Сбербанк может выйти на рынок электронных денег через покупку RBK Money
26 декабря 2011
Сбербанк может выйти на рынок электронных денег через покупку оператора RBK Money. Как стало известно «Маркеру», госбанк ведет переговоры о покупке компании с ее основном владельцем — группой «Онэксим», которую контролирует бизнесмен и политик Михаил Прохоров.
В RBK Money подтвердили, что Сбербанк проявляет интерес к оператору электронных денег, однако отказались комментировать ход и результаты переговоров. «RBK Money является привлекательным активом, за год оборот средств, проходящих через систему, вырос в десять раз», — отметил представитель компании. Источник в «Онэксиме» сообщил, что сделка со Сбербанком может быть заключена до конца года: «До конца декабря все решится: либо владельцы RBK Money договариваются со Сбербанком и продают компанию, либо развивают этот ресурс самостоятельно». Комментарий Сбербанка изданию получить не удалось.
RBK Money создана в 2002 году, до апреля 2008-го работала под торговой маркой RUpay. Первоначально система работала в России и на Украине: расчеты осуществлялись в рублях, гривнах и долларах США. После 2007 года единой учетной единицей стал эквивалент российского рубля. После покупки RUpay группой «РБК» система была переименована в RBK Money. Платежная платформа позволяет проводить расчеты, используя электронные деньги, банковские карты, мобильные платежи или услуги онлайн-банкинга.
Для Сбербанка нынешняя попытка приобретения системы электронных денег не первая. Ранее сообщалось о его переговорах с одним из лидеров на рынке электронных платежей — компанией «Яндекс.Деньги». «Тогда банк Германа Грефа был не единственным претендентом. Но стороны так и не пришли к согласию по цене», — отмечает источник в банке.
Согласно оценкам экспертов, в 2010 году объем пополнений электронных кошельков в России вырос на 75% и составил около 70 млрд рублей. По прогнозам экспертов, к концу 2011-го эта сумма достигнет как минимум 140 млрд. Количество активных пользователей электронных денег в России в прошлом году увеличилось на 50% по сравнению с 2009-м. В прошлом году насчитывалось около 30 млн открытых электронных кошельков. В этом, по прогнозам президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаила Мамуты, рост их числа составит 70—80%. Основными игроками на рынке являются «QIWI Кошелек», WebMoney, «Яндекс.Деньги» и компании, связанные с мобильной коммерцией (контролируют более 90% рынка). У лидеров рынка электронные деньги к оплате принимают около 2—4 тыс. интернет-магазинов. Основной статьей дохода операторов электронных денег являются комиссионные, уплачиваемые пользователями при трансакциях.
Для банков выход на рынок электронных денег также является способом привлечения новых клиентов и повышения лояльности существующих, добавляет аналитик аналитического агентства «Инвесткафе» Никита Игнатенко. Намерение самих операторов продать бизнес во многом обусловлено принятием закона «О национальной платежной системе», согласно которому до 1 октября 2012 года они должны стать небанковской кредитной организацией, получив соответствующую лицензию в Центральном банке. Такому небольшому оператору электронных денег, как RBK Money, сложно будет обслуживать собственную кредитную организацию, отмечает Мамута: «Считаю, продажа стратегу для RBK Money — разумная политика».
Говоря о возможной стоимости сделки, эксперты указывают, что она будет зависеть не от рыночных показателей, а от баланса спроса и предложения и желания. Учитывая, что предложение существенно ниже, чем спрос, Мамута не исключает, что цена будет «несколько выше справедливой рыночной». Сегодня банки рассматривают подобный актив не с точки зрения стоимости самого продукта, а как входной билет на рынок электронных денег. Конкурентоспособность оператора, находящегося под контролем крупного банка, будет зависеть от того, как в дальнейшем его собственник будет развивать проект. «Привлечь клиентов сегодняшних лидеров — «Яндекс.Денег», WebMoney — будет сложно. Учитывая потенциал роста рынка, следует делать ставку на новых пользователей, выстраивая правильную стратегию развития», — полагает Мамута.
Источник: Маркер
Материал просмотрен: 3124 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий