Андрей Никитюк: «Мода меняется быстро»

5 февраля 2014, 12:33
Как долго рынки акций развивающихся стран, включая Россию, будут отставать от рынков развитых стран? Каким финансовым инструментам отдают предпочтение состоятельные россияне? На эти и другие вопросы в интервью журналу «РБК» ответил Андрей Никитюк, председатель правления Concern General Invest – компании с итальянскими корнями, которая предоставляет крупным российским и зарубежным инвесторам услуги по управлению активами на глобальных финансовых рынках.
Зарабатывать дома, сохранять за границей
Состоятельные россияне могут размещать капиталы практически на всех ключевых рынках мира. Но что происходит на самом деле? Например, судя по предпочтениям клиентов вашей компании, имеет ли место бегство из российских активов?
У нас есть как российские, так и нероссийские клиенты. Конкретно – итальянские и швейцарские физлица и инвестфонды. Так вот, последние проявляют растущий интерес к нашей стране. Каждый год объем иностранных капиталов, которые заводятся через нас в Россию, удваивается, а то и утраивается.
А нет ли обратного процесса – роста интереса россиян к зарубежным рынкам?
Состоятельные россияне – это, как правило, представители реального бизнеса. В их понимании деньги нужно зарабатывать именно в реальном бизнесе и именно здесь, в России. Другие же страны, в первую очередь европейские, привлекательны в основном для сохранения капитала, что предполагает ставку преимущественно на инструменты с фиксированной доходностью. В частности, стабильным спросом пользуются вклады в швейцарских банках, приносящие всего 2–3% годовых. Но я бы не сказал, что этот спрос очень высок и что он растет. Для сохранения капитала хорошо подходят и облигации эмитентов из России, других стран СНГ, деноминированные как в национальной валюте, так и в долларах и евро. На рублевых инструментах можно зарабатывать и 5–7, и 10–15% годовых – все зависит от риска, который готов взять на себя инвестор.
Неужели находятся желающие сохранять капитал в рублевых облигациях высоконадежных эмитентов, притом что у них доходность к погашению – всего 5–6% годовых? Есть же риск девальвации. Если рубль обесценится к доллару хотя бы на 5%, то долларовая доходность инвестиций приблизится к нулю. И это в то время, когда «эталонные» американские гособлигации котируются с доходностью в 2–3%.
Во-первых, все зависит от времени инвестирования. На данный момент доходность по рублевым облигациям по сравнению с началом 2013-го значительно выросла. И сейчас достаточно качественных эмитентов с доходностью выше 7–10%. Во-вторых, рублевые вложения можно частично застраховать от девальвационных рисков с помощью валютных форвардов. Инвестиционные бутики вроде нашей компании, как правило, предлагают широкий выбор подобных структурированных продуктов, которые позволяют настроить соотношение доходности и риска под индивидуальные запросы клиентов. В-третьих, риск может и не материализоваться. Между тем многие инвесторы готовы рисковать в обмен на более высокую ожидаемую доходность.
Ротация неизбежна
Допустим, некий инвестор готов рискнуть, вложив часть капитала на рынке акций. Сможете ли вы найти аргументы в пользу инвестиций на российском рынке, которые «заглушили» бы его слабый результат по итогам 2013 года, зафиксированный – вот ведь что подозрительно – на фоне подъема фондовых рынков развитых стран?
Не стоит чрезмерно фокусироваться на тенденциях, которые были в силе до сегодняшнего дня. Каким бы ярким или, наоборот, мрачным ни был сравнительный «перформанс» отдельных рынков, ничто не гарантирует его продолжение в будущем. В последние два-три года американский фондовый рынок демонстрирует опережающую динамику по сравнению с emerging markets (Россия не единственный лузер, слабыми оказались, например, китайский и бразильский рынки). В 2013-м ключевые биржевые индексы США поднялись на 25–30%! Умами огромного числа инвесторов завладела идея, что Америка практически выбралась из кризиса, что, конечно же, далеко от истины. При этом сформировалась своеобразная мода на негативную оценку перспектив развивающихся стран. В Штатах все хорошо, а в Китае, Бразилии, России и прочих все плохо. Как показывает история, подобная поляризация не длится долго. Не за горами тот момент, когда начнется постепенное переключение внимания инвесторов на вчерашних аутсайдеров. Это не значит, что из США капиталы массово перетекут на развивающиеся рынки. Но наверняка найдется немало инвесторов, которые получили хорошую прибыль на американском рынке и теперь готовы хотя бы частично ее зафиксировать и перенаправить на какие-то другие рынки. Просто в рамках естественной ротации активов в инвестиционных портфелях. Это могут быть не очень большие деньги по меркам Америки, но их вполне хватит для подогрева рынков развивающихся стран.
Что может стать триггером роста интереса глобальных инвесторов к развивающимся странам?
Мода меняется быстро и зачастую без очевидных триггеров. Или так: факторы роста (спада) уже есть, но по психологическим причинам инвесторы до поры до времени их в упор не видят. Полтора-два года назад было модно хоронить еврозону, рассуждать о том, что кризис суверенных долгов в Европе входит в кульминационную фазу. И что же мы видели с тех пор? Уверенный подъем на рынке ценных бумаг европейских правительств и корпораций. А золото? Пару лет назад, когда цены после устойчивого подъема забрались на рекордные высоты, многие инвесторы и аналитики верили, что желтый металл подорожает еще больше. Вместо этого произошел обвал. Что интересно: фактор, считавшийся главным драйвером роста цен на золото, – сверхмягкая монетарная политика ведущих центробанков – не только не ослаб за это время, а усилился! То же может быть и с развивающимися рынками: инвесторы начнут заражать друг друга идеей, что с ними все не так уж плохо.
Какими могут быть аргументы для инвестиций в российские бумаги?
Не стоит раньше времени ставить крест на перспективах сырьевых рынков. Посмотрите на нефтяные котировки. Казалось бы, есть серьезные поводы для их снижения. Скажем, так называемая сланцевая революция в добыче нефти и газа, которая якобы должна обернуться избытком предложения углеводородов на мировом рынке. Об этом давно говорят. Но цена барреля смеси Brent настойчиво держится выше 100-долларовой отметки. Почему цены устояли даже после того, как Иран и США запустили процесс политического диалога (холодная война между ними долгие годы считалась одним из главных рисков, оправдывающих более высокий уровень цен на нефть)? Все не так просто. Многие опасаются, что глобальное распространение «сланцевых» технологий нанесет болезненный удар по российской нефтегазовой отрасли, а значит, и по макроэкономической стабильности России. Но немногие знают, что большинство американских «сланцевых» проектов (о европейских и говорить нечего) окупаются лишь при высоких ценах на газ.
То есть, как ни крути, Россия интересна только в качестве набора сырьевых активов?
Не только. Я просто хотел сказать, что даже избитая тема сырья еще не отыграна. А между тем на нашем рынке есть и яркие несырьевые корпоративные истории. ТКС Банк, «Яндекс», МТС, «Магнит» – вот примеры публичных компаний с высоким качеством корпоративного управления, демонстрирующих высокие темпы роста даже в условиях общей стагнации. Увы, их количество еще далеко от критической массы. В этом плане наш рынок выглядит несколько ущербно, особенно с точки зрения инвесторов с большими деньгами, для которых важен богатый выбор высоколиквидных бумаг. Вообще, это большая проблема России: у нас мало по-настоящему творческих, новаторских менеджерских команд по сравнению с той же Европой. Но в долгосрочной перспективе проблема будет решена. Заступает на вахту поколение россиян с совсем другим менталитетом. Это не зажатые люди с советским прошлым и не те, чья психология формировалась в лихие 90-е, а люди, которые свободно владеют языками, учатся как в России, так и за рубежом, впитывая знания и опыт разных стран. Я надеюсь, они смогут подтянуть российский бизнес к лучшим мировым стандартам.
Ну, это в долгосрочной перспективе. А как насчет ближайшего года? На фондовых рынках развитых стран после бурного роста назревает коррекция. Если она начнется, не получится ли как всегда: когда Америка чихает, остальной мир кашляет? Не будет ли обвала на российском рынке?
Действительно, отечественный фондовый рынок обычно и растет, и падает вслед за рынками западных стран, но с большим размахом. Однако за последний год наши индексы не то что не опередили в динамике американские или европейские индикаторы, а существенно отстали от них. Поэтому можно предположить, что и опережающего падения мы не увидим.
У всех свои проблемы
Некоторые инвестбанки предлагают такую хитрую ставку на развивающиеся рынки: вкладываться в акции не столько компаний из самих emerging markets, сколько американских и европейских предприятий, у которых значительная часть прибыли генерируется в развивающихся странах. Допустим, Coca-Cola или Siemens. Вы своим клиентам ничего такого не предлагаете? Например, итальянского…
Идея неплохая. В Италии полно компаний, продукция которых ценится в мире, – от Pirelli и Indesit до Ferrari и Brioni. В определенной степени акции этих компаний можно считать ставкой на долгосрочный рост потребительского спроса в развивающихся странах. Но я не стал бы делать такие опосредованные ставки. Хотя бы потому, что после ралли на фондовых рынках развитых стран баланс доходности и риска на российском рынке выглядит не хуже. Даже с учетом тех изъянов, о которых много говорится в отношении России с ее суровым инвестклиматом. В конце концов, у развитых стран свои проблемы. Скажем, у Италии есть как достоинства – сильные предпринимательские традиции, промышленные инновации, так и недостатки – огромный госдолг, напряженная политическая ситуация, не способствующая принятию мер для решения бюджетных проблем.
А у России все наоборот.
Да, почти все наоборот. Предпринимательские традиции слабы, инновационный механизм барахлит, диверсифицированных промышленных холдингов, присутствующих на глобальных рынках, практически нет. Судебная система плохо защищает частную собственность. Действуют разные внеэкономические факторы, влияющие на стоимость активов, которые инвесторы просто не могут проанализировать и заложить в финансовые модели. Но вместе с тем скромный по мировым меркам госдолг и меньшая закредитованность экономики в целом. Инвесторы не могут игнорировать эти сравнительные преимущества.
Отечественный финансовый рынок реагирует на приступы долгового кризиса в еврозоне едва ли не сильнее, чем рынки самой еврозоны. Не стоит ли инвестировать в глобальные инструменты вместо «второй производной» в виде российских активов?
Крупные инвесторы в целом имеют неплохое представление о чувствительности российского рынка к событиям на мировых площадках. И все-таки ярко выраженного интереса к зарубежным рисковым активам нет. Нечасто наши клиенты интересуются инструментами вроде фьючерса на S&P 500 или фондов (ETF), инвестирующих в широкий набор ценных бумаг американских или европейских компаний. Логика состоятельных россиян примерно такая: если над мировыми рынками сгущаются тучи, лучше вообще не рисковать – ни на отечественном рынке, ни на зарубежном, а переждать бурю в консервативных активах, к примеру валютных депозитах в иностранных банках или суверенных российских еврооблигациях. А если глобальная обстановка благоприятствует риску, то можно и нужно искать высокодоходные возможности здесь, в России.
 
Источник: РБКdaily

Материал просмотрен: 5359 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 23/04 93.25 93.2519
EUR ЦБ РФ 23/04 99.36 99.3648