Cерые vs. Продвинутые

13 мая 2011, 20:00

Cреднестатистический российский банк может немногое предложить сегодня розничному клиенту

 
Мировой финансовый кризис доста-точно существенно изменил розничный банковский рынок России, можно даже сказать, что он пронесся по нему некой очистительной «метлой». Общее уменьшение доходности этого бизнеса при-вело к тому, что отдельные участники рынка начали вообще сворачивать ра-боту с населением, причем в настоящий момент данный процесс только набира-ет обороты.
 
Пополнить ресурсную базу любой ценой – как мы все помним, именно этим занимались все участники рынка в 2008–2009 годах. Этой любой ценой были средства населения, и началась настоящая «процентная война», кото-рую удалось прекратить только путем вмешательства регулятора. Но потом и к самим банкирам пришло понима-ние, что привлеченные таким образом пассивы оказываются чрезмерно до-рогими.
 
Цена общения
 
Но это понимание стало только на-чалом переосмысления своего бизнеса многими отечественными финансовыми структурами. В процессе подсчета из-держек и доходов многие банкиры вы-яснили, что работать с населением для них и невыгодно, и опасно. Во-первых, велики операционные издержки: нужно содержать массу персонала, поддержи-вать на должном уровне web-порталы, иметь много точек обслуживания и бан-коматов. Во-вторых, Банк России и Агентство по страхованию вкладов на-селения (АСВ) предъявляют повышенные требования к кредитным организациям, работающим с частными лицами, а в системустрахованиянужнопроизводить регулярные отчисления. В-третьих, биз-нес по кредитованию частных лиц про-сто по определению более опасный, чем выдача ссуд корпоративным клиентам с «прозрачными» балансами и понятным бизнесом. Плюс четвертый момент – в рознице можно что-то заработать толь-ко на массовости, малые масштабы однозначно убыточны.
 
И начался исход. Самым крупным игроком, просто закрывшим розничное направление, стал Сведбанк, но он был не первым и не последним. Однако про-сто так расторгнуть договора (кредитные и депозитные) в одностороннем поряд-ке по желанию финансового института нельзя, поэтому многие банки просто стали делать их максимально неудоб-ными и невыгодными. Процентные став-ки у таких банков стали существенно ниже рыночных, за пополнение вкладов начали брать комиссии (Алтайэнерго-банк – 10%, СКБ Банк – 7%, Юниаструм Банк предложил вкладчикам открыть специальный счет, с которого возможно пополнение, но с комиссией 5%), по то-му же пути пошли Банк «Морской», Энер-готрастбанк и многие другие. Офисы у метро или в других бойких точках стали менять вывески, на место мелких и сред-них банков приходят лидеры рын-ка. «Перекрашиваются» даже банкоматы, похоже, некоторые участники рынка избавляются и от сетей АТМ – для обслуживания корпоративных клиентов они не очень нужны.
 
Причем обслуживание компаний тоже становится более узким. Мелкие и сред-ние кредитные организации уже не бе-рутся за зарплатные проекты, которые требуют какого-никакого, а все равно розничного подразделения. Ссуды и корпоративные депозиты плюс обслу-живание внешнеторговых операций – именноэтоготовысегодняосуществлять банкиры, но не более того.
 
Частников стали откровенно «выжи-вать» – форумы профильных сайтов Рунета наполнились жалобами населе-ния на то, что банки ухудшают условия по вкладам, а кредитование просто за-крывают. Так, ряд кредитных организа-ций просто аннулировал все свои кре-дитные карты, потребовав от клиентов расплатиться с долгами. Интересно, но данные деяния никак не пресекаются со стороны ЦБ, хотя на сайте регулятора можно пожаловаться на «плохой» банк. Жалобы действительно идут, но посколь-ку, на наш взгляд, на Неглинной пони-мают, что происходит в общем-то «пра-вильный» процесс, и игроки не передер-гивают, желающим покинуть розничный рынок не мешают «бороться» с неугодной клиентурой.
 
