СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК В РОЗНИЧНОМ СТРАХОВАНИИ

18 марта 2009, 13:40
Сейчас, в связи с кризисом, стала очень актуальной тема оптимизации расходов и сокращения издержек во всех сферах бизнеса, в том числе и в страховании. Те IT-системы, которые функционировали ранее, не отвечают требованиям нового времени. Подход к организации IT-инфраструктуры страховой компании требует глобального пересмотра. О том, как развивается рынок страхования и какие требования предъявляются  к организации бизнес-процессов, журналу The Retail Finance рассказал Сергей Олесюк, генеральный директор «Лаборатории Страхования»
 
The Retail Finance: Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, какой объем расходов несет страховая компания на поддержание бизнес-процессов с устаревшей IT-системой и за счет чего возможно сокращение издержек?
 
Сергей Олесюк: Мне представляется, что для такой оценки необходимо четко разделить непроизводительные операционные расходы и необоснованные потери при ведении бизнеса.
Объем непроизводительных операционных расходов легко оценить по количеству учетных систем страховщика. Чем больше систем, тем больше затрат на их ведение и поддержание. Если же вы ведете одну систему, то расходы существенно сокращаются. Поэтому непроизводительные затраты на обслуживание гетерогенной IT-архитектуры составляют, как правило, большую часть всех операционных затрат от 50% и выше. Кроме того, если бизнес-процесс организован с использованием информационной системы, хронометрирующей действия персонала, то его производительность труда существенно повышается. Как показывает практика, на 20-25%. 
 
Что касается необоснованных потерь при ведении бизнеса, то здесь многое зависит от размеров компании. При небольших портфелях договоров, примерно до 10 тыс., эти потери могут быть минимальны. Но как только указанное пороговое значение превышено, вероятность потерь вырастает пропорционально объемам. Для того чтобы их исключить, и используются корпоративные решения.
 
Вот несколько примеров из нашей практики. Не называя компаний, будем говорить «у одного нашего клиента», а на самом деле речь пойдет о нескольких разных компаниях. Так вот, у одного нашего клиента после внедрения разработанной нами корпоративной системы КИАС:Страхование произошли следующие изменения: было выявлено более 9 млн руб. задолженности перестраховщиков по выплате своей доли в убытках по договорам, переданным в перестрахование; счета были выставлены и оплачены перестраховщиками; было прекращено перестрахование значительного числа договоров страхования (на несколько сот тысяч), которые не были заключены страховщиком, а существовали только в проектах; перестраховочная премия была возвращена в полном объеме; ежемесячные сборы по регрессам и суброгациям выросли от нескольких миллионов рублей до более чем 20 млн ежемесячно.
 
И таких примеров, на самом деле, множество. Вот почему внедрение современной информационной системы вполне себя оправдывает. Адекватное решение окупается менее чем через год после начала его полномасштабной эксплуатации.  
 
RF: Как КИАС:Страхование может помочь страховщикам в вопросе сокращения издержек на поддержание бизнес-процессов?
 
С.О.: КИАС помогает реально сократить издержки практически по всем направлениям страховой деятельности от продаж до расчета страховых резервов и формирования отчетности.
Не секрет, что основной статьей затрат страховщика, помимо, естественно, выплат по убыткам,  являются расходы на ведение дела. А это в основном зарплата персонала. Чем меньше персонала на решение одной и той же задачи, тем меньше затрат. КИАС как раз и позволяет решать задачи меньшим числом персонала. Достигается это за счет полного описания страховых продуктов на Фабрике продуктов КИАС, организацией хронометрируемых конвейерных бизнес-процессов, заставляющих работать персонал полный рабочий день, автоматизацией процессов, связанных с формированием отчетности, а также за счет кратного сокращения времени персонала, затрачиваемого на поиск необходимой информации.
Кроме того, сопровождение КИАС в процессе ее эксплуатации не требует наличия большого количества высокооплачиваемых программистов. Максимум один-два человека. Если сравнить со штатом IT-департаментов крупных страховщиков, то становится совершенно очевидно, что внедрение КИАС окупается очень быстро уже только за счет экономии на персонале.

