СПРОС
платежеспособная потребность покупателей, т. е. обеспеченная деньгами часть потребностей покупателя в товарах, а также в услугах, реализуемых в товарной форме.
Виды спроса — действительный, реализованный, неудовлетворенный (явный и скрытый), потенциальный, ажиотажный, эластичный, неэластичный и др.
Действительный спрос — весь реально представленный платежеспособный спрос на товары и платежные услуги.
Реализованный спрос — часть действительного спроса, которая реализуется на рынке в купленных товарах и услугах. Целиком совпадает с действительным, когда предложенные на рынке товары по количеству, ассортименту и качеству полностью соответствуют требованиям покупателей. При отсутствии такого соответствия нереализованная часть действительного спроса превращается в неудовлетворенный спрос.
Неудовлетворенный спрос — нереализованная часть действительного спрос ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Различают скрытый и явный неудовлетворенный спрос.
Скрытый спрос — спрос, реализующийся при покупке других товаров и услуг, которые не являются полноценными заменителями отсутствующих.
Явный спрос — спрос, реально выступающий в виде определенной суммы денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке и скапливаются на руках у населения или в банках по причине отсутствия нужных товаров либо ассортиментно-качественного их несоответствия требованиям покупателей.
Потенциальный спрос — спрос, зависящий от покупательной способности и количества потенциальных покупателей и желательный с позиций хозяйственной деятельности поставщика.
Ажиотажный спрос — повышенный спрос, вызванный ожидаемым повышением цен, денежной реформой или возникновением дефицита. Неэластичный спрос — спрос на товар, остающийся неизменным, несмотря на изменения цен на него.
Эластичный спрос — спрос на товар, меняющийся в зависимости от незначительных колебаний цен на него.
Формирование спроса — действия предприятия, цель которых — полная информированность потенциальных покупателей о товаре, его особенностях, техническом уровне, экономических параметрах, цене, дополнительных услугах, оказываемых при приобретении товара, о сервисе, а также о финансовой надежности самой фирмы-продавца, ее репутации. Основной инструмент формирования спроса— реклама.
Особую важность формирование спроса имеет при выходе на рынок, где предприятие раньше не выступало и его товар неизвестен покупателям, а также при выходе на рынок с новым товаром, о потребительских свойствах которого покупатели информации не имеют. Ценовая эластичность спроса — степень изменения объема сбыта продукции в зависимости от динамики цен на нее. Эластичность спрос различна для разных товаров и зависит от их новизны, особенностей производства и потребления, уровня конкуренции или, наоборот, монополизации рынка, включая доступ на рынки. Для товаров, спрос на которые характеризуется высоким коэффициентом эластичности, применяют методы ценовой конкуренции, а для товаров с низким коэффициентом эластичности спрос— методы неценовой конкуренции.
Виды спроса — действительный, реализованный, неудовлетворенный (явный и скрытый), потенциальный, ажиотажный, эластичный, неэластичный и др.
Действительный спрос — весь реально представленный платежеспособный спрос на товары и платежные услуги.
Реализованный спрос — часть действительного спроса, которая реализуется на рынке в купленных товарах и услугах. Целиком совпадает с действительным, когда предложенные на рынке товары по количеству, ассортименту и качеству полностью соответствуют требованиям покупателей. При отсутствии такого соответствия нереализованная часть действительного спроса превращается в неудовлетворенный спрос.
Неудовлетворенный спрос — нереализованная часть действительного спрос ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Различают скрытый и явный неудовлетворенный спрос.
Скрытый спрос — спрос, реализующийся при покупке других товаров и услуг, которые не являются полноценными заменителями отсутствующих.
Явный спрос — спрос, реально выступающий в виде определенной суммы денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке и скапливаются на руках у населения или в банках по причине отсутствия нужных товаров либо ассортиментно-качественного их несоответствия требованиям покупателей.
Потенциальный спрос — спрос, зависящий от покупательной способности и количества потенциальных покупателей и желательный с позиций хозяйственной деятельности поставщика.
Ажиотажный спрос — повышенный спрос, вызванный ожидаемым повышением цен, денежной реформой или возникновением дефицита. Неэластичный спрос — спрос на товар, остающийся неизменным, несмотря на изменения цен на него.
Эластичный спрос — спрос на товар, меняющийся в зависимости от незначительных колебаний цен на него.
Формирование спроса — действия предприятия, цель которых — полная информированность потенциальных покупателей о товаре, его особенностях, техническом уровне, экономических параметрах, цене, дополнительных услугах, оказываемых при приобретении товара, о сервисе, а также о финансовой надежности самой фирмы-продавца, ее репутации. Основной инструмент формирования спроса— реклама.
Особую важность формирование спроса имеет при выходе на рынок, где предприятие раньше не выступало и его товар неизвестен покупателям, а также при выходе на рынок с новым товаром, о потребительских свойствах которого покупатели информации не имеют. Ценовая эластичность спроса — степень изменения объема сбыта продукции в зависимости от динамики цен на нее. Эластичность спрос различна для разных товаров и зависит от их новизны, особенностей производства и потребления, уровня конкуренции или, наоборот, монополизации рынка, включая доступ на рынки. Для товаров, спрос на которые характеризуется высоким коэффициентом эластичности, применяют методы ценовой конкуренции, а для товаров с низким коэффициентом эластичности спрос— методы неценовой конкуренции.