Рынок банковского персонала адаптируется к непростой ситуации в экономике
Восстановившийся после кризиса 2008—2009 годов рынок банковского персонала ожидают новые испытания. С одной стороны, кредитные учреждения вынуждены активно конкурировать за перераспределение рыночных долей, что требует найма квалифицированных сотрудников. С другой — поддержание приемлемой доходности бизнеса требует оптимизации издержек, львиная доля которых приходится на оплату труда. Это противоречие должно проявиться в ближайшие пару лет. А в более отдаленной перспективе банковский сектор столкнется с сокращением предложения хорошо подготовленных выпускников профильных вузов, связанным с реформой образования и падением престижа профессии.
Такие предположения были высказаны в ходе обсуждения на серии «круглых столов» «Перспективы карьеры в банковском секторе», организованных медиахолдингом РБК совместно с Высшей экономической школой СПбУЭФ и рекрутинговой компанией Coleman Services.
ПРЕСТИЖ УЖЕ НЕ ТОТ
Престижность работы в банковском секторе сегодня не идет ни в какое сравнение с началом — серединой 90-х годов, когда поступить на работу в банк было чуть ли не верхом карьерных мечтаний. «Банковская система в условиях слабости политической системы была тогда системообразующей, — ищет объяснение завкафедрой банковского дела СБбГУЭФ Галина Белоглазова. — Теперь модель экономики изменилась, банки призваны выполнять чисто сервисные функции».
«Когда я только пришел в банк, доходы в этом секторе были гораздо выше среднерыночных, — вспоминает управляющий филиалом Абсолют Банка в Петербурге Виталий Демидов. — Сейчас банк всего лишь одна из разновидностей офисной работы». Однако это не означает, что профессия банкира перестала быть престижной. Просто уровень доходов теперь сопоставим с другими развивающимися отраслями экономики.
«Престижность работы в банке остается принятым на рынке труда фактом. По привлекательности этот сектор можно сравнить, пожалуй, только с нефтегазовым», — уверена заместитель директора по работе с персоналом банка «Санкт-Петербург» Наталья Жемчужина. «Работа в банковском секторе престижна, но уже без закатывания глаз», — полагает первый зампред правления банка «Александровский» Сергей Иванов. — Уже нет тех сверхдоходов и сверхбыстрого роста, зато существенно вырос уровень зарегулированности».
КРИЗИС МИНОВАЛ
Рынок банковского персонала пережил встряску в ходе кризиса 2008—2009 годов. Во многих банках прошли массовые сокращения, доход сотрудников уменьшился за счет снижения зарплат и невыплаты бонусной части и премий. «Для стабильных банков кризис был поводом озаботиться эффективностью подразделений, — рассуждает управляющий директор управления продаж петербургского филиала ВТБ24 Александр Щелконогов. — Даже если кризиса бы не было, оптимизацию все равно пришлось бы провести, потому что безудержный рост привел к явным перекосам».
По данным директора офиса «Coleman Services-Санкт-Петербург» Елены Новоселовой, в настоящий момент заработные платы в банковском секторе вернулись на докризисный уровень. «В большинстве банков возвращены премиальные и бонусные схемы, восстановлены компенсационные пакеты», — констатирует г-жа Новоселова. Начальник отдела подбора персонала филиала «Петровский» банка «Открытие» Инна Гаврилюк, в свою очередь, уверяет, что каких-то глобальных движений на рынке банковского персонала сейчас не происходит, за редкими исключениями: «В некоторых случаях наблюдается «выброс» специалистов за счет внедрения новых технологий и оптимизации структуры банка. В зоне риска — сотрудники незарабатывающих подразделений».
«Структура банков действительно меняется, — подтверждает руководитель управления массового бизнеса петербургского филиала Альфа-банка Яна Шепелева. — Больше людей привлекается во фронт-офис, потому что это рост доходов, а в бэк-офисе сокращение людей неизбежно, потому что это сокращение расходов».
«Рост фронт-офиса зависит от развития бизнеса банка, — парирует начальник управления развития розничной сети ФКБ «Санкт-Петербург» Мастер-банка Евгений Павлюченко. — Если не развивается бизнес, то с чего вдруг будет развиваться фронт?»
Между тем замедление темпов экономического роста не может не сказываться на банковском бизнесе. Впрочем, по мнению начальника управления по работе с персоналом СЗРЦ банка ВТБ Владимира Вавилова, следует различать ситуацию в корпоративном банковском бизнесе и розничном.
«Корпоративный бизнес не растет, увеличение активов банка возможно только в результате «откусывания» рыночной доли у конкурентов, — рассуждает г-н Вавилов. — В свою очередь розничному бизнесу еще расти и расти. Пока активность банков концентрируется вокруг крупных городов, но по мере насыщения рынка банки будут углубляться в провинцию. Динамика этого сектора большая, позволяет быстрее выстроить свою карьеру».
Как бы там ни было, банковский сектор всегда будет заинтересован в клиентских менеджерах, способных качественно и результативно привлекать и обслуживать клиентов, подчеркивает Наталья Жемчужина из банка «Санкт-Петербург».
«ПОКОЛЕНИЕ ИГРЕК»
«Глобальный вызов, стоящий перед банковским сектором, состоит в том, что ключевые специалисты бэк-офиса сегодня уже приближаются к пенсионному возрасту, а заменить их по большому счету некем», — полагает Владимир Вавилов. По мнению банкира, процесс сокращения персонала может идти параллельно возвращению специалистов с большим опытом работы. «Приходящее на смену старожилам «поколение игрек» — это другие ценности, другое отношение к работе, к управленческим воздействиям, совершенно не та исполнительская дисциплина. С этим персоналом надо как-то работать», — констатирует г-н Вавилов. «Четко знаю, чего мы хотим от человека, который приходит к нам на работу: умения учиться, позитивности и лояльности», — перечисляет он.
«К сожалению, большинство технологий работы по финансовой и нефинансовой мотивации и управлению персоналом, которые сложились в банках за время их работы, не подходят для эффективной работы с «поколением игрек», — констатирует генеральный директор консалтинговой компании Vertex Сергей Филиппов. — Потребности поколения в интересной работе, возможностях самореализации и саморазвития сильно опережают те возможности, которые может предоставить работа в традиционном банке».
Банки относятся к консервативным видам бизнеса, и потому перестройка системы под существующий рынок труда, на котором все большую роль играет «поколение игрек», происходит медленно и неохотно (за редчайшим исключением), продолжает он. Компании из других секторов бизнеса, которые используют более креативные подходы к привлечению и удержанию более молодого поколения, забирают достойные кадры себе. «Поколение игрек» хочет свободы, интересной работы, возможности саморазвития, легкости передвижения, большей глобализации. «К сожалению, подавляющее большинство банков имеет сильно устаревшие системы удержания кадров. Лидирующими станут банки, которые смогут предложить современные технологии работы для современного поколения», — уточняет Сергей Филиппов. В связи с этим он считает, что необходимо полностью пересматривать кадровую политику банков — наем, адаптацию, развитие и удержание персонала, чтобы она становилась не проблемой, как работать с молодым поколением, а сильным конкурентным преимуществом банка.
Галина Белоглазова из СПбГУЭФ акцентирует внимание еще на одной проблеме: в соответствии с реформой образования основная часть выпускников будет иметь на руках диплом бакалавра и лишь немногие продолжат обучение в магистратуре. «Диплом бакалавра дает достаточно знаний для того, чтобы выпускники могли успешно работать в отделах продаж банковских продуктов, но базы знаний и компетенции, необходимых для дальнейшего карьерного роста, такие программы, к сожалению, не закладывают», — утверждает Галина Белоглазова. Во-первых, продолжительность обучения по бакалаврским программам на год меньше, чем по традиционным программам подготовки специалистов, во-вторых, уровень бакалавра не предусматривает прежней узкой специализации. «Пока новое качество выпускников вузов банковским сектором не ощущается, — констатирует Галина Белоглазова. — Оно проявится несколько позже и негативно отразиться на уровне профессионализма банковских специалистов. Поэтому уже сегодня банковскому сообществу необходимо активизировать меры по расширению бизнес-образования».
Материал просмотрен: 2216 раз