«съежившиеся» линейки
 
Но перемены произошли (и еще про-исходят) не только на рынке в целом, но и в структурах тех игроков, которые не намерены оставлять розницу. Прежде всего во время пика кризиса практиче-ски повсеместно закрылись ипотечные подразделения, но лишь считаные участ
ники рынка возобновили их работу в текущем году. При-чина сего явления – сильная конкуренция со стороны госбанков (более подробно читайте в материале «Война комиссиям» в этом же номере).
Розничное обслуживание на фондовом рынке тоже местами закрывается, сильная конкуренция со стороны таких крупных ретейловых брокеров, как «Финам» и БКС, вынуждает банкиров ликвидировать свои подразделения по данному профилю. Ровно как и департаменты, зани-мающиеся ОФБУ, – после ряда скандалов с данным фи-нансовым инструментом он не в почете у населения, следовательно, убыточен. Падение объемов авторынка, которое составило более 50%, а также усиление конку-ренции со стороны финансовых кредитных структур ав-томобильных концернов, стало причиной исчезновения соответствующих кредитных продуктов множества бан-ков, из крупных игроков рынка здесь можно отметить «Авангард». Причем де-юре там этот продукт как бы су-ществует, но при обращении в банк выясняется, что «в данный момент выдача ссуд на покупку автомобилей по техническим причинам временно приостановлена». Ме-стами банкиры поставили по данному продукту и вовсе «заградительные» ставки, видимо, просто чтобы не «ого-лять» продуктовую линейку перед лицом конкурентов.
 
Рынок потребительского кредитования не так сильно пострадал во время кризиса: если в 2008 году население набрало у банков 4,5 трлн рублей, то в 2009 году – 3,8 трлн рублей, то есть всего на 15% меньше. Однако те, кто работал на нем при помощи привлеченного дешевого иностранного ресурса («Русский стандарт», Home Credit), попали в достаточно сложное положение. И если упо-мянутые структуры как-то выкарабкались, то многие небольшие и средние кредитные организации (особенно в регионах), которые «баловались» таким же бизнесом, вынуждены были его просто свернуть.
 
Сухой остаток
 
Если взять среднестатистический российский банк, который сегодня работает с населением и имеет планы развивать розничный бизнес, то предложить он может немного. Несколько видов депозитов – в рублях, долла-рах и евро, другие валюты практически не встречаются – как пополняемые, так и простые, мультивалютные или моновалютные. Многие участники рынка отсекают мелких вкладчиков, порог в 100 тыс. рублей как минималь-ная сумма, которую можно положить на депозитный счет, – далеко не редкость. Процентные ставки давно пре-кратили свой рост и движутся в сторону уменьшения, более 10% годовых в рублях сегодня уже очень сложно найти, в валюте банки платят 4–6% годовых.
 
Дебетовую карту откроют всюду и без проблем, кре-дитную – тоже практически в любом банке. Правда, по последней новичку установят крайне невысокий лимит, причем даже при наличии справки 2НДФЛ с весьма при-личным доходом кредитные департаменты сегодня «дуют на воду». Грейс-период по кредитке будет около 50 дней, мало кто из участников рынка отклоняется от данного «стандарта» в большую сторону. Мобильный и интернет-банкинг где-то бесплатен, но чаще всего он обойдется в 50–70 рублей в месяц.
 
Кредиты наличными, которые одно время активно про-двигались, как-то затухли, они присутствуют в продукто-вых линейках банков, но далеко не всех. Да и эффектив-ные ставки тут просто запредельные, поэтому те, кому нужно срочно перебиться деньгами, идут в Сбербанк. Туда же чаще всего направляются будущие автовладель-цы и желающие купить квартиру по ипотеке.
 
