ВТБ, второй по величине российский банк, в прошлом году принял решение выделить транзакционный бизнес в отдельное направление, Global Transaction Bank

12 апреля 2012, 08:31
ВТБ, второй по величине российский банк, в прошлом году принял решение выделить транзакционный бизнес в отдельное направление, Global Transaction Banking, и пригласил для его развития Гуриндера Нихала, бывшего топ-менеджера Королевского банка Шотландии и Ситибанка. О том, каких результатов достиг ВТБ в транзакционном бизнесе, и о его дальнейшем развитии РБК daily рассказал старший вице-президент ВТБ ГУРИНДЕР НИХАЛ.
 
— Сложно ли продавать транзакционные продукты?
 
— Когда ты пытаешься заработать деньги, все достаточно сложно. Вместе с тем транзакционный бизнес должен быть «линией жизни» всех банковских операций. Независимо от того, какая финансовая операция осуществляется между нашими клиентами и банком, всегда возникает необходимость в движении денежных средств, управлении ликвидностью и оборотным капиталом. Это именно та область, в которой ВТБ очень успешно себя позиционирует.
 
— Что входит в продуктовую линейку транзакционного бизнеса банка ВТБ?
 
— Это, конечно же, управление денежными средствами наших клиентов, их текущими счетами, вкладами, расчетами, операции с наличными денежными средствами, включая инкассацию, индивидуальные решения для казначейств по централизации расчетов, бюджетированию, консолидации средств на счетах, а также депозитарный бизнес и факторинг. Компаниям с достаточно широкой сетью филиалов в разных уголках страны мы предлагаем различные решения для объединения имеющихся у них ресурсов. Все эти услуги предоставляются на технологически сложных и вместе с тем ориентированных на клиента электронных банковских платформах. Если наши клиенты ведут бизнес за рубежом, то мы предлагаем проведение международных платежей и валютный контроль (Центральный банк регулирует переводы денежных средств между резидентами и нерезидентами, а также переводы иностранной валюты).
Кроме того, услуги в этой области мы можем предложить в большинстве из наших 19 международных дочерних организаций. Также мы предлагаем депозиты нашим клиентам. В 2011 году транзакционный бизнес ВТБ получил мандаты от 28 крупных российских корпораций на управление денежными средствами более чем 650 компаний. Кроме того, мы предоставляем услуги по проведению документарных операций с использованием всех видов и конструкций банковских гарантий и аккредитивов.
 
— По вашей оценке, какую долю на рынке занимает транзакционный бизнес группы ВТБ, если брать российский рынок?
 
— Сложно сказать в целом, так как в настоящее время рыночная информация по некоторым организациям включает и корпоративный, и розничный сегменты. Это зависит от продукта. По нашим оценкам и на основе имеющейся у нас рыночной информации, в 2011 году мы заняли первое место по документарным операциям (доля рынка группы ВТБ составила порядка 22%).
Мы находимся на втором месте по текущим счетам (при доле рынка, равной 11%, которая продолжает увеличиваться) и на первом месте по депозитам (доля рынка — 20%). По официальным данным, факторинговые операции ВТБ в настоящее время находятся на первом месте российского рынка по доле рынка (22%). В течение следующих трех лет мы ожидаем увеличение доли кошелька транзакционного банкинга в сегменте среднего бизнеса в два раза и 50-процентное увеличение в сегменте крупного бизнеса (не путать долю кошелька с долей рынка).
 
— Каков объем инвестиций ВТБ в развитие транзакционного бизнеса?
 
— Они довольно существенные, но раскрыть их объем я, уж простите, не могу. Могу лишь сказать, например, что на создание электронной платформы банковского обслуживания мы планируем потратить десятки миллионов рублей.
 
— Вы этот бизнес развиваете самостоятельно или все-таки возникали идеи создать альянс с какой-нибудь транзакционной компанией или, может, купить такую компанию?
 
