Особенности российского пути (Private Banking)
16:29, 4 апреля 2011
Многие банки, управляющие и брокерские компаний начали сейчас развивать специализированные подразделения для состоятельных клиентов, называя их чаще всего Private Banking. Очевидное на первый взгляд понятие, тем не менее на практике всегда требуют уточнения. Бизнес моделей, используемых в этой области, достаточно много и под понятием Private Banking может скрываться все что угодно, начиная от размещения средств в портфели под собственным управлением до закрытых клубов, типа Tiger 21, где люди собираются и обсуждают возможные варианты размещения средств на рынке.
В России Private Banking вырос из розницы и крупнейшие российские игорки на этом рынке фокусируются на оказании клиентам именно банковских услуг. И состоятельные клиенты зачастую передают своему частному банкиру на аутсорсинг функцию своего финансового поверенного. Финансовый поверенный координирует финансовые потоки клиента, обладает информацией какие платежи и когда были проведены, на каких счетах и в какой валюте лежат деньги, и как оптимальнее осуществить текущую операцию. А также, специфическая российская функция - он выдает наличные деньги. Иногда к этому добавляется налоговая составляющая, начиная от предоставления материала для составления налоговой декларации до помощи в составлении таковой. Финансовый поверенный обладает огромной информацией о клиенте, он фактически знает всю инфраструктуру его жизни. Как регулярно надо платить за обучение детей, какой бизнес авиацией пользуется клиент и в какие благотворительные организации жертвует деньги.
По мере развития российского рынка стал немного изменяться фокус при размещении средств. Если на заре российского Private Banking клиент сам искал интересные инструменты для размещения, будь то депозиты, ценные бумаги или паи ПИФов, а клиентский менеджер только помогал ему в осуществлении операции, желательно через инфраструктуру банка, то теперь в задачу клиентского менеджера входит активное предложение клиенту инструментов для размещения. Но даже это происходит не во всех финансовых институтах, и многие крупные игроки по прежнему строят свой Private Banking как продолжение розницы с элементами корпоративного подхода, оказывая состоятельным клиентам расширенные и персонифицированные банковские услуги.
И это ни хорошо и ни плохо. Это особенность российского пути. И если крупные игроки выбрали такую бизнес модель, то наверно это не лишено смысла. Но надо помнить, что швейцарский Private Banking - это другое. Это активы накопленные и убранные подальше от желания ими попользоваться. Швейцарский Private Banking не подразумевает выполнение клиентским менеджером функции финансового поверенного, он не поддерживает активные платежи и считает это задачей розничного банка. Безусловно, можно завести или вывести средства полностью или частично. Но перечислять средства в оплату зарплаты экономики, гувернантки, садовника или содержание любовницы там не принято. Не принято и прибегать и снимать пару миллионов на карманные расходы. Все это призван помочь сделать розничный банк и личный секретарь.
Сейчас швейцарские банки или швейцарские подразделения Private Banking крупных глобальных банков достаточно активно просматривают российский рынок. И уже неоднократно я слышала жалобы иностранных коллеги, что российские банкиры в первую очередь видят Private Banking как персональный банкинг, как бесконечные платежи и выдачи наличных. В то время как швейцарский Private Banking - это активное размещение средств, в основном на платформе открытой архитектуры.
Хотя недавно услышала и о такой новации, один швейцарский банк дорабатывает интернет платформу, чтобы его уважаемые клиенты могли самостоятельно осуществлять банковские операции. Такми образом розница становиться ближе швейцарскому Private Banking. Ведь розница - мелкие платежи, конвертации, расходы по картам - это основа нашего бытия, не зависимо от того богаты мы или бедны. И швейцарским банкирам приходиться это учитывать. А российскому Private Banking приходиться двигаться в сторону управления капиталом, не забывая при этом о своих розничных корнях.
В России Private Banking вырос из розницы и крупнейшие российские игорки на этом рынке фокусируются на оказании клиентам именно банковских услуг. И состоятельные клиенты зачастую передают своему частному банкиру на аутсорсинг функцию своего финансового поверенного. Финансовый поверенный координирует финансовые потоки клиента, обладает информацией какие платежи и когда были проведены, на каких счетах и в какой валюте лежат деньги, и как оптимальнее осуществить текущую операцию. А также, специфическая российская функция - он выдает наличные деньги. Иногда к этому добавляется налоговая составляющая, начиная от предоставления материала для составления налоговой декларации до помощи в составлении таковой. Финансовый поверенный обладает огромной информацией о клиенте, он фактически знает всю инфраструктуру его жизни. Как регулярно надо платить за обучение детей, какой бизнес авиацией пользуется клиент и в какие благотворительные организации жертвует деньги.
По мере развития российского рынка стал немного изменяться фокус при размещении средств. Если на заре российского Private Banking клиент сам искал интересные инструменты для размещения, будь то депозиты, ценные бумаги или паи ПИФов, а клиентский менеджер только помогал ему в осуществлении операции, желательно через инфраструктуру банка, то теперь в задачу клиентского менеджера входит активное предложение клиенту инструментов для размещения. Но даже это происходит не во всех финансовых институтах, и многие крупные игроки по прежнему строят свой Private Banking как продолжение розницы с элементами корпоративного подхода, оказывая состоятельным клиентам расширенные и персонифицированные банковские услуги.
И это ни хорошо и ни плохо. Это особенность российского пути. И если крупные игроки выбрали такую бизнес модель, то наверно это не лишено смысла. Но надо помнить, что швейцарский Private Banking - это другое. Это активы накопленные и убранные подальше от желания ими попользоваться. Швейцарский Private Banking не подразумевает выполнение клиентским менеджером функции финансового поверенного, он не поддерживает активные платежи и считает это задачей розничного банка. Безусловно, можно завести или вывести средства полностью или частично. Но перечислять средства в оплату зарплаты экономики, гувернантки, садовника или содержание любовницы там не принято. Не принято и прибегать и снимать пару миллионов на карманные расходы. Все это призван помочь сделать розничный банк и личный секретарь.
Сейчас швейцарские банки или швейцарские подразделения Private Banking крупных глобальных банков достаточно активно просматривают российский рынок. И уже неоднократно я слышала жалобы иностранных коллеги, что российские банкиры в первую очередь видят Private Banking как персональный банкинг, как бесконечные платежи и выдачи наличных. В то время как швейцарский Private Banking - это активное размещение средств, в основном на платформе открытой архитектуры.
Хотя недавно услышала и о такой новации, один швейцарский банк дорабатывает интернет платформу, чтобы его уважаемые клиенты могли самостоятельно осуществлять банковские операции. Такми образом розница становиться ближе швейцарскому Private Banking. Ведь розница - мелкие платежи, конвертации, расходы по картам - это основа нашего бытия, не зависимо от того богаты мы или бедны. И швейцарским банкирам приходиться это учитывать. А российскому Private Banking приходиться двигаться в сторону управления капиталом, не забывая при этом о своих розничных корнях.
Ваш комментарий
Безусловно среди клиентов много людей близких к государственному распределению ресурсов. Такова особенность нашей бизнес среды. Но есть и более менее обычные бизнесмены. А неприкрытые госчиновники, как правильно заметили, предпочитают хранить активы в офшорах, в российском банковском поле их немного.