Последний день эпохи Владимира Миловидова
Первым испытанием для главы ФСФР Владимира Миловидова стал кризис 2008 года, тогда ему пришлось принимать одно из самых спорных и тяжелых решений для финансового рынка – приостановить торги на биржах из-за кризиса. «Мы запретили основные нервозные сделки, которые влияют на фондовый рынок, возобновление торгов будет зависеть от того, как прошли операции РЕПО, мы посмотрим, какие возникли новые обязательства и какие новые проблемы», – говорил тогда г-н Миловидов. На ММВБ пытались распутать клубок неисполненных сделок со стороны тонувших банков и брокеров.
Позже рынок начал оживать, но в тот период продолжал действовать приказ о запрете «коротких» продаж, который ряд компаний хитро обходили. Узнав об этом, Владимир Миловидов принял решение лишить квалификационных аттестатов руководство компаний. Сначала у компании «Финам», включая его владельца Виктора Ремшу, а потом и у «Брокеркредитсервиса» и его собственника Олега Михасенко. В тоже время ФСФР не стала отзывать лицензии, хотя формально имела на это право. «Такое решение могло стать разрушительным для компаний», – объяснял свои действия Владимир Миловидов.
Почти в тот же период ФСФР начала задумываться над требованиями по увеличению собственного капитала профучастников и ужесточению входа на рынок. Это заметно уменьшило количество как действующих компаний, так и открываемых. «Мы хотим ввести дополнительные нормативы по достаточности капитала профучастников, чтобы гарантировать, что они смогут исполнить свои обязательства перед клиентами», – говорил г-н Миловидов.
Последний год его службы был связан с более глобальными мероприятиями, в частности с объединением ММВБ и РТС. Слова о том, что он сторонник объединения, Владимир Миловидов произносил десятки раз. Как-то раз на одном из закрытых мероприятий он разоткровенничался «Я сторонник объединения капиталов бирж на уровне акционеров, прекращения ими альтернативных конкурирующих проектов. ММВБ должна прекратить срочный рынок, а РТС в общем-то и нечего прекращать». В целом можно сказать, что этого ему почти удалось добиться: на днях ожидается подписание соглашения между акционерами РТС и ММВБ. Объединению едва не помешала покупка ЕБРР пакета акций РТС у «КИТ Финанса» – эту сделку Владимир Миловидов назвал корпоративным эгоизмом и в итоге зарубил.
В тот же период в блоге Владимира Миловидова появились его знаменитые рассказы, в которых многие участники финансового рынка могли узнать себя, тогда глава ФСФР закрепил за собой прозвище Сторожа Миловидыча и Любителя Мухоморов. «Сторож Миловидыч сидел на лавочке у ворот колхозного рынка и крутил папироску. «Эх-хе-хе, – вздыхал он, – чавой-то тут мне белорусские братья прислали? Не то махра, не то трава какая, а вот вроде шляпки грибов... Мухоморы, что ль, сушеные?» – писал глава ФСФР в свое блоге. Там же он выступал в качестве участкового, за что получил от остряков-профучастников прозвище МВД (Миловидов Владимир Дмитриевич).
Прошлым летом глава ФСФР принял два скандальных решения. Первое – это лишение лицензии одного из старейших спецдепозитариев – «Иркола», которое произошло на фоне хамского, по словам сотрудников «Иркола», поведения проверяющих компанию сотрудников ФСФР. Тогда г-н Миловидов заявил, что «лично готов извиниться за всех сотрудников, которые в рамках своей деятельности могли вольно или невольно сказать что-то, что могло другим людям показаться оскорбительным».
Вторым неоднозначным решением г-на Миловидова стало лишение лицензии ЦМД и предшествующее этому написание тайного письма Игорю Сечину. «ЦМД должен будет завершить работу по переводу реестров в другие регистраторы, которые будут выбраны эмитентами», – говорил тогда г-н Миловидов.
Но в правлении Владимира Миловидова были и положительные моменты: принят закон об инсайде и манипулировании, появилась система контроля за рынком. На мероприятии по ее открытию глава службы рассказал, чего он добивался: чтобы ФСФР, как и SEC, стали бояться. «В последнее время российский регулятор воспринимался как беспомощное, вялообразное существо, которое может только генерить плохочитаемые приказы и удивлять мир отдельными акциями по устрашению, а эта система на основе передовых мировых технологий позволит пронизать рынок насквозь и всегда знать, что в нем происходит. С получением такой системы ФСФР напоминает кому-то образ известного животного с пистолетом, но я думаю, что этот образ быстро развеется и впоследствии придет другой, который будет сведен к тому, что регулятор становится более вооруженным в плане надзора на финансовом рынке».
Материал просмотрен: 2161 раз