АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЗАЕМЩИКОВ
23 октября 2010, 23:29
СЕРГЕЙ ГАРАГАН
ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ООО «КРОСИСТЕМ»,
ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
В условиях экономического кризиса деятельность банков всфере розничного кредитования столкнулась сцелым рядом проблем, впервую очередь снижением спроса населения на кредитные продукты и ростом просроченной задолженности по кредитам.
В связи с этим можно ожидать, что многие банки будут принимать дополнительные меры по привлечению заемщиков. Однако это должны быть заемщики «качественные», т. е. удовлетворяющие ужесточившимся впериод кризиса требованиям кредитных организаций. Соответствие этим требованиям проверяется на этапе рассмотрения кредитной заявки впроцессе оценки заемщика, который может включать следующие операции:
— проверка благонадежности потенциального заемщика;
— скоринговая оценка;
— оценка финансового положения заемщика.
Проверка благонадежности производится сцелью, во-первых, проверки достоверности сведений, представленных клиентом, и, во-вторых, оценки его благонадежности как заемщика.
Скоринговые методы предусматривают формирование правил (скоринговых карт) принятия решения (рекомендации) о выдаче кредита на основе имеющейся статистики погашения кредитов, связанной спризнаками, характеризующими заемщика. При создании скоринговых карт обычно используются данные о результатах кредитования за достаточно продолжительный период (до нескольких лет). Поскольку нынешняя экономическая ситуация существенно отличается от имевшей место год иболее назад, указанные данные могут иметь значительные отличия от характерных для современной обстановки. Выводы, получаемые на основе таких данных, вряд ли могут быть адекватными сегодняшним условиям.
Необходимо отметить, что скоринг ни в коем случае не может использоваться взамен проверки благонадежности. Более того, использование скоринговых методов до такой проверки либо параллельно сней представляется малоэффективным. Это объясняется тем, что основным условием успешных действий мошенников является их маскировка под благонадежных заемщиков, т. е. стремление приобрести документы, содержащие признаки, характерные для большинства добросовестных клиентов банка. По таким признакам скоринговая система, вероятнее всего, выдаст положительное заключение. Ноона не способна учитывать достоверность документов и других данных о заемщике, которая оценивается впроцессе проверки его благонадежности. Поэтому из заключения о неблагонадежности потенциального клиента следует вывод о вероятной недостоверности представленных им данных и, следовательно, необходимость аннулирования положительных результатов как скоринговой оценки, так иоценки финансового положения заемщика, основанных на использовании этих данных.
Иногда скоринговую оценку проводят до проверки благонадежности сцелью сокращения затрат на проверку тех потенциальных клиентов, которые получили негативную оценку скоринга. Такое сокращение действительно может быть достигнуто, однако следствием отказа от проверки благонадежности является потеря данных о возможных мошенниках, которые могут обратиться к банку повторно, «подчистив» некоторые показатели. Если сведения о таких лицах уже имеются вбазе данных о проверявшихся объектах, выявление возможного мошенничества становится более вероятным. При этом потери банка от успешной мошеннической операции могут значительно превысить экономию от сокращения количества проверявшихся объектов.
Целесообразность автоматизации процесса проверки благонадежности обусловлена следующими факторами.
НАУК
Организационные факторы
1. Необходимость поиска информации во внутренних ивнешних информационных ресурсах.
В настоящее время получили развитие сетевые сервисы, обеспечивающие доступ к информации, пригодной для использования при проверке благонадежности потенциальных заемщиков, и можно ожидать дальнейшего расширения возможностей подобных сервисов. Такие услуги предоставляются как государственными органами, так и частными структурами (например, бюро кредитных историй). Особенно выгодными для автоматизации проверок являются информационные ресурсы, обеспечивающие прием формализованных запросов ивыдачу ответов в формализованном виде. Эти ресурсы являются внешними источниками информации для проверки. Различные базы данных, которые могут быть развернуты ииспользованы вбанке, относятся к внутренним информационным ресурсам. Для наиболее эффективного использования всех источников ведином процессе проверки средства его автоматизации должны обеспечивать доступ ко всем информационным ресурсам.
2. Необходимость сохранения и использования данных о потенциальных заемщиках, результатах их проверки икредитования.
