Психотипирование в банках
18 апреля 2019, 12:39
.jpg)
Специально для журнала The Retail Finance эксперты Центра технологических изменений и инноваций банка «Открытие» рассказали о значимости психографического анализа в работе бизнес-подразделений банка.
Потребительское кредитование: важна не только история, но и личность
По мере того как в РФ растет объем потребительского кредитования (в 2018 году физическим лицам было выдано кредитов на общую сумму 2,7 трлн руб., а совокупный портфель вырос до 14,7 трлн руб.), возрастают и риски со стороны банков и кредитных организаций. Традиционные модели скоринга, основанные на проверке кредитной истории и платежеспособности заемщика, являются статичными и не позволяют спрогнозировать его поведение в меняющихся обстоятельствах. Более того, клиенты, у которых отсутствует кредитная история, не могут быть оценены должным образом.
Распространение и совершенствование технологий Big Data дает возможность анализировать и другие пласты информации о заемщике. Например, данные пользования мобильной связью, предоставляемые операторами, не только верифицируют личность клиента, но и отражают его транзакции, интернет-трафик и круг общения. Анализ профилей в социальных сетях также позволяет с большей точностью оценить риски при выдаче кредита конкретному человеку. Тем не менее вышеупомянутые «пласты» могут быть представлены кредиторам таким образом, чтобы заведомо соответствовать «правильным» критериям.
А что подделать гораздо труднее, так это личностные качества человека, которые проверяются посредством психологических и поведенческих тестирований. В основе психометрической оценки клиента лежит многофакторная типологизация личности в соответствии с различными методиками: по Майерс – Бриггс, по пятифакторной модели Big 5 и т.п. Показатели, получаемые на выходе, помогают составить более объемное представление о клиенте как заемщике и нивелировать риски, связанные с возможной невыплатой по кредиту.
Главным отличием этой, психометрической, модели скоринга от традиционной выступает ее более точная прогностическая функция. На основе данных о личностных чертах заемщика, паттернах его поведения и психологическом портрете можно оценить, например, его склонность к риску и то, как он будет действовать в кризисной ситуации (система The EFL Score). Особенно это актуально в случае, если ретроспективная информация по выплате кредитов заемщиком отсутствует.
Наиболее распространенным способом проведения психометрического скоринга является онлайн-тестирование – на сайте банка при подаче заявления на получение кредита. Также возможно его встраивание в мобильное приложение, что делает процесс значительно удобнее. Тем не менее даже подобные тестирования можно пройти «правильно», зная, какие ответы и на какие конкретные вопросы влияют на формирование положительного образа заемщика. Поэтому требуется более продвинутое решение, с использованием разработок в сфере финтеха.
И такие решения на рынке есть – в частности, с применением искусственного интеллекта (ИИ), компьютерного зрения и Big Data (например, технология TrueNorth). Психотипирование осуществляется на основе психографического анализа клиента (анализ фотографии или видео) – ведь строение лица человека формируется под влиянием особенностей его характера. Далее определенные черты лица, мимика, внешний вид соотносятся с массивом данных, имеющимся в распоряжении ИИ. В результате за короткий промежуток времени сотрудник банка получает скоринговый профиль заемщика с подробным описанием его личностных характеристик.
Подобная технология скоринга представляется перспективной, поскольку сейчас активно осуществляется подключение российских банков к Единой биометрической системы (ЕБС). На данном этапе потребители только начинают присматриваться к этой технологии. Однако в течение нескольких лет, по мере распространения, использование биометрии станет для клиентов чем-то привычным и необходимым для быстрого и безопасного получения банковских услуг. А банки, в свою очередь, будут в должной мере оснащены соответствующим оборудованием, что позволит повсеместно применять психографический скоринг и свести кредитные риски к минимуму.
Индивидуальный подход к клиенту: гармоничное взаимодействие
Использование психотипирования в банке не ограничивается кредитным скорингом. Оно может стать инструментом улучшения качества обслуживания клиентов, как в отделении, так и дистанционно.
На основе все того же психометрического тестирования можно сделать выводы о таких важных характеристиках личности, как интроверсия (фокус на внутренней активности) и экстраверсия (фокус на внешней активности). Для интровертов присуще желание минимизировать внешние контакты, особенно с незнакомыми людьми, экстраверты же, наоборот, открыты к подобному общению и энергично в него вовлекаются. Типизация клиентов по данному признаку позволит подбирать схожих по характеру сотрудников отделения или операторов колл-центра, тем самым выстраивая доверительные отношения между клиентом и банком.
Вдобавок к этому, психотипирование будет способствовать усилению маркетинговой составляющей. Другими словами, с его помощью станет возможным персонализировать подбор банковских продуктов и не руководствоваться статистически усредненным профилем потребителя, относящегося к тому или иному сегменту. Важно учитывать ценности клиента – открыт он к новому или консервативен, предпочитает статусность или функциональность – и на их основе предлагать те или иные услуги.
То же касается разработки веб-интерфейсов и интерфейсов приложений. Банки все больше уходят в онлайн, а значит, им необходимо создавать удобную среду для пользователей. В зависимости от типа личности пользователи будут отдавать предпочтение определенной цветовой гамме, степени наполненности интерфейса (минимализму или множеству вкладок меню), той или иной платформе, а также уровню защищенности персональных данных. Вариативность дизайна и функционала будет служить показателем клиентоориентированности банка, позволит охватить большее число пользователей, а значит, усилить конкурентное преимущество бренда.
Психотипирование для HR: реальная оценка soft skills кандидата и улучшение внутренних коммуникаций
Профессиональные навыки кандидата гораздо легче поддаются оценке, нежели его личностные качества. Но именно они могут оказывать значительное влияние на рабочий процесс, достижение KPI сотрудником, его профессиональное развитие и на атмосферу внутри коллектива. Для оценки soft skills чаще всего применются психологические тесты, а также стандартные вопросы во время очного интервью (представить себя через пять лет, привести примеры работы в команде, описать свои действия в случае конфликтной ситуации и т.д.). Однако при должных усилиях и работе с поисковиком кандидат может «подготовиться» к данным вопросам. Также не стоит исключать и человеческий фактор при оценке со стороны сотрудника HR.
Поэтому и в данной сфере актуально применение психотипирования, в особенности по фотографии или видео. В реальном времени и в несколько мгновений создается психологический профиль кандидата, и становится ясно, насколько он соответствует желаемой должности и коллективу, в котором ему предстояло бы работать, какие у него карьерные приоритеты. И таким образом отбирается претендент, способный наиболее гармонично встроиться в команду. Это повышает эффективность рабочего процесса в целом и внутренних коммуникаций в частности.
Параллельно отдел кадров имеет возможность создать своего рода картотеку психотипов сотрудников и использовать имеющиеся данные для оптимизации межличностного взаимодействия. Вплоть до того, чтобы проверить сочетаемость характеров начальника и подчиненного. Более того, знание кадров на таком «глубоком» уровне позволяет разработать эффективную программу нематериальной мотивации сотрудников. Проблематика нематериального стимулирования заинтересовывает все больше компаний, в том числе и в сфере ИТ, и его значение для повышения продуктивности сотрудников, их лояльности, а также укрепления бренда организации нельзя недооценивать.
Что касается непосредственно HR, то и здесь применение ИИ для психотипирования поможет, с одной стороны, снизить временные и трудовые затраты и повысить точность при подборе персонала – с другой.
.jpg)
Олег Зайцевский, старший вице-президент, директор Департамента ИТ-развития банка «Открытие»: «Для широкого внедрения психотипирования требуется немало ресурсов и развитие необходимой экосистемы. Распространение сбора биометрических данных будет способствовать повсеместному применению психографического анализа: в кредитовании, клиентском сервисе и в кадровых вопросах. Это позволит банку сделать обслуживание клиентов быстрее и удобнее».
Материал просмотрен: 7834 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий