Недалеко продвинулись

Доля пользователей банковскими услугами в России де-юре выросла до 65%


По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля пользователей финансовыми услугами в России в прошедшем месяце возросла на 5% и составила 65%. Такие высокие темпы роста проникновения финансовых услуг могут дать стимул развития финансовой системе страны в целом. Однако некоторые сервисы остаются крайне непопулярными или используется только часть их функционала, поэтому реальный уровень проникновения финансовых услуг, по оценкам самих банкиров, гораздо ниже.

Финансовые услуги стали популярнее среди россиян с сентября прошлого года на 5%. Впрочем, предпочтения россиян с тех пор изменились не сильно, констатирует гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. К примеру, как и было ранее, чаще всего россияне пользуются пластиковыми картами для получения зарплаты, пенсии и стипендии (40%), потребительским кредитом (16%), а также имеют текущий счет или вклад "до востребования" (12%). По мнению начальника управления банковских продуктов Русь-Банка Германа Белоуса, это не очень хорошая тенденция. "Из исследования видно, что большинство россиян до сих пор используют карты только как инструмент для снятия денежных средств - в рамках зарплатных проектов, пенсий или стипендий. И в этом случае им приходится сталкиваться с картами часто не по своему желанию, а по инициативе работодателя. При этом достаточно обширный функционал карты попросту не используется. И говорить о популярности такого вида банковского продукта в данном контексте не совсем корректно", - отмечает Белоус. По мнению эксперта, более показательным является уровень потребительского кредитования и сбережений.

Наряду с этим услугами крайне непопулярными сервисами у населения по-прежнему остаются банковские ячейки и интернет-банкинг - только 1% респондентов указал, что является их пользователем. Специалисты полагают, что непопулярность сервисов связана с недостатком информации об услугах и их относительной новизне. В частности, это касается интернет-банкинга. Естественно, его нужно связывать с проникновением интернета и мобильной связи в регионы страны, которые местами оставляют желать лучшего.

По словам Белоуса, низкий уровень финансовой грамотности объясняется несколькими взаимосвязанными факторами. "Прежде всего относительной молодостью банковского сектора в России. Во-вторых, низкими доходами населения страны, часто ограничивающими платежеспособность. В-третьих, слабой информированностью о банковских услугах большинства граждан страны. И наконец, отсутствием доверия к банковским услугам - почти две трети россиян предпочитают не пользоваться финансовыми услугами, считая их чрезмерно непонятными. А решения об управлении своими финансами и пенсионными накоплениями большинством принимается не на основе анализа информации, а по рекомендациям друзей, знакомых или агрессивной рекламе банков", - говорит Евгений Белоус.

В связи с этим повышению финансовой грамотности населения прежде всего может способствовать рост информированности граждан об основных финансовых услугах, полагают эксперты. К примеру, в рамках заявленной национальной программы повышения финансовой грамотности населения. В целом реализация программы должна привести к увеличению финансовой активности, которая, в свою очередь, будет оказывать позитивное влияние на увеличение благосостояния граждан. Так, знакомство с новыми финансовыми инструментами позволит диверсифицировать накопления граждан и избежать существенных потерь за счет известных, но неприбыльных активов.

"На сегодня, по оценке банка, реальный процент финансово грамотных россиян, которые активно пользуются банковскими продуктами, невелик и варьируется в пределах 15% от трудоспособного населения страны", - говорит Белоус.

Да и по мнению авторов исследования, динамика объективных показателей финансовой грамотности населения в целом не столь оптимистична, а по некоторым показателям даже произошло ухудшение. Так, с июня 2008 года по август 2010 года увеличилась доля тех, кто не ведет бюджеты расходов и доходов. Если в июне 2008 года доля таких респондентов составила 52%, то в августе 2010 года - 68%. Параллельно сократилась доля тех, кто ведет учет финансов домохозяйства, - до 27% в августе прошлого года с 45% в июне 2008 года. Кроме того, население до сих пор довольно слабо идентифицирует финансовые пирамиды. Каждый третий респондент относит к пирамидам финансовые организации, обещающие 35-процентный рост вложений через год. Около 6% опрошенных отнесли к финансовым пирамидам банки, предлагающие вклады под 12% годовых.

Источник: Финансовые известия

Материал просмотрен: 1984 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 01/05 0 0
EUR ЦБ РФ 01/05 0 0