Получается, что сегодня в этом «среднестатистическом» банке особо «ловить» нечего, разве что лишние 3–4% годовых по вкладу. Да и то туда идут лишь те, кто имеет сумму, не превышающую страховой лимит АСВ. А вот более богатые клиенты стали перебираться в Сбербанк и ВТБ-24, это достаточно новая тенденция. «Частники» могут составить конкуренцию госструктурам разве что по оперативности – в части переводов денег, принятия решений, – но тоже далеко не всегда.
 
Узок их круг
 
Но крупные коммерческие банки, которые активно работают на розничном рынке, от этой «серой массы» отличаются достаточно сильно. Их, правда, не так мно-го, можно выделить всего около десятка – именно тех, кто действительно готов развивать свои услуги для народа. Причислять к таким «продвинутым» все топ-50 отечественной банковской системы было бы в корне неверно, например, тот же Газпромбанк явно ориенти-рован на свою отрасль и «чужие» клиенты ему пока не нужны.

Но там, где розница стоит в числе приоритетов, можно найти немало удобных и полезных продуктов. Это и очень конкурентные ставки автокредитов, в том числе и по специальным программам от автопро-изводителей. Причем решения прини-маются вполне оперативно, а критерии оценки потенциальных получателей ссуд объективны. Множество типов кредитных и дебетовых карт, в том чис-ле «привязанных» к платежным систе-мам Интернета, – найти свой вариант можно практически на любой случай в жизни. Плюс удобный и бесплатный интернет-банкинг, значительно превос-ходящий «государственный» по набору сервисов.
 
Присутствуют и вполне неплохие по доходности депозиты, а также VIP-банкинг и обслуживание на фондовом рынке. Ипотека у «продвинутых» также встречается, причем реально работаю-щая, со ставками на уровне Сбербанка. Вот только таких универсальных рознич-ных банков, где все работает четко и гладко, откровенно не хватает.
 
Причем основная проблема, о чем говорят все банкиры, – кадровая. Пер-сонал низшего уровня далеко не всегда имеет представление о тех услугах и про-дуктах, которые предлагает финансовый институт, да и приветливость тоже не всегда на высоте. Однако это уже вопрос того уровня, который банкиры своими силами решить вряд ли смогут, – каче-ство образования, в том числе и финан-сового, в российских вузах стремитель-но падает. Многие кредитные организа-ции уже перестали брать на работу выпускников частных высших учебных заведений, однако «кадровый голод» приводит к тому, что они все равно «про-рываются» на работу в тот или иной банк, а потому, уже «с опытом», начинают странствовать с одного места работы на другое.
 
Как мамонты
 
Отмеченные тенденции и образовав-шаяся сегментация российского роз-ничного банковского рынка позволяют сделать вывод, что ныне существующие тренды будут развиваться. «Серые» – среднестатистические продолжат терять клиентуру и наиболее грамотный пер-сонал, эти «активы» достанутся «продви-нутым». В результате этого все больше и больше банков начнут отказываться от лицензий для работы с населением, то есть уйдут с розничного рынка.
 
Что будет с ними дальше? Ведь такое количество банков, которые умеют ока-зывать компаниям ограниченный спектр услуг, отечественной экономике просто не нужно! Кто-то найдет для себя некую узкую специализацию, например, аван-сирование золотодобычи или кредито-вание «дружественной» акционерам отрасли. Другие выберут розничную специлиализацию, например, по каналу или продукту. Но будут и те, кому при-дется просто прекратить свое существо-вание, ведь те же «продвинутые» имеют не менее сильные корпоративные под-разделения и могут предложить компа-ниям лучшие условия обслуживания. Массового, как во времена мамонтов, вымирания не будет – многие фирмы предпочитают работать с небольшими банками, так просто удобнее, меньше цепочка при принятии важных решений, а оперативность в бизнесе имеет огром-ное значение, – но число участников рынка явно сократится. Впрочем, вы-живут наиболее грамотные, дальновид-ные и просто сильные, а это не может не радовать. tRF
Источник: Rfinance

Материал просмотрен: 4762 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 28/03 92.59 0.0174
EUR ЦБ РФ 28/03 100.27 -0.1417