В погоне за вкладами
В 2009 году доля вкладов в пассивах банковского сектора выросла с 21,1% до 25,4%, превысив докризисный уровень (24,9% на 1 сентября 2008 года). Деньги населения фактически заместили отток средств ЦБ из банковского сектора: за прошлый год вклады выросли на 1,6 трлн рублей, тогда как средства регулятора в кредитных организациях сократились на 1,9 трлн рублей.
Для многих банков депозиты населения стали основным источником фондирования. Банки, которые активно выкачивают деньги из карманов населения, народ ласково называет «пылесосами». Тройку лидеров по доле вкладов в пассивах 1 февраля возглавил банк «Фининвест» (86,0%), за ним следуют Мособлбанк (83,2%) и банк «Аскольд» (80,3%).
Самый крупный из этой тройки — Мособлбанк, занимавший 157-е место по активам в рэнкинге Интерфакса на начало года. За 2009 год активы этого банка увеличились в пять раз — с 2,6 млрд рублей до 12,7 млрд. Активы росли как на дрожжах
Среди основных приманок для вкладчиков — не только высокие ставки по депозитам, но и привлекательные условия. Например, в «Фининвесте» ставка по некоторым трехлетним вкладам составляет 14%, причем в условиях размещения указано: «Проценты выплачиваются за фактическое количество дней по ставке вклада, размер которой соответствует фактическому сроку размещения денежных средств, то есть без потери процентов». По существу, срочный вклад превращен во вклад до востребования, но с очень высокими процентами.
Подобные долгосрочные вклады не только привлекают вкладчиков, но и приукрашивают норматив долгосрочной ликвидности Н4, который ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Значение этого показателя искусственно занижается
Для привлечения вкладчиков высоких ставок и привлекательных условий недостаточно. До вкладчика надо еще и «дотянуться»— расширить сеть, что существенно увеличивает издержки привлечения. Например, Мособлбанку приходится поддерживать 225 точек продаж. Также требует существенных издержек и реклама, без которой поток вкладчиков скудеет. Например, у Мособлбанка расходы на рекламу за 2009 год составили 60 млн рублей.
До кризиса по состоянию на 1 сентября 2008 года тройка лидеров выглядела таким образом: банк «Первомайский» (75,4%), банк «Соотечественники» (75,2%) и «Эллипс-Банк» (75,2%). У банка «Соотечественники» лицензия была отозвана в июне 2009 года.
У 109 банков по состоянию на 1 февраля доля вкладов в пассивах превышала 50%. Среди них такие крупные, как ВТБ 24 (58,2%), Бинбанк (54,6%), Балтийский банк (64,9%) и банк «Восточный» (63,3%). У Сбербанка, традиционного лидера рынка вкладов, доля вкладов в пассивах составляет «всего» 48,1%. Похоже, что Сбербанк наконец-то отказался от идефикса удерживать свыше половины рынка вкладов. На 1 января доля крупнейшего российского банка на этом рынке составила 49,4%.
ЦБ не ограничивает долю вкладов в банковских пассивах. Однако не стоит забывать, что
Введение регулятором «потолка» процентных ставок с 1 августа 2009 года не снизило опасность этой угрозы. Кроме того, гонка ставок переместилась со вкладов на депозиты юрлиц, и лидеры этой гонки приближаются к «заветным» 18%.
Материал просмотрен: 1135 раз