Надия Черкасова: «Мы — банк-партнер, а не контролер»

9 октября 2009, 12:15
 

— Столь стремительный взлет в карьере входил в ваши планы?

— Когда я училась в школе, стать именно председателем правления банка не было моей целью, я всегда хотела развиваться как профессионал. Сегодня на рынке я в первую очередь известна как человек, работающий в области малого и среднего бизнеса. Работа в этом сегменте и привела меня в авангард общества. Представители малого и среднего бизнеса, с которыми я проработала 15 лет, — это очень активные люди, ориентированные на что-то новое, готовые делать то, о чем другие только начинают думать или вообще никогда не задумываются. И моя карьера так сложилась не потому, что я что-то запланировала, а просто потому, что я всегда хорошо делала свое дело.

— В России, когда мужчина поднимается по карьерной лестнице, про него говорят, что он делает все сам. Но стоит смелой, профессиональной женщине занять топовую позицию, как тут же говорят, что ей помогли, это протекция и т. п. Я с этим сталкивалась, а вы?

— Не сталкивалась. Может быть, потому, что финансовый сегмент более строгий. Правда, однажды подобные ощущения меня все же посетили. Это было на моем первом месте работы, после университета. Все выпускники поначалу чувствуют себя равными и не подозревают, что где-то молодых людей могут продвигать больше, чем девушек. И тут мне стали предлагать налить чай, сходить помыть вазочку и т. п. Но я сразу решила, что мыть вазочки и наливать чай не буду, и стала делать то, чего от меня не ожидали. В первую же неделю своей работы в банке я попросила себе дополнительный проект. И мне дали проект малого и среднего бизнеса, которым тогда никто не хотел заниматься. Для меня же было важно отыскать отдельную нишу, в которой я бы работала однозначно лучше, чем мои коллеги-мужчины.

— То есть после этого «чашечки и вазочки» закончились?

— Я практически этим и не занималась.

— Давайте вернемся к «Трасту». С сентября вы возобновили выдачу кредитов для малого и среднего бизнеса. Почему именно сейчас?

— В настоящий момент влияние первых месяцев кризиса уже не столь существенно. В индустрии сформировался достаточный объем ликвидности. И мы считаем, что наступил момент, когда не только «Траст», но и все банки уже готовы к тому, чтобы активно финансировать реальный сектор экономики, в том числе малые и средние предприятия. Ввиду своей мобильности они сумели быстро перестроиться, преодолели кризис и доказали свою жизнеспособность. Поэтому для нас этот шаг стал логичным продолжением нашей стратегии.

— Как вы оцениваете, насколько велика сейчас у предприятий потребность в заемных ресурсах?

— На сегодняшний день объем обращений юридических лиц (как, впрочем, и физических) меньше, чем был до кризиса. И это очередной естественный этап. Сначала никто не кредитовал, все пребывали в послекризисном шоке, затем началась работа исключительно с лояльными клиентами, с теми, кто имеет положительную кредитную историю. Следующий очевидный шаг — выход на более широкую аудиторию. В то же время сегодня и предприниматели стали более консервативны в своих проектах, более осторожны при взятии на себя новых обязательств. Таким образом, банковская индустрия находится на том этапе, когда банки готовы активно предлагать кредиты, а объем заявок не так велик.

— По утверждению некоторых банкиров, спрос на кредиты сейчас возрастает. Получается, это не соответствует действительности?

— Соответствует, просто спрос еще не достиг докризисного уровня. Посмотрите на макроэкономическую ситуацию в стране. Физические лица, к примеру, стали меньше тратить и больше накапливать. Это видно и по уровню размещения вкладов в банках. Потребность в кредитах, соответственно, снизилась. В связи с этим наша задача и ответственность на сегодняшний день — активно кредитовать, предлагать те кредитные (и не только кредитные) продукты, которые были бы интересны предпринимателям. При этом важно учесть новые технологии оценки рисков.

— С одной стороны, в Москве мы видим вашу рекламу депозитов и высокие ставки по ним. С другой, вы сейчас заявляете на рынке про кредитование МСБ. Каковы же приоритеты «Траста» на осень-2009?

— Любой банк не случайно называется кредитно-финансовым учреждением. У него есть как правая, так и левая рука. Это кредитование и привлечение средств. Банк покупает и продает деньги. Поэтому закономерно, что вы видите в Москве наши плакаты, рекламирующие вклады. При этом нам интересно не только работать с вкладчиками, но еще и кредитовать. Поскольку если одной рукой покупать деньги, то второй их необходимо продавать.

К тому же для вкладчика очень важен тот факт, что банк кредитует. Это подтверждение того, что организация не только привлекает средства для решения своих проблем с ликвидностью, но и выдает их, как и должно быть в правильном банковском механизме.

— По какой ставке сейчас предприниматели могут получить кредит?

— В банковском сегменте все как на рынке. Есть цена, по которой ты покупаешь и продаешь деньги. Для предпринимателей сегодня стоимость рублевых ресурсов будет составлять где-то 25—28% годовых. Мы считаем такую ставку честной и разумной.

— Кредиты в валюте не выдаете или они не востребованы?

— В целом выдаем, но, как правило, банки не хотят переносить валютный риск на клиента. Это можно делать в тех случаях, когда у заемщика есть бизнес, связанный, например, с экспортом, а следовательно, есть валютная выручка. Если же ее нет, то это перекладывание рисков.

Спрос на валютные кредиты сейчас не очень большой. Активный спрос на них, как я помню, был в те времена, когда мы все еще получали зарплату в долларах, в далеких 90-х.

— Физические лица после кризиса более ответственно подходят к процессу, когда просят у банка деньги в долг? Или, как прежде, — лишь бы дали, а потом хоть трава не расти?

— Кризис — полезный процесс, благодаря которому все ненужное уходит и остается самое главное. На мой взгляд, и население, и предприниматели, о которых я уже говорила, стали более ответственны и консервативны в своих расходах. И это правильно. Если мы посмотрим на развитые мировые экономики, то увидим, что физическое лицо, покупающее автомобиль стоимостью в две свои годовые зарплаты, — это нонсенс. Как и человек, каждые три месяца меняющий мобильный телефон. Мы уже прошли этап потребительского насыщения, преодолели желание все бесконечно потреблять. Думаю, наше общество стало более зрелым и из стадии «детства» перешло в «зрелую юность».

— Ставки «Траста» по рублевым депозитам одни из самых высоких на рынке. Насколько возрос приток вкладов после начала масштабной рекламной кампании? Можете ли озвучить какие-то цифры?

— Показатели возросли достаточно серьезно, особенно в Москве, где мы представлены не так активно. С начала года объем депозитов физлиц увеличился практически в два раза.

Что касается процентных ставок, то мы достаточно серьезно относимся к тому, насколько они высоки и какое положение мы занимаем на рынке. Но думаю, что для клиента доход по депозиту — это далеко не все. Более того, мы не хотим, чтобы у нас были клиенты, для которых важны лишь большие ставки. Я работала в финансовой системе еще до кризиса 1998 года и помню, как быстро такие клиенты, особенно физические лица, покидали банк. Те, кто ориентирован исключительно на высокий процент, сегодня быстро пришли, а завтра — так же быстро уйдут.

Наша максимальная ставка по депозитам — 18% годовых. При этом мы честны с клиентом, и если у него появляется потребность забрать вклад раньше срока, то он может сделать это по реально действующей на тот период ставке, а не, к примеру, по ставке 0,5%. Это справедливо, ведь банк все это время пользовался деньгами вкладчика. Такая программа получила название «Досрочно забрал — процент не потерял».

Кроме того, здесь присутствует и аспект наших партнерских отношений с клиентом. Часто банки и в кредитовании, и в размещении вкладов занимают позицию не банка-партнера, а банка-контролера. То есть, если вы возвращаете кредит поздно, вас обязательно накажут. Если снимаете деньги с депозита раньше — тоже накажут и заплатят не столько, сколько вы хотите. Мы же выбрали более гибкий путь.

— На карте присутствия «Траста» уже вся европейская часть России и Сибирь. Но вы обмолвились, что в Москве ваши позиции не столько сильны. Что будет меняться? Каковы приоритеты развития филиальной сети на 2009—2010 годы?

— Мы, действительно, достаточно активно в последнее время развивали региональную сеть. Сегодня мы представлены в 169 городах России, притом, очевидно, не только в миллионниках, но и в небольших городах, где зачастую присутствуют лишь один-два государственных банка. Экстенсивное развитие в каком-то смысле закончено, и в 2009 году мы взяли курс на Москву и Санкт-Петербург. Сейчас наряду с большой рекламной кампанией в столице и регионах мы активно открываем сеть офисов. До конца года в Москве должно появиться до 15—20 новых отделений.

— А сколько их на момент нашей встречи?

— Восемь. Остальные в стадии ремонта, вы их увидите уже очень скоро. Несмотря на кризис, мы решили, что жизнь продолжается. Люди влюбляются, рожают детей, ездят отдыхать. И надо рассматривать все имеющиеся возможности. К примеру, в Москве сейчас есть возможность открывать сеть офисов и привлекать тех клиентов, которые до кризиса для нас были недоступны.

— Как вы оцениваете рекламную кампанию с актером и шоуменом Владимиром Турчинским? Ход это нестандартный, многие восприняли его неоднозначно. Принесла ли реклама ощутимые результаты? Насколько оказалась удачна с точки зрения бизнеса?

— Я в этом вопросе очень субъективна. Как потребителю мне всегда важно участие в рекламе знаменитостей. Думаю, поддерживать таким образом российских звезд очень правильно. А с точки зрения бизнеса считаю, что кампания хорошая, потому что для нас это был не просто выбор узнаваемого лица. Мы хотели донести до потребителя какую-то эмоцию, что-то живое. Исходя из того что «Траст» — это доверие, надежность и сила, мы и выбрали Турчинского. Если бы «Траст» заявлял себя как самый красивый банк, то, наверное, выбор пал бы на какую-то популярную супермодель.

— Вы планируете здесь удивлять? Я знаю, что многие банки сейчас втайне изучают рынок и готовят сюрпризы и необычные рекламные кампании…

— Давно известно, что реклама — двигатель торговли, как бы банально это ни звучало. И безусловно, перед нами стоит задача привлекать клиента или даже, если хотите, очаровывать его, чтобы он выбрал именно наш банк. Поэтому мы уже думаем о новогодней кампании, хотя за окном еще светит солнце. Планируем активно рекламировать наши продукты, и не только вклады, как мы делали весной и летом.

Надия, на нашем портале недавно открылся ваш блог. Вы действительно будете вести его самостоятельно при такой большой нагрузке, имея в подчинении почти 4 тысячи человек?

— Мы серьезно думали над этим. Позиция нашего «черно-белого» банка во всем — это ясность, открытость и недопущение ничего «серого». Поэтому я веду блог на Банки.ру сама и буду продолжать это делать также самостоятельно.

Все мы люди, которые что-то ищут. Интернет же — это глобальный поисковик, где можно получить ответ на любой вопрос. Я изучила топ-50 известных блогов и увидела, что многие из них построены на платформе «Живого Журнала». Отметила, что бизнес-сообщество, к сожалению, либо не активно в них, либо проявляется периодическими всплесками. И это притом, что деловые круги сами по себе очень активны и в каком-то смысле являются авангардом общества.

Поэтому для меня было логичным завести блог на самом популярном банковском портале — Банки.ру. Подобное сотрудничество у меня также есть и с «Бизнес-журналом», ориентированным на предпринимателей, где я раз в месяц веду свою рубрику. Ответы на вопросы пользователей не занимают много времени, и это очень интересно. С одной стороны, блог дает возможность получить обратную связь как от наших клиентов, так и просто от разных ищущих людей. В то же время на своей персональной страничке я могу продемонстрировать новый способ показать банковскую кухню изнутри. Ведь никто не знает дела на кухне лучше, чем женщина.

Источник: Banki.ru


Материал просмотрен: 2070 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 28/03 92.59 0.0174
EUR ЦБ РФ 28/03 100.27 -0.1417