the Retail Finance
Культовый журнал новой финансовой элиты
БРОКЕР –ЭКСПЕРТ ИЛИ ПРОСТО ПОСРЕДНИК?

Алена Бузуева
Исполнительный директор ООО Изд-во «Розничные финансы»,
Генеральный директор ООО «Личный финансовый консультант»
О страховом брокере и его месте в страховой деятельности
Если услугами финансового брокера пользуется сегодня большое количество предприятий, частных лиц, то к страховому брокеру обращаются пока единицы. У многих участников страхового общества брокер вызывает страх и множество вопросов. Пользователи страховых услуг вообще с трудом представляют себе, что такое брокер, и, как правило считают, что это агент–представитель страховой компании. Причина этого, на мой взгляд, в неразвитости страхового рынка в целом и отчасти в нашей слабой информированности о сфере деятельности страхового брокера. К тому же часть профессионального страхового сообщества, к сожалению, воспринимает брокера как своего конкурента. В этом легко можно убедиться, проанализировав взаимоотношения между брокерами и страховыми компаниями. Многие представители ведущих страховых компаний утверждают, что брокер в системе страхования – ненужное звено, посредник, деятельность которого ведет к увеличению стоимости страхового продукта. Поэтому мы решили еще раз вернуться к теме брокериджа и его роли в современном страховании.
«И откуда он взялся?»
Чтобы понять, что такое брокер и зачем он нужен, обратимся к истокам возникновения этого страхового института. Страховой брокер появился в период расцвета индустрии и промышленности в XVII веке в Лондоне – месте, где наиболее остро ощущалась потребность в персоналиях, обладающих специальными знаниями как о бизнесе, в котором требуется страховая защита, так и о репутации страховщиков. Толчком к появлению и развитию страховых брокеров послужили правила работы старейшей в мире страховой корпорации – Ллойдс и положения британского законодательства о страховании. В силу закрепленных в законодательстве ограничений1 страхователи были лишены возможности самостоятельно размещать страховые риски при непосредственном обращении в Ллойдс (до сегодняшнего дня это ограничение сохраняется, исключение составляет только автомобильное страхование). Брокеры, как и андеррайтеры и иные интересующиеся морским страхованием лица, занимали довольно активную позицию в страховом деле. Брокеры знали лично тех купцов, которые принимали на свой страх риски потери судна и груза в период морской перевозки. Они знали финансовое состояние купцов-страховщиков, у кого какая цена услуги, какую максимальную сумму берет на страх каждый из купцов. Брокеры встречали приходившие в порт суда и предлагали свои услуги по размещению риска. На бумаге (слипе) брокер записывал данные о судне, о грузе, о маршруте перевозки и получал на слипе подпись судо-/грузо-владельца в подтверждение его намерения застраховать свои риски и достоверности информации. После этого брокер предоставлял слип страховщикам, которые на том же слипе записывали свою фамилию, долю от всей стоимости груза/судна, которую страховщик берет на себя (в абсолютном или процентном выражении). Такая запись называлась андеррайтинг, т. е. написание ниже (с англ.), а страховщики стали именоваться андеррайтерами, т.е. теми, кто подписывается под (информацией о риске). Брокер получал подписи страховщиков на слипе до тех пор, пока риск не был бы передан страховщикам в совокупности на 100 %. Между брокерами и страховщиками за годы работы сложились устойчивые отношения, и страховщики принимали риски только от хорошо знакомых им брокеров. В середине 18 столетия сформировавшиеся группы брокеров и андеррайтеров стали именоваться синдикатами Ллойда (от названия кофейни, в которой начинались в конце XVIII начале XIX в. регулярно проводиться встречи брокеров и страховщиков). В последующем брокеры стали заниматься не только морским, но и индустриальным страхованием, страхованием имущества, крупных рисков, распространившись из Англии по всей Европе.
«На все руки мастер…»
На современном этапе страховой брокер помимо традиционного оказания услуг по размещению рисков в страхование и перестрахование и сопровождению договоров страхования активно начал осуществлять такие функции, как экспертиза и оценка риска, риск-менеджмент, кэптивное управление. Основными причинами такого направления в развитии института брокеров можно назвать, с одной стороны, усложнение рисков и ужесточение законодательных требований по ответственности за причинение вреда, а с другой стороны, необходимость уравновесить страхователя в отношении со страховщиком с точки зрения знаний специфики страхового дела. И брокер призван решить эту задачу: используя свои знания в страховании, особенности национального и международного рынка, брокер защищает интересы страхователя, предлагая конкретные меры по оптимизации страховой защиты, беря на себя проработку условий договора страхования в случае сложных рисков, проводя экспертизу риска в целях выявления потребности клиента в страховой защите и оказывая множество других, не менее важных сопутствующих услуг. Основной принцип работы брокера по выработке комплексной страховой программы для клиента состоит в том, чтобы после анализа рисков клиента и определения возможностей его минимизации выработать условия страхования лишь от тех рисков, с которыми может быть сопряжен максимальный ущерб, представляющий потенциальную угрозу экономическому положению клиента. Страховая программа и каждый страховой договор должны отвечать названному принципу. В ходе анализа производится сопоставление как в качественном, так и в количественном аспектах риска и страховых потребностей с уже действующими договорами страхования клиента. На этой основе составляется индивидуальная страховая программа, которая после согласования с клиентом получает практическое воплощение. Ненужные страховые контракты расторгаются. На выявленные новые риски заключается дополнительное страхование. Кроме того, деятельность брокера включает оказание содействия в выполнении обязательств в сроки, установленные в договорах страхования; брокер следит за развитием обстоятельств риска, чтобы при необходимости для какого-то заданного случая предложить использование соответствующего страхового полиса. В случае ущерба брокер консультирует своих клиентов и представляет их интересы на переговорах со страховщиками. К сфере интересов брокера относится также постоянная разъяснительная и информационная деятельность, например, относительно новых источников финансового покрытия рисков, принятия мер по предотвращению ущерба, изменений на страховом рынке, анализа причин и последствий ущерба. Брокер – профессионал страхового дела, знающий особенности страхования, знающий страховой рынок и основания, по которым тариф страховой премии для клиента можно получить меньше, чем сам клиент получил бы, обратившись к страховщику напрямую.
Независимый брокер
Брокер – не представитель страховой компании, в отличие от страхового агента, с которым брокера постоянно путают. Функции страхового брокера намного шире – он может представлять и интересы страхователя, и интересы страховщика (кроме случая одновременного представления интересов обеих сторон при заключении договора страхования). Может оказывать консультационные услуги и готовить проекты договоров страхования, депонировать премию, инкассировать премию и оказывать множество других услуг, о которых сотрудники страхователя даже не догадываются, а сотрудники страховщика не считают целесообразными. Может ли страховой брокер сотрудничать только с одной страховой компанией? В принципе, это не запрещено законодательством, и один этот факт не сделает брокера агентом, если только брокер не станет по доверенности от страховщика осуществлять исключительно только деятельность по заключению договоров страхования. Если же брокер по роду своей деятельности фактически будет осуществлять деятельность страхового агента, такая деятельность будет незаконна. В этом случае органы страхового надзора вправе выставить такому брокеру предписание о прекращении незаконной деятельности в определённый срок. Брокер не зависит от страховщика. Он оказывает услуги и страховщику, и страхователю, являясь арбитром, судьей и экспертом, принимающим и предлагающим решения только на основании закона. Поэтому брокера нередко сравнивают с адвокатом – независимым экспертом, сопровождающим клиента в терниях законодательства. Независимость брокеров в мировом масштабе прежде всего подкреплена директивой ЕС, на основании положений которой государства – члены ЕС выстраивают свое национальное страховое законодательство. Поскольку страхование является поистине международной деятельностью (это связано прежде всего с перестрахованием рисков, благодаря которому страховые рынки всего мира связаны единой сетью), директивы ЕС фактически являются стандартами для государств – не членов ЕС, в том числе для России.
«А есть ли гарантии…»
Страхователей, решивших обратиться к услугам страхового брокера, естественно, будет интересовать вопрос о гарантиях качества оказываемых брокером услуг и, главное, о гарантиях того, что страховщик выплатит страховое возмещение в случае наступления ущерба. Если страховая компания не выполнила перед клиентом своих обязательств, получить страховое возмещение со страхового брокера не удастся. Исключение составляют случаи ненадлежащего исполнения брокером своих обязательств, принятых перед клиентом о размещении его риска с учетом потребностей клиента.
Например, в случае, если брокер предложил клиенту страховую компанию, у которой отозвана или приостановлена лицензия на осуществление страховой деятельности. Либо если на тот риск, в страховании которого заинтересован клиент, у страховой компании нет лицензии либо правила страховщика не позволяют осуществлять страхование такого риска в объеме, нужном страхователю. В этом случае клиент вправе обратиться к брокеру за возмещением убытков. В ситуации же, когда по не зависящим от брокера причинам страховщик не выполнил своих обязательств, привлечь брокера к ответственности не удастся. Однако проводить аналогии с риэлтерами, отходящими «от дел» с момента заключения сделки между покупателем и продавцом, в страховании нет оснований. Настоящих брокеров, занимающихся размещением немассовых видов страхования, ограниченное количество, так же, впрочем, как и клиентов. Брокерский бизнес всецело зависит от репутации и профессионализма брокера. Поэтому в стандартный набор услуг страхового брокера входит и сопровождение договора страхования, в заключении которого участвовал брокер до момента его надлежащего исполнения, т.е. включая сопровождение претензии страхователя по выплате страхового возмещения. Брокер будет стоять на защите страхователя, участвовать в переговорных и судебных процессах, и у него гораздо больше методов и способов убеждения в общении со страховщиком, чем у страхователя.
Выбор за вами
Нужен ли страховой брокер современному российскому потребителю? Мнения разделяются, так же, как они разделяются в отношении вопроса нужности врачей, адвокатов, дирижеров, водителей, учителей... Отдельно взятый человек может одновременно исполнять несколько функций, но одни из его умений являются более полезными, а другие менее. Поэтому талантливый музыкант не будет тратить драгоценное время на приготовление пищи, а наймет повара– не потому, что не сможет приготовить себе еду, а потому, что это нецелесообразно.
Точно так же любое предприятие может нанять специалистов по страхованию для обеспечения страхования, платить им заработную плату, осуществлять отчисления в фонды, выплачивать за них налоги, оплачивать их отпуска и больничные, нести административно-хозяйственные расходы на содержание рабочих мест вне зависимости от того, что специалисты в течение года действительно используют для выполнения поставленной задачи 30 % рабочего времени.
…Каждый должен заниматься своим делом: распутывать клубки взаимных обязательств должны юристы, лечить должны врачи, обучать должны учителя, управлять страной – управленцы, готовить – кухарки, а страхованием должны заниматься страховые брокеры. И что примечательно: чем выше в государстве уровень цивилизованного потребления, чем выше уровень жизни, тем большее количество страховых и перестраховочных операций проходит при участии страховых брокеров.
1 До 19 столетия корпорация Ллойдс осуществляла исключительно морское страхование. Британское законодательство тех времен содержало норму, согласно которой в морском страховании непосредственные отношения страхователя со страховщиком (без брокера) нежелательны, поскольку морское страхование – это такой вид бизнеса, «который делают профессионалы с профессионалами».
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий