Электронное будущее
Высокотехнологичные идеи для розничного бизнеса

Этим проблемам была посвящена конференция "Кибербанк-2010. Инновационные технологии для розничного бизнеса", которая прошла 27 мая 2010 г. в Radisson SAS Slavyanskaya Hotel. Она собрала около 200 участников, среди которых были как директора по развитию бизнеса розничных банков, директора по маркетингу и продуктам, руководители IT-департаментов, так и разработчики решений для розничного бизнеса. Одной из главных тем обсуждения стало повышение клиентоориентированности банка, развитие дополнительных сервисов и их "тонкая настройка" под нужды конкретного банка, а если понадобится, то и клиента.
Многогранный термин "финансовые IT", в который сегодня включены такие понятия, как интернет-банкинг, мобильный банкинг, колл-центры, пластиковые карты, каналы обмена данными между электронными платежными системами Всемирной паутины и кредитными организациями, банкоматы, электронный документооборот - вся эта совокупность деятельности уже требует отдельного термина. "Кабербанкинг", "кибербанк" - таково может быть новое определение, которое придется учить финансистам будущего, причем ближайшего. Не претендуем на 100%-ную истину, но как вариант...
Среди участников была компания Diasoft, которая буквально выросла вместе с российским бизнесом и очень хорошо понимает его буквально изнутри. Мария Журавлева, руководитель разработки бэк-офисных решений, рассказала, что решения компании используются не только российскими компаниями, но и большинством "автобанков" - дочек соответствующих финансовых подразделений мировых автоконцернов, открытых для кредитования российских потребителей. Решения Diasoft оценили за гибкость и дружественность, что позволяет увязывать их с уже существующими информационными системами в головных банках. Одной из сильных сторон стала скорость работы решений Diasoft, благодаря которой решение о выдаче кредита можно было принимать за несколько часов и даже минут вместо нескольких дней. Скорость в этом случае является определяющим фактором для покупателя, а для банка - важна еще и правильность принимаемого решения при оценке платежеспособности своего будущего клиента.
Главный специалист консалтинговой практики компании Equility Маси Ахмед рассказал о современных принципах построения банковской информационной системы. Equility предлагает своим заказчикам гибкие решения, которые состоят из отдельных блоков, способных интегрироваться в уже существующие информационные системы банков. Благодаря этому клиент получает только ту функциональность, которая необходима ему на текущий момент и избавляет от необходимости покупать какие-либо модули "в нагрузку". Это позволяет получать максимальную отдачу от вложенных средств. Компания Equility начала свою деятельность на Ближнем Востоке, однако в настоящее время ее решения используются во многих ведущих мировых банках, в том числе, например, в GE Money Bank, который ведет свою деятельность и на территории Российской Федерации. Интересно, что благодаря своим корням Equility изначально сделала свою технологию S1 гибконастраиваемой и подходящей для любого банковского законодательства - как жестко регламентированного в исламских банках, так и более либерального, как в США и Европе. Поэтому для компании не составило никакого труда "тюнинговать" S1 для российских условий. Благодаря тому, что компания работает в глобальном масштабе и постоянно поддерживает плотную обратную связь со своими клиентами, она имеет уникальную возможность находить новые идеи, разрабатывать на их основе модули и предлагать их клиентам. В большинстве случаев, когда клиенты компании обращаются к ней за необходимым им дополнительным функционалом, такая разработка уже есть в портфеле и ее необходимо лишь настроить под конкретного заказчика.
Одним из показателей современности решений может служить предоставление Equility своих разработок в качестве услуги аутсорсинга. Банку предоставляется настроенная для него информационная система, содержащая всю необходимую функциональность, которая при этом располагается на серверах в дата-центре Equility. Таким образом, банк платит лишь ежемесячную плату, исходя из количества подключенных клиентов. Это позволяет создать абсолютно прозрачный механизм формирования расходов банков.
Тема необходимости экономии денег и более разумного подхода к инвестициям прослеживалась буквально в каждом докладе. Это могут быть различные формы аутсорсинга, о чем напомнил представитель компании Diebold, предоставляющей комплексные услуги по управлению сетью банкоматов. Компания может взять на себя практически всю "головную боль" за сеть банкоматов и обеспечить их бесперебойное функционирование, включая оперативный ремонт, обеспечение сетями передачи информации и инкассации. Благодаря этому банк может сосредоточиться на своем основном бизнесе, не распыляя силы и средства на создание дополнительных "непрофильных" подразделений, а в ряде случаев даже не инвестируя средства в закупку самих банкоматов.
Хотя в настоящее время банкоматы в подавляющем большинстве случаев (93%) используются лишь для снятия денег по зарплатной карте, перед кредитными организациями открываются широкие перспективы использования их для дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Традиционно под ДБО подразумеваются банковские операции, проводимые через интернет или мобильный телефон, однако в российской действительности у банкоматов также очень высокий потенциал. Выступающими на конференции неоднократно подчеркивалось, что добавление новых функций в банкомат практически ничего не будет стоить банку, но в то же время позволит предложить клиентам намного больший спектр услуг, разгрузить физические офисы (что автоматически снизит расходы) и повысить лояльность клиентов. Одним из драйверов роста интереса к банковским безналичным услугам и проведению платежей через банкоматы могут стать обязательные ежемесячные платежи. К ним относится не столько оплата ЖКХ, сколько платежи за детский сад, различные дополнительные занятия и секции, интернет, спутниковое телевидение. Число таких платежей только увеличивается, и возможность их осуществления должна быть у клиента любого банка.
Директор по развитию компании eOffice24 (подразделения компании Coinstar) Сергей Кочергин описал возможное будущее банкомата как универсального устройства для двустороннего общения банка со своими клиентами. Проект проекта iqOffice6000 разрабатывается совместно с компанией "Уникум". Небольшие дополнения в сам банкомат позволяют существенно расширить его функциональность. Веб-камера позволит операционисту видеть клиента точно так же, как и клиент будет смотреть операционисту "в глаза" и разговаривать с ним по встроенному телефону. Встроенный принтер распечатает для него документ, заверенный подписью и печатью. Кстати, это может быть и страховой полис или выписка из реестра паевого фонда. Вариантов "дополнительного оборудования" для банкомата может быть множество, в зависимости от дополнительных услуг банка.
Кроме этого на конференции рассказали о соединении бумажного и электронного документооборота, повышении качества обслуживания клиентов за счет внедрения "кнопки качества", о путях и решениях объединения накопленной и разрозненной информации в единую базу знаний, о защите информации в банке, защите репутации и бизнеса.
На конференции было уделено внимание и проблеме объединения разнородных баз данных о клиентах, накопленной за годы работы банка. Не секрет, что зачастую один и тот же клиент "числится по разным ведомствам" - он отдельно учтен по кредитам, отдельно по депозитам и в других базах данных. Получается, что учитывается не клиент, а счета, что в корне неверно. Компания HFLabs предлагает свое решение, которое предназначено для централизованного хранения, обеспечения качества и синхронизации информации о клиентах между различными информационными системами. Она позволяет проводить слияние и разлияние дубликатов с учетом сделанных изменений, функцию "машина времени", которая позволяет возвращаться к данным прошлых периодов.
Еще одно интересное решение по обороту документов предложила компания "Терралинк" - к бумажным документам добавляются их электронные копии, в результате чего возрастает общая скорость обработки, что особенно актуально для банков с развитой региональной филиальной сетью.
Материал просмотрен: 1180 раз