— Мы рассматривали вопрос о создании различного рода альянсов. Но в тех областях, где мы хотим быть лидерами на рынке, например разработка решений по управлению денежными средствами в национальной валюте и ликвидностью или развитие документарного бизнеса, мы хотим развиваться самостоятельно, делая все необходимые для этого инвестиции.
 
— Каков объем банковских гарантий, выданных ВТБ в 2011 году? Планы на 2012 год?
 
— По итогам 2011 года портфель банковских гарантий ВТБ составил 240 млрд руб., но это только банк ВТБ без учета Транскредитбанка. В текущем году, по нашему прогнозу, рост рынка составит 20%, а наш портфель может вырасти на 30%.
 
— Какие виды гарантий пользуются наибольшим спросом?
 
— Прежде всего это гарантии исполнения контрактов, связанные с созданием различной инфраструктуры и реализацией крупных проектов, за ними идут таможенные гарантии и гарантии в пользу налоговых органов, по выпуску которых мы являемся одним из крупных гарантов российского рынка, тендерные гарантии. Они занимают существенную долю в нашем портфеле. (Я вам назвал лишь те гарантии, которые занимают существенную долю в нашем портфеле.)
 
— А что с безопасностью таких продуктов? Говорят, что встречаются случаи мошенничества.
 
— Мы рекомендуем всем клиентам идти непосредственно в банки для выдачи банковской гарантии, не работать ни с какими агентствами или третьими лицами, выступающими якобы от их имени. Что касается ВТБ, то мы, равно как и другие крупные российские банки, не работаем через посредников. Банковские гарантии у нас выдаются клиентам напрямую. Мы также ведем непрерывную работу с регуляторами для обеспечения стопроцентной прозрачности отношений со своими клиентами и надежной защиты их интересов. И призываем всех бенефициаров, имеющих какие-либо подозрения или сомнения в отношении любой полученной ими гарантии, проверять ее в банке, выдавшем эту гарантию.
 
— Каковы планы развития транзакционного банкинга на ближайшие годы?
 
— Мы утвердили трехлетнюю стратегию развития транзакционного бизнеса ВТБ на 2012—2014 годы. Согласно ей через три года мы планируем удвоить операционный доход транзакционного бизнеса, который за первые девять месяцев 2011 года, по данным МСФО, составил 17,6 млрд руб. Мы будем расти за счет имеющейся и растущей команды первоклассных профессионалов, для которых клиент находится в центре внимания, которые создают инновационные продукты и решения, способные увеличить стоимость бизнеса наших клиентов, и которые ориентируются на потребности клиентов на каждом этапе своей деятельности (начиная с предложения, продажи и до реализации в наших операционных центрах и осуществления повседневной поддержки).
 
— Какие новые продукты вы планируете запустить в 2012 году?
 
— В списке новых продуктов, которые мы планируем запустить, ключевыми являются решения, направленные на обеспечение должного уровня управления денежными потоками и расчетами вдоль всей цепочки поставок продуктов/услуг наших клиентов. Кроме того, мы занимаемся постоянным совершенствованием нашей электронной банковской системы (включая выпуск аккредитивов, выписки в формате СВИФТ и пр.). Летом планируем разработать и запустить приложения для работы с системой электронного банковского обслуживания на Iphone, Ipad и других мобильных устройствах. Думаю, что станем первым банком на российском рынке, кто это сделает для сегмента корпоративных клиентов. Финансовые специалисты, работающие в России, все больше и больше путешествуют по свету, поэтому для них эти приложения будут крайне полезны. И казначеи, и бухгалтеры должны иметь возможность одобрять необходимые платежи, даже если они находятся не на рабочем месте. Количество продуктов на одного нашего клиента должно увеличиться с нынешних трех до четырех в течение следующих трех лет.
 
Источник: РБК daily

Материал просмотрен: 2465 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 19/04 94.09 -0.232
EUR ЦБ РФ 19/04 100.53 0.2529