RF: Разработка Лаборатории Страхования КИАС:Страхование позиционируется Вами  как типовое отраслевое IT-решение. Что лежит в основе такого позиционирования и насколько это на практике соответствует действительности?   
 
С.О.: КИАС:Страхование действительно является типовым отраслевым решением, обеспечивающим IT-поддержку подавляющего большинства бизнес-процессов страховой компании, за исключением накопительного страхования жизни. В основе такого позиционирования лежат реальные возможности настройки системы под конкретного клиента без изменения программного кода ее ядра. А насколько это соответствует действительности, можно судить по тому факту, что у всех наших клиентов стоит одно и то же программное обеспечение, хотя и учетные политики компаний, и их бизнес-процессы существенно разнятся. Кроме того, функционал КИАС, доступный клиенту, описан в файле электронной лицензии.
 
Нам это позволяет избежать каких-либо затрат при переходе клиента по восходящей продуктовой линейке КИАС. Клиенту же для получения нового функционала не требуется устанавливать какое-либо дополнительное программное обеспечение. Просто меняется лицензия, и то, что вчера было недоступно, становится доступным. 
 
Все это реально подтверждается нами на практике, так как за последние три года нами проведено пять успешных проектов внедрения КИАС – в трех компаниях федерального уровня и двух региональных. Подобных прецедентов до этого на нашем, да и не только нашем рынке еще не было. И все это только вследствие того, что мы поставляем типовое, изначально работающее решение.
 
RF: Ни что не появляется, как известно, ниоткуда. Какова история создания КИАС и как у Лаборатории Страхования, которая официально присутствует на рынке только с 2005 г., получилось то, что до сих пор не получается у других российских разработчиков ПО, специализирующихся в этой области?  
 
С.О.: Если коротко, то сначала были 8 лет активного изучения предметной области и освоения инструментария разработки, а потом два года работы коллектива по 12–15 часов в сутки. Причем работы не лабораторной, а самой что ни на есть боевой, в качестве сотрудников страховых компаний.  
Если подробнее, то можно сказать, что коллектив Лаборатории Страхования на 100% сформирован из бывших сотрудников страховых компаний. И это не случайность, а целенаправленная кадровая политика, которая позволяет нам оперативно и с минимальными затратами решать вопросы методического сопровождения разработок. Во-первых, потому что наши специалисты и сами прекрасно владеют всеми тонкостями учета страхования, а во-вторых, наши коллеги-страховщики, при необходимости, никогда не отказывают нам в консультациях.
 
Кроме того, опыт, полученный нашей командой при разработке и внедрении аналогичных систем в Ингосстрахе, Энергогаранте, Цюрихе (в прошлом СК НАСТа) и других компаниях, позволил нам обобщить лучшие практики страхового рынка, которые мы и реализовали в нашей системе.  И так получилось, что фактическим инициатором разработки КИАС стало руководство СК Цюрих, которое и предложило нам не только разработать, но и реализовать проект у себя в компании. Поэтому мы и говорим, что КИАС – это не лабораторная самостоятельная разработка узкой группы специалистов, а разработка многопрофильных специалистов страховой компании. В первую очередь для себя, а теперь и для всего страхового рынка.
   
RF: В чем состоит принципиальное отличие КИАС:Страхование от тех разработок, в которых Вы участвовали ранее?
 
С.О.: Принципиальное отличие, в первую очередь, состоит в корпоративном характере решения и модели данных, принятой при разработке. Корпоративность заключается в том, что в КИАС одновременно (on-line) работают все подразделения страховщика, независимо от их территориального расположения, т.е. вся компания работает в едином информационном пространстве. Что же касается модели данных, то нами принята такая модель, которая в наилучшей степени соответствует особенностям учета страхового бизнеса. Что естественным образом и существенно сокращает не только затраты на разработку, но и сопровождение системы в период ее жизненного цикла. Конечно, пришли мы к этому опытным путем, и таких ошибок, какие были нами допущены в проектах более раннего периода, мы уже не совершаем. 
 
