Клиенты wealth management начинают инвестировать сбережения в более рискованные активы

1 сентября 2009, 17:47
   
    - Что сейчас происходит в индустрии управления средствами богатых клиентов? Как повлиял кризис на wealth management (управление средствами частных состоятельных клиентов)? 
    
    - Кризис очень сильно повлиял на цены активов - они упали, из-за этого пострадали корпоративные и индивидуальные балансы, особенно в тех случаях, когда был использован заемный капитал. К счастью для индустрии wealth management, клиенты здесь очень осторожны и довольно мало заимствовали относительно размера своих сбережений, поэтому пропорционально пострадали несколько меньше других инвесторов. 
    С другой стороны, люди стали больше обращать внимание на вопросы прозрачности, пристальнее смотреть на то, в какие инструменты они вложили средства, и стали досконально изучать составные части этих инструментов.
    До середины прошлого года никто не отдавал себе отчет в том, что значит риск эмитента ценной бумаги. Продавая деривативы, банки обещали, что если рынок пойдет наверх, то вы выиграете, а если он пойдет вниз, то через три года банк вернет вам 100% или какую-то другую величину вашего капитала. Когда банки стали банкротиться, это обещание, которое считалось незыблемым, оказалось под большим вопросом. Это и есть риск эмитента, люди стали замечать такие вещи, которые раньше казались побочными. 
    Кроме того, мода на сложные финансовые инструменты уступила место моде на более простые, более прозрачные и более ликвидные активы. Клиенты стали более скрупулезны и в отношении банка, в котором держат деньги. 
    
    - Какова специфика клиентов wealth management в России? 
    
    Особенность России заключается в том, что когда ситуация на рынке становится менее устойчивой, россияне начинают больше бояться своего странового риска, поскольку они научены многолетним опытом. Редкое явление, чтобы американец испугался того, что рухнет Америка, и подумал бы о переводе своих денег, например, в Англию. У нас же это обычное явление, когда россиянин говорит: "Я не знаю, что здесь будет в будущем, как поведет себя правительство, лучше я переведу свои деньги в Швейцарию или на Кипр". Американцы будут гораздо меньше бояться того, что банки закроются или государство может конфисковать что-то, их история научила: так не делается, а в России история научила обратному - это возможно. 
     
    - Что происходит с вашим бизнесом в России, как он развивается? 
    
    - Количество клиентов и размер портфеля увеличиваются, но темпы роста по сравнению с 2007 годом гораздо меньше. Это отражение общей экономической ситуации. С другой стороны, мы продолжаем расти и очень рады этому. Я не могу комментировать динамику роста показателей в России, могу только сказать, что наш рост пропорционально больше, чем по группе Credit Suisse в целом (положительное сальдо привлечения 8,5 млрд швейцарских франков за I квартал).
    Материнская компания смотрит на наш бизнес и продолжает инвестировать и в людей, и в инфраструктуру - программное обеспечение, технологии.  
    
    - За счет чего происходит рост объема привлекаемых денег в России? 
    
    - С одной стороны, есть некоторое движение средств клиентов между банками. В этом плане нам повезло, мы кризис прошли хорошо и наша финансовая позиция достаточно крепкая. С другой стороны, не все остановилось из-за кризиса: дивиденды выплачиваются, квартиры и компании продаются - формируются новые источники ликвидности, которую нужно разместить. Мы бы хотели, чтобы создание частного богатства шло быстрее, но это вопрос экономического цикла. Сейчас процесс увеличения нашего бизнеса взял паузу, до тех пор пока экономика не начнет расти. Признаки того, что кризис приближается к концу, уже есть: глобальный рост возобновляется, статистика в США говорит о том, что экономическая активность начинает повышаться, поэтому мне кажется, что худшее время кризиса мы уже увидели. 
    
    - Изменилась ли структура активов, в которые инвестировались средства ваших клиентов по сравнению с докризисной ситуацией? 
    
    - Изменилась, но не кардинально. Те, кто держал акции российских компаний, снизили их долю в портфеле из-за падения котировок. При этом денежная составляющая - депозиты в рублях и в валюте, которые всегда занимали значительную часть портфеля наших российских клиентов - еще больше выросла. Я это объясняю тем, что люди, ведущие бизнес в России, несут немалые риски, поэтому они очень осторожно распоряжаются своими резервными деньгами, это их средства на "черный день". Они, как правило, держат их на депозитах или размещают в очень консервативные инструменты. В целом за время кризиса произошло изменение портфеля в сторону более осторожных инвестиций.
    Сейчас есть некоторое движение к увеличению риска, но это не шаг, а полшага. Валютные депозиты дают низкую доходность, ставки сильно упали, и даже по рублевым депозитам они стали снижаться, поэтому клиенты начали переходить в краткосрочные облигации качественных компаний, в гособлигации.
    Также они пользуются бивалютными депозитами, которые изначально номинированы, например, в долларах, а при достижении определенных курсов, могут быть конвертированы в евро. Для российских клиентов, которые являются преимущественно долларовыми инвесторами, такие инвестиции интересны, потому что процентная ставка по ним выше из-за более высокого риска. Иногда в качестве пары выбирается не доллар, а другая валюта или даже золото.
    Мы начинаем советовать клиентам, что пора подумать об инструментах, которые защищают инвестиции от инфляции, потому что государственные антикризисные программы и массовое вливание ликвидности может привести к росту цен в перспективе. 
    
    - Какие это инструменты? 
    
    - Классические инструменты - это акции, недвижимость, а также реальные активы, которые сейчас очень сильно упали в цене (земля, компании реального сектора). Это может быть и сырье - золото, нефть, металлы. 
    
    - Вас беспокоит высокая инфляция в России? 
    
    - Если посмотреть на валютный курс рубля сейчас и год назад и сравнить его с инфляцией, то очевидно, что, инвестировав свои деньги в доллары и евро, инвесторы сохранили покупательную способность своих сбережений. Вообще природа инфляции в России мне мало понятна: если автомобили, земля, квартиры, все дешевеет, то откуда инфляция? 
    
    - Во время кризиса ваши клиенты выходили из акций, а сейчас уже начали покупать? 
    
    - Не спешат, хотя мы рекомендуем им делать это достаточно давно, с апреля-мая. 
    
    - Как, по Вашему мнению, будут развиваться события на финансовом рынке и в экономике в целом до конца года, ожидаете ли Вы новую волну кризиса? 

    
    - Мне кажется, у кризиса есть разные фазы. В этом кризисе первая фаза относилась к рыночным инструментам и резкому снижению их цены - сначала это были ипотечные инструменты низкого качества, потом акции.
    После этого было зафиксировано снижение показателей экономической активности, то есть люди перестали покупать и начали сберегать. Это можно отнести ко второй фазе кризиса. Она очень сильно повлияла на компании, которые что-то производят, например, автомобили - GM, АвтоВАЗ .
    Естественно, за любыми такими компаниями стоят банки, которые их финансируют, и по мере того, как эти компании зарабатывают меньше, появляются трудности с обслуживанием долгов. Эта долговая проблема, мне кажется, и есть третья волна. Она менее заметная и решается реструктуризацией. Вопрос в том, насколько сильно она повлияет на здоровье банковской системы, способна ли система справиться с этим приступом без конвульсий. В ответе на этот вопрос и заключается ответ на вопрос о том, будет ли очередная волна кризиса. Мое мнение - это будет происходить малозаметно и медленно. 
    
    - Как Вы оцениваете действия российских властей в кризис? Какие риски для инвесторов сейчас существуют? 
    
    - В макроэкономическом и финансовом управлении Россия довольно здраво и хорошо показала себя в этом кризисе. Риск того, что страна может оказаться в ситуации дефолта, минимален, Россия по-прежнему имеет большие резервы. Финансовые власти потратили относительно малую часть резервов за период давления на рубль и восстановили стабильность валюты. Также большое достижение - это конвертируемость рубля и свобода движения капитала. Россиянин сейчас не менее свободен, чем американец в вопросе размещения своего капитала. Это очень существенно. 
     
    
    - Богатых людей после кризиса будет больше или меньше? 
    
    - Наверное, больше. Сегодня их меньше, чем два года назад, но через 3-4 года их будет больше, чем было в 2007 году. Конечно, это утверждение зависит от темпов глобального экономического роста и общего уровня благосостояния. Даже в трудный XX век богатство выросло до такого уровня, какого не было за всю историю человечества. Процесс глобализации, доступность информации, более отточенные методы производства, приводят к росту благосостояния.
 
 
Источник: Финмаркет

Материал просмотрен: 1479 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 26/04 92.13 -0.3744
EUR ЦБ РФ 26/04 98.71 -0.2039