить?
Э.Б.: Времени у нас достаточно, и тратить мы его будем на развитие сети физического присутствия. Россия - огромная страна. Банковский бизнес здесь стал развиваться одним из первых, но соотношение отделений на душу населения остается на низком уровне. Поэтому здесь мы видим громадный потенциал.
 
 
R.F.: А вообще, есть ли у Вас кумиры в бизнесе? человек или компания, успех которых Вам хотелось бы достичь и превзойти?
Э.Б.: В науке можно назвать многих людей, которыми я восхищаюсь. В бизнесе, по-моему, это невозможно. В науке большинство открытий с годами превращается в знания, а их авторы в памятники и названия законов. В бизнесе все временно.И успех, и достижения. Здесь вообще неважно, кто или что первый придумал. Многие постулаты даже на моем веку претерпели существенные изменения. Компании появляются и исчезают. Вместе с CEO, CFO и т.д.
Есть компании, чья модель и философия развития близка мне на сегодняшний момент. Это, например, Wall-Mart времен Сема Уолтона. Это действительно простая идея. Я также убежден, что низкие цены существенно улучшают качество жизни людей.
Сервис, улыбки и подобное на основную массу населения не оказывают столь сильное влияние, как низкие цены. Теплоту можно получить и в семье, к тому же не так много мы проводим время в банках, чтобы об этом сильно задумываться. В век электронного банкинга, кредитных карт, банкоматов, всяких там машин важнее дружелюбный интерфейс банкомата, чем девушки в кассе, которая сидит в потустороннем мире за бронированным стеклом и общается с тобой через переговорное устройство.
Почему я упомянул Сема Уолтона? Я действительно верю в силу личности. Как взлеты и падения государств, империй, так и успех компаний связан с конкретными личностями. Кроме памятника Минину и Пожарскому я не припомню корпоративных памятников. Как когда-то воины-завоеватели постепенно превращались в земледельцев и государства через несколько поколений завоевывались, так и в бизнесе. Только это называется слиянием или поглощением. Когда компании перестают сражаться, теряют естественную дерзость, бизнес-лидеры перестают вписываться в новую корпоративную культуру, ведущие позиции занимают люди с большим количеством знаний, но только какие-то совсем мягкие и удобные, компании начинают умирать. Это особенно заметно в розничном бизнесе. В розничных банках работают тысячи сотрудников. Это маленькие государства. Со своими законами, культурой, границами, в конце концов. Розничным банкам нужны лидеры, нужны сумасшедшие лидеры, влюбленные в свое дело. Только они могут зажигать сердца и души тысячи сотрудников. Без этого драйва люди начинают уставать, у них возникает озлобленность, депрессии, и все это существенно сказывается на клиентах. Как часто мы видим в банковских офисах и розничных магазинах уставших от жизни людей...
 
 
R.F.: Что для Вас является критерием профессионального успеха?
Э.Б.: Для человека это, наверное, профессиональная востребованность. Когда без тебя что-то не работает, что-то срывается, в общем, не получается.
И еще: в отличие от мира спорта, где успех одного означает поражение другого, в бизнесе, слава Богу, не так. Здесь реально победителей может быть очень много.
Для компании это любовь и лояльность их клиентов, счастливые и мотивированные сотрудники, удовлетворенные доходностью вложений акционеры и инвесторы.
 
The Retail Finance
 

Материал просмотрен: 2509 раз
Комментарии (3)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 29/03 92.26 -0.3291
EUR ЦБ РФ 29/03 99.71 -0.5647