Одним из наиболее ценных ресурсов банка, который практически невозможно приобрести за деньги, является информация о заемщиках данного банка и выполнении ими финансовых обязательств. Эта информация учитывает состав ихарактеристики кредитных продуктов, клиентской базы, филиальной сети банка, его кредитной имаркетинговой политики, т. е. все факторы, влияющие на результаты кредитной деятельности конкретного банка. Использование такой информации обеспечивает снижение кредитного риска и предупреждение кредитного мошенничества, всвязи счем необходимо создание хранилища данных, обеспечивающего ее автоматизированное накопление, хранение ииспользование, в составе средств автоматизации проверки благонадежности.
3. Необходимость применения единых методов итехнологий проверки заемщиков, обратившихся вразличные подразделения банка.
В случае отсутствия единой автоматизированной системы проверка потенциальных заемщиков осуществляется обычно врегиональных подразделениях банка. При этом возможны различные интерпретации документов, регламентирующих проведение провер-ки, что ведет к различным подходам в оценке потенциальных заемщиков, то есть к искажениям кредитной политики банка.
4. Необходимость предотвращения преднамеренных иошибочных действий сотрудников, ведущих к нанесению ущерба банку.
При подготовке к мошеннической операции могут применяться различные средства, втом числе иподкуп сотрудников банка, осуществляющих проверку благонадежности, сцелью склонить их к выдаче положительного заключения по данному заемщику. Для предупреждения подобных явлений, а также ошибочных действий сотрудников, которые могут привести к выдаче неверного заключения по результатам проверки, необходимо автоматизировать процесс проверки потенциальных заемщиков таким образом, чтобы все действия сотрудников автоматически фиксировались, авслучае их явного несоответствия заданной логике выполнения операций сообщение об этом выдавалось руководителю процесса для анализа ситуации ипринятия необходимых мер. Также может быть предусмотрена возможность автоматического контроля полноты проведенных операций иблокировка выдачи заключения при их неполной реализации. Кроме того, ограничение возможности преднамеренных недобросовестных действий сотрудников обеспечивается автоматизацией распределения рассматриваемых заявок между ними.
Экономические факторы
1. Целесообразность концентрации процессов проверки вбанке сцелью рационального использования ресурсов.
Сосредоточение деятельности по проверке благонадежности ведином центре обеспечивает наиболее рациональное использование ресурсов банка. При децентрализованном варианте организации процесса необходимо на каждом объекте, где проводятся проверки, иметь достаточные ресурсы для обработки потока заявок, близкого к максимальному. Пиковые значения интенсивности потока заявок в различных регионах могут не совпадать по времени, врезультате чего часть ресурсов может быть не задействована. Вслучае централизации процесса неравномерность загрузки территориальных объектов сглаживается, иресурсы используются более рационально. Возможность централизации обеспечивается наличием автоматизированной системы проверки благонадежности иее сопряжением с банковскими информационными системами.
2. Целесообразность повышения эффективности деятельности сотрудников банка за счет автоматизации рутинных и стандартных операций, рациональной организации процесса проверки.
Значительных трудозатрат требуют такие операции, как ввод данных о проверяемых объектах, задание параметров поиска информации, которые в большинстве случаев являются стандартными, визуальное сравнение полученной при поиске информации сданными проверяемого объекта. Большая часть этих операций может быть автоматизирована врамках создания единой системы проверки благонадежности иее интеграции сбанковскими информационными системами. Это позволяет загружать информацию, которую вводят операторы фронт-офиса, автоматически определять параметры поиска по характеристикам заявки икредитного продукта, атакже проводить сравнение проверяемых данных с полученными при поиске. На сотрудников банка вэтом случае возлагаются только те задачи, которые не могут быть решены без участия человека — оценка полученной информации, принятие решений, управление процессом проверки ианализ его результатов. Кроме того, автоматизация обработки кредитных заявок позволяет проводить поиск иподготовку необходимой информации к рассмотрению еще до того, как заявка назначена для рассмотрения определенному сотруднику. Поскольку продолжительность анализа человеком информации по заявке, как правило, заметно превышает длительность автоматических операций сбора иобработки данных, эта длительность практически не влияет на общую производительность системы.
