the Retail Finance
Культовый журнал новой финансовой элиты
ВРЕМЯ ДЛЯ БИТВЫ
Финансовый сектор, получивший серьёзный удар в результате мирового кризиса, по принципу домино «потянул за собой» страховой рынок. Компании зафиксировали ощутимое уменьшение комиссионных сборов в IV квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году, хотя результаты первых трех кварталов 2008 г. показывали устойчивый рост продаж.
Журнал The Retail Finance решил провести серию интервью, чтобы узнать мнения страховщиков. О том, как развивается рынок розничного страхования, журналу The Retail Finance рассказал заместитель генерального директора компании «АльфаСтрахование – Жизнь» Арташес Сивков.
Арташес Сивков, Коммерческий директор СК «АльфаСтрахование – Жизнь»
Арташес Сивков, родился 26 июня 1982 года.
Окончил: Российский Государственный Университет Физической Культуры по специальности «Тренер/преподаватель» (1999 – 2005 гг); аспирантуру Государственного университета гуманитарных наук при Российской Академии Наук по специальности «Социолог/культуролог» (2005 – 2007 гг).
В данный момент работает над диссертацией по специальности.
Карьеру начал в 2003 г. в представительстве немецкой компании Webasto в России, где прошел путь от менеджера по развитию бизнеса до руководителя подразделения продаж (Key Account Manager, Head of Sales). С марта 2006 г. директор по продажам (Country Sales Manager) компании TNT express Worldwide CIS, отвечает за развитие бизнеса в России. В сентябре 2007 г. назначен заместителем генерального директора, коммерческим директором СК «АльфаСтрахование – Жизнь».
The Retail Finance: Арташес, предлагаю начать разговор с подведения итогов 2008 г. и I квартала 2009 г.
Арташес Сивков: Что касается результатов 2008 г., то для нас он стал, безусловно, крайне успешным. Компания «АльфаСтрахование – Жизнь» совершила прорыв. Все каналы продаж достаточно серьезно и мощно отработали. Все направления – банковское страхование, розничный бизнес и корпоративное страхование дали хорошие результаты, даже большие, чем мы планировали. В середине мая мы ожидаем официальные данные от ФССН по I кварталу 2009 г., и мы уже сможем оценить свои позиции и достижения. Сейчас я смело могу сказать, что наш бизнес вырос, и сборы «АльфаСтрахование – Жизнь» увеличились более, чем на 70% по сравнению с I кварталом 2008 г. Я думаю, что мы одни из немногих страховщиков, кому удалось достичь таких результатов.
R. F.: Получается, что кризис не только не ослабил вашу позицию, а наоборот, укрепил?
А. С.: Вы знаете, мы очень четко работаем. При разработке основного стратегического направления нашей деятельности и поведения в кризис мы поставили себе две основные задачи на уровне всего руководства страховой группы: во-первых, сохранение рентабельности бизнеса, т.е. прибыль для нас является фактором номер один, и, во-вторых, агрессивный рост и наращивание доли рынка.
Эта стратегия на сегодняшний день, на мой взгляд, является уникальной, она достаточно жесткая по требованиям и тяжёлая для исполнения с точки зрения и операционного управления всей компанией, и построения бизнес-процессов, и принятия решений, но с другой стороны, на наш взгляд, это единственная стратегия, имеющая право на выживание. Очевидно, что «мыльные пузыри» не выживают, не прибыльные компании не могут бороться, при этом компании, не имеющие достаточно больших объемов бизнеса, чувствуют себя не очень уверенно. Цепочка управления и развития бизнеса, которая транслируется на все направления в страховой группе, практически полностью выстраивается в соответствии с этими двумя задачами. Очень четко и регулярно контролируются все процессы в компании.
R. F.: Очевидно, что один из основных параметров оценки компании – это объем страховых сборов. А в условиях кризиса люди начали паниковать и сильно сокращать свои расходы. Как завоевываете лояльность клиентов?
А. С.: Мы постоянно работаем над модификацией продуктов. Для этого осуществляется непрерывный мониторинг того, что происходит на рынке. Это дает нам возможность представить новый продукт с опережением возникающих в нем потребностей, соответственно, быть первооткрывателями и захватить большую аудиторию.
R. F.: Над какими проектами вы работаете в данный момент?
А. С.: Я сейчас не очень хочу открывать наши коммерческие тайны, но буквально в мае мы планируем запустить очень интересный проект, привязанный к кредитным банковским продуктам, и я думаю, что мы в России будем если не первыми, то одними из первых, кто запустит этот продукт – страхование заемщиков от потери работы. Суть предложения заключается в том, что человек берет кредит и страхуется от потери работы. При возникновении такой ситуации страховая компания в течение определенного времени будет погашать его задолженность по кредиту, пока он не найдет новую работу. Говорят об этом многие, но мы единственные, кто занимается созданием такого комплексного продукта, в котором учитываются и финансовые риски, и риски страхования жизни. У нас уже намечены пилотные проекты с партнерами.Также мы разработали очень важную для клиентов опцию по накопительным программам – выбор валюты и трансфер, т.е. клиент может приобрести полис в рублях, в долларах или в евро, а потом в зависимости от колебаний перевести взносы в удобную для накопления валюту. Благодаря этому нововведению мы сразу привлекли большое количество новых клиентов.
R. F.: Предусмотрена ли комиссия за конвертацию?
А. С.: Она есть, безусловно, но мы не стремимся на этом заработать. Важно то, что мы стараемся не потерять клиента в условиях волатильности на валютных рынках. Соответственно, мы даем опцию, которая удерживает клиента. За счет того, что клиент не уходит, мы достаточно зарабатываем.Кроме того, мы начислили дополнительную доходность по накопительным и валютным договорам за 2008 г. в размере 10,5%, т.е. все, что мы заработали на собственном инвестиционном доходе, мы фактически отдали своим клиентам. Крупнейший страховщик AIG объявил ставку в 7,49%, т.е. 7,5 – 8%. А теперь пойдите найдите депозит, который даст вам 10, 5% годовых в валюте, и еще вы будете застрахованы на целый год, и, если с вами что-то случится, вы получите серьезную выплату. Мы создали продукт с интересными для любого клиента опциями.Постоянно ведется работа в других сегментах. В составе группы функционирует комитет по новым продуктам, который все время мониторит рынок и быстро инновационным путем создает такие продукты, которые реально завоевывают сердца клиентов.Мы стараемся выигрывать не за счет низкой цены, а за счет качества услуг, поэтому сочетаем сбалансированную стоимость с высоким уровнем постпродажного обслуживания.
R. F.: Каковы перспективы розничного блока группы «Альфа-Страхование» в целом? Как думаете, закончите год так же успешно?
А. С.: Уже очевидно, что год тяжелый. Для розницы время интересное. Если давать рынку интересные технологии, новые не только продукты, но и системы дистрибуции, можно очень многого добиться. В кризис многие опускают руки, начинают зацикливаться на решении текущих проблем, отказываясь от мысли об интересных перспективах. Мы идем немножко иным путем и стараемся поддерживать и развивать все линии бизнеса. Что касается розницы, я думаю, что у нас неплохие шансы добиться значительного роста.Пока динамика первых трех месяцев показывает, что, в общем, мы движемся в правильном направлении. Кстати говоря, по группе мы закончили год с очень ощутимым финансовым результатом в части именно прибыльности бизнеса по сравнению с 2007 г. Это, безусловно, отражение политики сохранения рентабельности наряду с агрессивным захватом новых объектов, территорий и т. д. В рознице очень важны и продукты, и люди, и технологии. Мы сейчас для этого сегмента предлагаем альтернативные каналы дистрибуции, которые начинают эффективно работать. Нам удалось найти посредников, которые продают вместе со своими продуктами наши продукты. Мы проводим масштабные акции с партнерами, причем не ограничиваемся стандартным набором страховых инструментов для продажи. Компания также использует ритейловые и агентские сети партнеров, отделения банков, т.е. экспансия всесторонняя. Все вместе дает результат, который позволяет говорить о том, что розница активно развивается.
R. F.: Какие каналы дистрибуции дают наибольшую отдачу?
А. С.: Собственные прямые продажи работают и развиваются. Например, розничный бизнес в компании «АльфаСтрахование – Жизнь» вырос по отношению к 2008 г. в 10 раз. Были увеличены ресурсы с точки зрения продающих мощностей – в 10 раз выросла клиентская сеть – в 10 раз выросли продажи. Количество агентов, продающих полисы, увеличилось, пропорционально увеличился и объем продаж.
R. F.: За счет чего вам удалось так ощутимо поднять уровень продаж?
А. С.: Продавцы очень заинтересованы в том, чтобы заработать деньги. Качественно агентская сеть изменилась, сейчас 70% агентов имеют высшее образование, а это уже другой уровень квалификации и другой подход к продажам.
R. F.: Развиваете ли вы дистанционные каналы продажи страховых продуктов?
А. С.: У нас дистрибуция, с точки зрения продаж полисов, на 40% осуществляется посредством удаленного доступа, т.е. реализация происходит через множество различных фронтов, но мы не делаем пока в рамках «АльфаСтрахование – Жизнь» отдельного ресурса, направленного на продажу полисов через Интернет. Постоянно совершенствуются все ресурсы для того, чтобы клиент мог оплатить полис через Интернет, в т.ч. через интернет-банкинг. Но глобально развитие дистанционных каналов продаж – это не то, что сейчас спасет розничный сегмент.
R. F.: А что, по вашему мнению, спасет розницу?
А. С.: Спасают компанию люди, которые на нее работают. Мы очень быстро движемся. Мы каждый день делаем какую-то простую работу, создаём новые продукты, принимаем новых людей в розничный блок, которые продают наши полисы.
R. F.: С точки зрения потребителя – почему люди готовы платить за страхование жизни? Страшно из-за кризиса?
А. С.: В период любого кризиса у людей проявляются какие-то страхи. Люди боятся всего: потерять работу, разбить машину, сломать ногу, попасть в больницу и т.д., поэтому страховать их, с какой-то точки зрения, проще, чем продать им новый автомобиль или мобильный телефон. У страховщиков пока ещё нет ответа на вопрос, плох кризис на самом деле или нет. Люди начинают задумываться о своих ценностях, начинают хранить то, что имеют, в том числе начинают думать о том, как бы это застраховать.
R. F.: Можно сказать, что финансовая грамотность населения выросла настолько, что люди начали доверять страховым компаниям и активно пользоваться их услугами?
А. С.: Люди учатся считать: заплатить 2 тыс. долларов и быть застрахованным на 100 тыс. долларов или каждый день думать: а вдруг что-то случится?
R. F.: Кризис для вас «начался неожиданно» или все-таки был прогноз о том, что грядет обвал рынка?
А. С.: Мы, как финансисты, безусловно, отслеживали все, что происходило на рынке, и ловили первые сигналы, поэтому у нас нет потерь по размещениям, в том числе и в маленьких банках, многие из которых «схлопнулись» еще в прошлом году. Не могу сказать, что мы знали – скорее предполагали и очень быстро принимали решения для того, чтобы избежать неприятностей. Высшее руководство заняло очень правильную позицию: мы не дергались, не суетились. Мы смотрели и быстро реагировали. Быстро и подвижно реагировать и суетиться – это разные вещи.
R. F.: Как вы думаете, сколько еще продлится нестабильность на страховом рынке?
А. С.: Для нас рынок вырос. Мы заработали на 75 млн больше, чем в I квартале 2008 г. Очень важно анализировать не только состояние рынка, но и поведение отдельных его участников, если говорить о розничном сегменте. Для меня очень показателен такой пример из практики. Мне рассказывали, что когда в 1998 г. в России был кризис, Билл Гейтс отправил письмо в офис московского подразделения Microsoft, в котором объявил, что руководство никого не уволит из-за кризиса, но уволит каждого, кто не захочет с ним бороться.
Я считаю, что компании должны бороться. Это вопрос бизнеса, бизнес-психологии, это, по большому счету, поле для битвы. Я думаю, что это временное явление, оно закончится, начнётся очередной этап развития экономики. В любом случае выиграют те, кто будет быстрее и сильнее, поэтому, возвращаясь к стратегии страховой группы, хочу отметить, что она ликвидна и интересна. Если компания прибыльная и не прекращает наращивать долю, значит, у нее больше возможностей реагировать на изменения рынка, быстрее адаптироваться к новому рынку или выстроить новый рынок.
R. F.: Как, по-вашему, будет выглядеть новый рынок?
А. С.: Укрупнение участников, безусловно, будет, но насколько оно будет временным, пока судить рано. Если мир придет к той модели, что была до кризиса, а скорее всего через какое-то время так и будет, тогда, возможно, опять появится огромное количество маленьких и средних компаний. Но на этапе оздоровления экономики, конечно, будет происходить консолидация бизнеса.
Несомненно, многие задыхаются, многим тяжело. Бизнес, который раньше мог существовать за счет привлечения инвестиций, за счет кредитования, функционировал, не принося никакой прибыли. Можно было перекредитоваться, можно было бесконечно пролонгировать привлеченные ресурсы для развития бизнеса и как-то перекрываться. Сейчас у вас не будет возможности развивать бизнес, если вы неприбыльны и не можете в том числе привлекать какие-то ресурсы, поэтому все бизнес-модели неприбыльных компаний себя практически исчерпали.
Многие уже «схлопнулись». Если говорить о страховом рынке, таких фатальных крахов не было ни у кого, но на других рынках, в других сегментах многие уже махнули рукой на происходящее. Обусловлено это было несдержанно рисковой инвестиционной политикой, на мой взгляд, и несдержанными амбициями с точки зрения завоевания доли на рынке с последующими публичными размещениями, привлечениями и продажами, т.е. бизнес сам по себе стал объектом и инструментом продажи. Никто не уделял должного внимания тому, чтобы его развить и заставить работать: сделать его клиентоориентированным, прибыльным, интересным, социально ориентированным. Яркий пример – КИТ Финанс, который первым «схлопнулся». Но я считаю, что, с точки зрения экономики в целом, это явный процесс оздоровления.
P. S. Продолжение цикла интервью о состоянии розничного страхового рынка вы можете прочитать на сайте www.rfinance.ru и в следующих номерах журнала The Retail Finance.
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий