У России закончились идеи, а у инвесторов — интерес к ней
Традиционно в России пайщикам предлагался ограниченный круг продуктов: обычно это отдельные фонды акций и облигаций, ориентированные на Россию, и несколько смешанных фондов. Падающий интерес к российским историям заставил управляющих искать новые идеи.
Одну из них презентовала управляющая компания «Райффайзен Капитал». ОПИФ смешанных инвестиций «Райффайзен — Фонд активного управления» будет реализовывать стратегию инвестирования на глобальном рынке акций. «Райффайзен Капитал» в этом плане первооткрыватель: по словам начальника отдела портфельного управления компании Владимира Веденеева, пока больше ни у кого нет активно управляемого фонда с глобальной декларацией. У этого ПИФа нет четкого фокуса на Россию, Европу или Азию, нет и ориентира на какой-то сектор; фонд ориентирован на класс активов — акции по всему миру, рассказывает г-н Веденеев.
«Мы ищем инвестиционные идеи по всему миру», — объясняет он подход к управлению.
«Мы видели, как клиенты теряли интерес к российскому рынку. В такой ситуации нам пришлось искать для наших пайщиков альтернативу», — говорит г-н Веденеев. Раньше управляющая компания развивалась по стандартным для этого рынка принципам — открывала секторальные фонды, ориентированные на Россию. «В какой-то момент стало понятно, что линейка фондов, ориентированных на Россию, непропорциональна интересу со стороны клиентов к России», — добавляет управляющий.
Портфель нового ПИФа сформирован уже на 90%; в нем есть бумаги из России, Америки, Европы и Китая. Но такой расклад не навсегда: в ближайшее время, возможно, появятся Япония и другие страны. «Это живой процесс: мы советуемся, спорим, ищем. Что-то проходит через фильтры и появляется в портфеле, что-то — нет», — поясняет Владимир Веденеев.
Не менее 30% российских активов в портфеле — это требование нашего законодательства. «В России очень маленькая инвестиционная вселенная, которая нам нравится, — говорит г-н Веденеев. — Поэтому в эту часть портфеля будут входить четыре-пять бумаг. Сейчас это акции Сбербанка, «Магнита», «Э.ОН Россия» и НЛМК». В остальные 70% портфеля будут входить две группы иностранных акций: «голубые фишки» — бумаги компаний с высокой капитализацией из развитых стран (например, Visa, Volkswagen, Unilever) и «инвестиционные идеи» — бумаги компаний, которые демонстрируют высокие темпы роста и, по мнению «Райффайзен Капитала», недооценены рынком (например, Michael Kors, Cognizant). Возможно, часть активов в будущем разместится в паи биржевых фондов (ETF). «ETF — это возможность сделать декларацию шире, это дополнительная опция. Если нам захочется сделать ставку на какой-то сектор или на какой-то страновой рынок, то мы ее применим», — говорит управляющий.
Оценить фонд по соотношению риск-доходность довольно сложно, говорит г-н Веденеев, ведь в портфеле смешаны фондовые рынки — российский и глобальный, корреляция между которыми в последние годы отрицательная. «Думаю, что по шкале риск-доходность фонд должен быть ниже, чем Россия (индекс ММВБ), но выше, чем наш фонд «Райффайзен-США», — говорит он.
УК «Райффайзен Капитал» не единственная компания, которая осваивает глобальный рынок. УК «Уралсиб», например, предложила линейку из шести фондов, каждый из которых будет инвестировать в один иностранный биржевой фонд. «Мы пошли по другому пути — предоставили клиенту «инвестиционный конструктор «Лего», — рассказывает директор по инвестициям УК «Уралсиб» Сергей Григорян. — Мы запустили шесть фондов, ориентированных на широкие классы активов (например, акции и облигации развивающихся рынков или акции и облигации развитых рынков). Этот конструктор позволяет нам предлагать разным категориям клиентов готовые инвестиционные решения». Сейчас, по словам г-на Григоряна, есть уже четыре готовых портфеля, каждый из которых включает все новые фонды в определенных долях.
Представители «Сбербанк Управление активами» рассказали РБК daily, что также рассматривают возможность запуска в ближайшее время ETF-фондов.
УК «КапиталЪ» выбрала третий формат: фонды формируются по глобальным секторам (потребительский, энергетический и др.), включая в себя иностранные и российские эмитенты. Например, ОПИФ «КапиталЪ-Индустриальный» в марте был преобразован в ОПИФ «КапиталЪ — Потребительский сектор развивающихся стран». В его портфель теперь входят акции, имеющие листинг в Испании и США и ETF с листингом в Германии. «Мы передаем картину и динамику потребительского сектора не только России, но и других крупных развивающихся стран, поэтому до 70% активов портфеля — иностранные», — рассказывает начальник инвестиционного департамента УК «КапиталЪ» Алексей Белкин. По такому же принципу сформированы и некоторые другие фонды этой управляющей компании.
По словам заместителя гендиректора УК «Альфа-Капитал» Виктора Барка, в их компании тоже есть ПИФы, которые ориентированы на зарубежные рынки (например, фонды «Высокие технологии», «Глобальные финансы»).
«Российский рынок акций в последние годы показывает слабую динамику, не радуя инвесторов доходами», — соглашается г-н Барк. Это, по его словам, и заставляет управляющих рассматривать альтернативные рынки для инвестирования.
Попытка предложить локальным инвесторам что-то кроме российского риска — это общее направление в индустрии, резюмирует г-н Веденеев. Управляющие компании таким образом пытаются вернуть пайщиков. «При российской конъюнктуре ожидать бешеного притока пайщиков по меньшей мере странно. Инвестировать в локальный рынок, особенно при такой ставке депозитов, мало кто решается. В России сейчас безрисковые активы приносят доход, а рисковые — убыток. Нужны новые идеи», — говорит г-н Веденеев.
Материал просмотрен: 2170 раз