РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
RF: Как вы оцениваете состояние рынка розничного страхования на настоящий момент? Какие основные тенденции определяют рыночную динамику?
СГ: Если прежде основными драйверами рынка была обязательность того или иного вида страхования, а также обслуживание кэптивными компаниями интересов материнских структур, то в последние годы с ростом финансовой грамотности населения стремительными темпами начало развиваться розничное страхование. Одним из стимулов для этого стало бурное развитие кредитования, в том числе ипотечное и авто, требующее обязательного страхования залога. В частности за счет бизнеса поступавшего через банковский канал страховщики увеличивали сборы на 25-30% ежегодно. Аналогичный рост прогнозировался и по итогам прошлого года, однако из-за фактически сворачивания кредитных программ вследствие кризиса суммарный объем премий страховщиков увеличился только на 14%. Впрочем потери бизнеса, поступавшего через банковский канал, позволит компенсировать усиление агентских и прямых продаж.
RF: Какие меры предпринимает компания Ренессанс Страхование для того, чтобы максимально сократить потери от кризисных явлений?
СГ: Группа Ренессанс страхование задолго до кризиса начала работу по повышению эффективности своих бизнес-процессов. Поэтому мы рассчитываем, что кризис не сильно отразится на деятельности нашей компании, как и других ведущих страховщиков. Тем не менее, мы по-прежнему уделяем большое внимание совершенствованию наших бизнес-процессов, поскольку понимаем, что кризис оставит на рынке только высокоэффективные компании. Фокус наших усилий в наступившем году будет направлен на сохранение объемов бизнеса за счет повышения качества продуктов и сервиса, а также повышение эффективности бизнеса и прибыльности каждого его направления. Так, например, в сентября прошлого года Группа Ренессанс страхование первой среди универсальных компаний запустила проект по продажам полисов через колл-центр и интернет – Ренессанс Direct. За первые три месяца работы сборы через этот канал составили 95 млн рублей. Поскольку в период кризиса возрастает не только актуальность защиты от непредвиденных рисков, но и экономии, мы рассчитываем, что этот канал будет пользоваться повышенным спросом. По той же причине больший интерес у клиентов начали вызывать продукты, предусматривающую франшизу.
RF: Как государство помогает страховым компаниям выйти из кризиса? Как оно могло бы помочь?
СГ: Ведущие компании, придерживающиеся правильной тарифной политики, имеющие достаточно диверсифицированный бизнес и хорошо выстроенную систему урегулирования убытков не должны вследствие кризиса столкнуться с серьезными трудностями и необходимостью обращаться за помощью государства. Проблемы могут возникнуть у участников рынка, не соответствующих этим требованиям. Решить вопросы обесценивания капитала из-за падения фондового рынка, а также скачка убыточности из-за девальвации им могли бы позволить те же меры, которые государство предпринимает на банковском рынке – дать возможность страховщикам привлекать субординированные кредиты. Это позволило бы поднять уровень платежеспособности.
RF: Какое время, по вашему мнению, понадобится рынку, чтобы ситуация стабилизировалась? Как можно оценить перспективы розничного страхового рынка?
СГ: В этом году из-за замедления бизнеса, поступающего через банковский канал, этот сегмент вряд ли продолжит рост прежними темпами. Но при условии благоприятной рыночной конъюнктуре (цене на нефть на уровне 40-45 долларов за баррель) мы не ожидаем существенного падения. Страхование остается обязательным в рамках выданных ранее кредитов. Кроме того, вслед за крупным бизнесом преимущества страхования, как наиболее эффективного инструмента защиты бюджета от непредвиденных расходов, уже оценили многие представители малого и среднего бизнеса. Также в условиях кризиса и затрудненного доступа к кредитам и частные лица начали выше ценить возможности страхования, как инструмент риск-менеджмента.
RF: Как изменится состав участников рынка, по вашим прогнозам?
СГ: Очевидно, что многие мелкие компании будут вынуждены уйти с рынка. Этот процесс будет связан как со сделками по слиянию и поглощению в том числе и в топ-20, а также вследствие неосмотрительной политики некоторых игроков на фоне роста убыточности в отдельных сегментах. В результате к 2012 году, по нашим прогнозам, на рынке останется около 200-300 компаний. И в этом процессе мы видим шанс на укрепление своих позиций и на завоевание большей доли рынка.
Материал просмотрен: 2087 раз