«Такую эйфорию, которая была до кризиса, наше поколение уже не увидит»

22 марта 2011, 00:43

 

О том, почему надо брать кредиты в рублях, каковы перспективы российского рынка и что ждать инвесторам от 2011 года, в интервью корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву рассказал руководитель бизнеса доверительного управления группы Газпромбанка Анатолий Милюков.

— Какой макроэкономический фон оставил в наследие инвесторам 2010 год?

— В 2010 году продолжилось восстановительное ралли 2009 года, этот период стал временем упущенных возможностей для инвесторов. Была неуверенность из-за безработицы, негативного прогноза по потребительскому рынку. Основная масса инвесторов не могла поверить в то, что самый разрушительный кризис со времен Великой депрессии закончился так быстро. И многие опасались, что, когда закончится срок действия государственных программ стимулирования, рынки развитых стран снова упадут. И поэтому инвесторское участие в развитии рынка было гораздо слабее, чем рост рынка. Пессимизм не оправдался. Отложенный спрос, возникший во время кризиса, трансформировался в экономический рост.

Экономический рост базировался еще на двух факторах. Во-первых, во время кризиса корпорации резко сократили издержки, уволили множество людей. Это был крупнейший в новейшей экономической истории передел прибыли — от труда в пользу капитала (от рабочих обратно в корпорации). В итоге 2 трлн долл. накопилось на балансах корпораций, а корпоративная прибыль находится почти на докризисных значениях. И эти деньги жмут карманы, это гигантский источник капвложений, покупок конкурентов, НИОКР. В конце концов это приведет к спросу на рабочую силу и падению безработицы, а следовательно, будет рост потребительского спроса, на котором и будет основан дальнейший экономический рост.

Второй причиной экономического роста стало начало работы кредитного мультипликатора. В кризис 2008 года произошло беспрецедентное по скорости и масштабам сокращение кредитных портфелей банками. Как известно, уровень динамики кредитования экономики является на 100% определяющим фактором экономического роста. Именно на борьбу с сокращением кредитного портфеля и попытку заставить банки кредитовать снова были направлены усилия центральных банков всего мира, опустивших стоимость денег практически до нуля. Почти полтора года не удавалось достичь желаемого результата. В конце 2009 года Бернанке заявил, что если средства не будут доходить до реальной экономики, то деньги будут разбрасывать с вертолета. В конце концов процесс расширения кредитования был запущен, что, как мы уже говорили, является 100-процентной гарантией экономического роста.

Но мгновенный прорыв ждать не стоит. Психологически такую эйфорию, которая была до кризиса, наше поколение уже не увидит. У меня есть один хороший знакомый, родился он в 1932 году, пережил Великую депрессию. Несмотря на то что долгие годы проработал банкиром на Уолл-стрит, до сих пор, выходя из комнаты, выключает свет. Это поколение было в шоке от происшедшего, поэтому они и сейчас экономят на всем.

— Каковы перспективы фондового рынка в России в 2011 году?

— В кризис пострадали все фондовые рынки, но с тех пор большинство развивающихся рынков достигли или уже превысили докризисные уровни в долларовом выражении за счет экономического роста и укрепления национальных валют. И только Россия отстает от них, оставаясь самым дешевым рынком среди BRIC и рынков вообще с капитализацией выше $1 трлн.

По общему мнению, 2011 год для всех фондовых рынков в условиях экономического роста, дешевых денег и попыток инвесторов защититься от возможной инфляции будет годом роста. С учетом отставания российского рынка от докризисных уровней и существенных дисконтов в оценке российских компаний Россия должна расти опережающими темпами.

Если мы рассчитываем на экономический рост, то в первую очередь это будет транспорт, а также потребительский сектор и банки.

— Каков ваш прогноз по валютному рынку в среднесрочной перспективе? Сейчас возрождается рынок ипотечного кредитования, и стоит вопрос о том, в какой валюте брать кредиты.

— С точки зрения сбережений никто еще не придумал лучшего способа, чем диверсификация.

Основной же принцип с точки зрения получения кредитов физическими лицами — кредитоваться в той валюте, в которой получаешь доход. А еще лучше брать в рублях, так как в ситуации девальвации работодатель вряд ли сможет сохранить долларовую зарплату докризисного уровня. Смотреть на человеческие трагедии в 2008 году было страшно: во время кризиса люди массово ошиблись дважды. Они сначала до кризиса купили рубль на максимальных значениях, а потом проделали то же самое в феврале-марте 2009 года с валютой. Любая попытка невалютных трейдеров сыграть на курсе чревата; чтобы спекулировать валютами, надо быть профессионалом.

Но такого ажиотажа, как раньше, в потребительском кредитовании уже не будет — с точки зрения как финансовых институтов, так и потребителей. Здесь, кстати, кризис повернулся положительной стороной: банки изменили отношение к клиентам, начав думать даже за легкомысленных клиентов и умерив аппетиты по валютной ипотеке. Теперь у банков есть общее понимание, что «впаренные» кредиты в конце концов становятся их головной болью.

Источник: РБК daily


Материал просмотрен: 1537 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 28/03 92.59 0.0174
EUR ЦБ РФ 28/03 100.27 -0.1417