Кроме того, КИАС является не только аналитической, но и технологической системой. Она поддерживает широкий спектр коммуникационных возможностей для пользователей – от внутренней почтовой службы до центров обслуживания, а также включает такие важнейшие для всех направлений розничного бизнеса средства обслуживания клиентов, как электронные очереди, call-центры и планировщики событий.
 
RF: Функциональный спектр КИАС представляется достаточно широким. А можно ли сравнить его с функционалом аналогичных зарубежных систем?
 
С.О.: Функционал КИАС уже приближается к функционалу подобных зарубежных систем. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в период подготовки к продаже страховой компании НАСТА Группе Цюрих КИАС получила два блестящих IT-аудита от лидеров в этой области – компаний Accenture  и PricewaterhouseCoopers. Их задача была рассказать руководству Группы Цюрих правду о том, чего не хватает в системе для того, чтобы ее можно было рассматривать как систему европейского уровня. И конечно же, предложить что-то взамен. Но новые владельцы менять после аудита ничего не стали, так как реально не было и до сих пор нет на что, а мы получили заключения аудиторов в качестве руководства к действию. Отставание еще по функционалу, конечно, есть, но уже крайне незначительное. А по многим параметрам КИАС изначально превосходит свои зарубежные аналоги. 
 
RF: В страховании очень важную роль играет статистика. Поэтому при переходе на новую IT-систему всегда ставится вопрос о переносе исторических данных из существующих учетных систем. Есть ли в КИАС какие-либо средства, поддерживающие подобный перенос?
 
С.О.: Так как мы сами долгое время проработали в страховых компаниях, тема эта нам очень близка. Более того, это тема, которая может занимать большую часть времени, отведенную на проект. Дабы избежать этого, мы разработали в КИАС универсальные конверторы данных. Заказчик выгружает данные страхового учета в определенном формате из своих унаследованных систем, а потом нажатием одной кнопки загружает эти данные в КИАС. Эта технология была разработана нами при переносе исторических данных 64 филиалов в СК Цюрих и успешно применялась во всех наших проектах внедрения. И можно с гордостью сказать, что потери данных при переходе на КИАС, при правильной организации экспорта данных из унаследованных систем, минимальны.  
 
RF: Сколько по времени может занимать проект внедрения КИАС, сколько это стоит и можно ли как-то протестировать систему прежде, чем ее приобрести?
 
С.О.: Что касается сроков внедрения КИАС, то здесь очень многое зависит от подготовленности и уровня квалификации всего персонала страховщика и в особенности его специалистов, отвечающих за IT. Минимальный срок внедрения – одна неделя (СК Защита-Находка), максимальный – два года (Цюрих). Однако в последнем случае необходимо делать скидку на то, что одновременно с внедрением КИАС велась и ее разработка. Поэтому нам приходилось делать в этой компании все: писать программы, создавать техническую и программную архитектуры с нуля, обучать персонал правилам ведения страхового учета, представлять компанию ее потенциальным покупателям и многое другое. Реально на проект потребовалось бы сегодня не более года.
 
Стоимость КИАС гораздо ниже, чем стоимость аналогичных зарубежных и российских страховых IT-систем. И именно за счет того, что продукт типовой и его внедрение и сопровождение не требуют значительных усилий и, как следствие, вложений. Что же касается конкретных цифр, то это всегда предмет договоренности двух сторон – продавца и покупателя, поэтому, как таковой фиксированной цены не существует.  
Относительно тестирования. Мы предлагаем своим потенциальным клиентам до приобретения КИАС провести ее тест-драйв с полным функционалом. Как правило, это продолжается один месяц. После этого клиент уже может самостоятельно принять решение, насколько ему подходит система. Тест-драйв предоставляется бесплатно. Для этого необходимо лишь направить заявку с нашего сайта www.inslab.ru
 
 
 

Материал просмотрен: 2880 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 25/04 92.51 -0.786
EUR ЦБ РФ 25/04 98.91 -0.6491