Описанные меры позволяют существенно повысить эффективность деятельности сотрудников подразделений, осуществляющих проверку.
3. Целесообразность оптимизации затрат на доступ к источникам информации.
Ряд организаций предоставляет свои услуги по доступу к информационным ресурсам через Интернет спозапросной тарификацией, т. е. оплата этих услуг определяется количеством обработанных запросов. Вцелях оптимизации затрат автоматизированная система проверки благонадежности может проводить предварительный поиск ранее полученных ответов на аналогичные запросы всвоем хранилище данных. Если такой ответ обнаружен ивремя смомента его формирования не превышает заданной величины, об этом выдается сообщение оператору, который принимает решение о необходимости повторной выдачи запроса либо возможности использования уже имеющейся информации. Тем самым исключается возможность многократного запроса одних итех же данных и, соответственно, снижаются затраты на оплату доступа к информационным ресурсам. Кроме этого возможны и другие способы их сокращения.
К автоматизированной системе проверки благонадежности потенциальных заемщиков целесообразно предъявить следующие основные требования.
1. Соответствие между организацией бизнес-процессов, нормативными документами банка, содной стороны, и алгоритмами функционирования системы, сдругой стороны.
2. Обеспечение эффективного выявления неблагонадежных объектов.
3. Соответствие затрат на проведение проверок предотвращаемому ущербу от невыполнения заемщиками своих обязательств.
4. Интеграция сбанковскими информационными системами путем автоматизированного обмена входными ивыходными данными.
5. Рациональная минимизация объемов неавтоматизированных операций.
6. Обеспечение возможностей анализа результатов проведенных проверок, сведений о погашении кредитов заемщиками, атакже корректировки алгоритмов функционирования системы на основе полученных данных.
Назначение системы — снижение кредитного риска за счет своевременного выявления неблагонадежных потенциальных заемщиков, втом числе тех, информация о которых дает основания предполагать возможность мошеннических действий сих стороны.
К основным принципам построения системы, обеспечивающим реализацию указанных требований, можно отнести следующие:
— обеспечение поиска ианализа данных о проверяемых объектах по максимальному объему доступной информации как из внутренних, так ииз внешних источников;
— выбор для проведения анализа наиболее значимых характеристик проверяемых объектов иорганизация их многократной проверки по независимым источникам (перекрестная проверка);
— использование решений итехнологий, обеспечивающих максимально возможное повышение оперативности решения задач;
— организация выявления объектов, связанных спроверяемым, ипроведение анализа имеющейся информации об этих объектах для использования в качестве сведений, характеризующих основной проверяемый объект;
— применение специальных алгоритмов выявления признаков возможного мошенничества;
— проведение анализа результатов выполненных проверок исведений о погашении кредитов заемщиками сцелью повышения эффективности дальнейшей деятельности ирешения задач обеспечения внутренней безопасности банка;
— реализация модульной структуры программных средств, обеспечивающей возможность адаптации к бизнес-процессам заказчика.
Функциональная структура автоматизированного процесса проверки благонадежности заемщиков включает следующие основные этапы.
1. Загрузка кредитной заявки из хранилища, выборка данных о проверяемых объектах.
2. Сбор контрольных данных из внутренних ивнешних источников.
3. Верификация данных о заемщике.
4. Выявление негативных сведений о проверяемых объектах.
5. Выявление связей негативного характера.
6. Назначение сотрудника для проверки заявки.
7. Анализ внутренней ивнешних кредитных историй.
8. Проведение внешних проверок (по телефону и/или свыездом на места проверок).
9. Анализ полученных результатов и формирование заключения о благонадежности проверенных объектов.
10. Анализ результатов кредитования и корректировка алгоритмов проверки благонадежности.
Автоматизация вышеописанного цикла работ обеспечивается системой CrossChecker, разработанной компанией «КроСистем».
Применение вбанках технологии автоматизированной проверки благонадежности потенциальных заемщиков обеспечивает снижение потерь от недобросовестных действий клиентов при повышении эффективности использования ресурсов банка, впервую очередь человеческих.
Источник: RFinance
Материал просмотрен: 13829 раз
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий