«Важнее всего нам было сохранить в кризис клиентскую базу»
Интервью с вице-президентом национального банка «Траст» Дмитрием Чуксеевым
Национальный банк «Траст» вновь вошел в список 30 крупнейших банков России. Усилить свои позиции на рынке банк сумел благодаря тому, что сохранил клиентскую базу, в частности за счет притока вкладчиков. Вице-президент банка «Траст» ДМИТРИЙ ЧУКСЕЕВ рассказал об этом участникам вчерашнего «круглого стола» «Антикризисный потенциал российских банков: через перемены к стабильности», собравший представителей практически из всех ведущих банков России. Он заявил корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ КУЛЯСОВУ, что сохранить бизнес в условиях кризиса банку помогла открытая информационная политика по отношению к клиентам.
— Как вы связываете информационную открытость банка с проблемой выживания в кризисных условиях?
— Этот кризис ясно показал, что банкам необходимо быть более открытыми для клиентов. На рынке было достаточно примеров, когда малейшие слухи приводили к массовому бегству вкладчиков. Мы постарались этого избежать, мобилизовав своих сотрудников на прямое общение с людьми. Особенно это было актуально в регионах, где число обращений клиентов резко выросло. Клиенты хотели знать все: сумеет ли банк выполнить взятые обязательства, не планирует ли сворачивать кредитные программы, есть ли у него поддержка? Поэтому мы ежедневно сообщали руководителям региональных офисов о всех новостях банка, включая то, что происходит в других регионах. Это просто было необходимо, чтобы у них было что рассказывать клиентам, которые приходят к нам с вопросами. Особенно это касалось вкладчиков, которых было важно успокоить. Мы, например, предлагали сомневающемуся вкладчику забрать депозит и давали ему право подумать еще десять дней. Клиент мог передумать и восстановить свой вклад без потери процентов в этот период. Этот метод сработал: многие приходили и оставляли вклады в банке, а те, кто забирал, потом возвращали их в банк.
— И это имело какой-то эффект, был ли у банка приток вкладчиков?
— Да, это особенно заметно во втором и третьем кварталах. Например, по итогам августа мы вообще оказались в числе лидеров по привлечению депозитов физлиц, уступив позиции только Сбербанку и ВТБ 24.
— Как клиентская политика банка сказалась на кредитовании?
— Наиболее острой проблемой в кризис была проблема невозвратов. В группе риска оказывались, например, люди, которые вынужденно уходили в неоплачиваемые отпуска или из-за проблем на предприятии у них снижалась зарплата. Мы первые предложили «кредитные каникулы» в самых разных проявлениях. В частности, таким заемщикам предложили закрыть свои старые кредиты за счет новых, которые выдавались на более льготных условиях. Банк шел и на то, чтобы снизить процентные ставки по кредитам.
— То есть фактически вы соглашались снизить прибыльность операций?
— Важнее всего нам было сохранить в кризис клиентскую базу, ведь заемщик, воспользовавшийся такой «реструктуризацией», все равно оставался нашим клиентом. Это позволило банку в конечном счете увеличить кредитный портфель, а также вновь запустить ряд кредитных программ. Так, мы объявили о запуске новых программ автокредитования, а также о том, что банк упростил условия для получения кредита на неотложные нужды. В сентябре банк также запустил новые кредитные продукты для предприятий малого и среднего бизнеса. По сути, это было возобновление банком в полном объеме докризисного уровня кредитования малого и среднего бизнеса.
— Это сказалось на бизнесе банка в целом?
— Конечно, ведь то, что сегмент розничного кредитования существенно просел, дало нам дополнительный импульс для развития. Скажу только, что «Траст» не просто сохранил свой бизнес, но и продолжил развиваться. Мы открыли новые офисы обслуживания в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах. Это было связано с тем, что у банка увеличился приток клиентов, что особенно выразилось в притоке вкладов. К тому же в этом году банк увеличил рекламные расходы, что также повлияло на приток клиентов.
Материал просмотрен: 1084 раз