Приключения регионалов в Москве
13:39, 25 августа 2011
На днях на базе пресс-центра банки.ру состоялась пресс-конференция на любопытную тему - как живется региональным банкам в Москве. "Понаехали тут!" или "Зачем региональным банкам Москва, а Москве - региональные банки?" решили обсудить Смоленский банк, Азиатско-Тихоокеанский Банк и Банк "Санкт-Петербург". Если об уходе международных финансовых институтов с российского рынка пишут много, то тема выхода на московский рынок региональных российских банков появилась сравнительно недавно. Стратегии выхода почти у всех одинаковы, как у международных, так и у региональных российских институтов, а вот по времени, они оказались в противофазе. Волна экспансии международных институтов спадает, а волна локальных региональных институтов подходит, видимо отражая общие экономические тенденции в стране.
Крупнейшим из региональных банков, представленных в Москве, является "Банк"Санкт-Петербург", активно развивающий в столице корпоративное банковское обслуживание и Private Banking. С разной степенью активности развивают свои филиалы благовещенский АТБ, смоленский "Смоленский банк", череповецкий Меткомбанк, питерский Энергомашбанк, тюменский Запсибкомбанк, самарский Элкабанк и другие.
Мотивы, приведшие в столицу представителей регионов, мало различаются - потянулись за своими крупными корпоративными клиентами, чьи финансовые потоки неминуемо проходят через Москву. Для некоторых работа в московском часовом поясе позволяет активнее участвовать на финансовых рынках, оперативно реагируя на динамичную финансовую жизнь. Наша необъятная родина, хотя и включает 9 часовых поясов, а биржи расположила в почти в самом крайнем. Московские филиалы стали своего рода сервисными центрами по обслуживанию региональных компаний в столице. То же самое в свое время сделали и крупные международные банки, такие как Citi, Credit Swiss, ABN Amro, прийдя на российский рынок вслед за крупным международным бизнесом. И лишь спустя годы решили заняться банковской розницей.
Я поинтересовалась у участников пресс-конференции, каковы их планы по развитию розницы. Из трех представленных финансовых институтов розницу на московском рынке развивает только банк Смоленский. Причем 50% привлечения от физиков у него приходится на Москву. У банка в Москве 5 отделений и одно отделение в Подмосковье. Из ответов руководителя Московского филиала у меня создалось ощущение, что клиенты Смоленского Банка, в основном, те же физлица, что и в Смоленске. Благо город не так уж далеко от Москвы расположен. Иначе чем объяснить слишком спокойное поведение клиентской базы во время кризиса, о котором так авторитетно говорил директор филиала. Во время кризиса 2008 года мне довелось поработать в крупном международном банке. И даже там пассивное привлечение колебалось достаточно серьезно. Часть клиентской базы, не доверяя устойчивости иностранных банков, переводила деньги в госбанки, в то время как другая часть бежала из мелких российских банков в крупные иностранные. Действия людей подчас были импульсивные и панические, а движения больших балансов в сейфовые ячейки причиняло серьезные неудобства казначейству . И если директор филиала банка, он же Председатель совета директоров банка, занимающего 151 место по активам, говорит, что больших клиентских волнений на конец 2008 - начало 2009 года не наблюдалось, то, видимо, это особенность клиентской базы.
Банк "Санкт-Петербург" и АТБ пока придерживаются модели обслуживания крупных корпоративных клиентов и развивать розницу в Москве не решаются. Причины приводятся разные. Интересный подход озвучил Банк "Санкт-Петербург" сославшись, что они решили позиционировать себя как региональный банк и розница в столице им не нужна. В Москве они решили ограничиться обслуживание корпоратов и клиентов Private Banking. Без розницы и имиджевой рекламы, посмею предположить, клиентами Private Banking Банк Санкт Петербург скорее всего являются владельцы и топ-менеджмент тех же корпоратов. Банк Санкт - Петербург (16-ый по объему чистых активов среди российских банков) хорошо известен в Северо-Западном регионе, но мало кто знает его вне банковского сообщества в столице. Крупному розничному банку развивать Private Banking значительно проще, чем банку без широкой узнаваемости, хотя бы с точки зрения привлечения клиентов. Видимо, в столице Банк "Санкт-Петербург" предпочитает оставаться хорошо узнаваемым в узких кругах.
Директор филиала АТБ сказала, что столичный клиент серьезно отличается от регионального, менталитет местного заемщика им не понятен, а популярные в регионах промо-акции на москвича не действуют. А следовательно, розницу они в столице развивать еще не собираются. Хотя ранее обсуждались представители Ситибанка на заправках, которые мало чем отличаются, с моей точки зрения, от региональных промо-акции. Удивительно, что такой мощный дальневосточный розничный банк боится московского физика. Впрочем, не все так однозначно и большой процент магазинов Азбуки Вкуса оснащен банкоматами АТБ. К чему это они….
Крупнейшим из региональных банков, представленных в Москве, является "Банк"Санкт-Петербург", активно развивающий в столице корпоративное банковское обслуживание и Private Banking. С разной степенью активности развивают свои филиалы благовещенский АТБ, смоленский "Смоленский банк", череповецкий Меткомбанк, питерский Энергомашбанк, тюменский Запсибкомбанк, самарский Элкабанк и другие.
Мотивы, приведшие в столицу представителей регионов, мало различаются - потянулись за своими крупными корпоративными клиентами, чьи финансовые потоки неминуемо проходят через Москву. Для некоторых работа в московском часовом поясе позволяет активнее участвовать на финансовых рынках, оперативно реагируя на динамичную финансовую жизнь. Наша необъятная родина, хотя и включает 9 часовых поясов, а биржи расположила в почти в самом крайнем. Московские филиалы стали своего рода сервисными центрами по обслуживанию региональных компаний в столице. То же самое в свое время сделали и крупные международные банки, такие как Citi, Credit Swiss, ABN Amro, прийдя на российский рынок вслед за крупным международным бизнесом. И лишь спустя годы решили заняться банковской розницей.
Я поинтересовалась у участников пресс-конференции, каковы их планы по развитию розницы. Из трех представленных финансовых институтов розницу на московском рынке развивает только банк Смоленский. Причем 50% привлечения от физиков у него приходится на Москву. У банка в Москве 5 отделений и одно отделение в Подмосковье. Из ответов руководителя Московского филиала у меня создалось ощущение, что клиенты Смоленского Банка, в основном, те же физлица, что и в Смоленске. Благо город не так уж далеко от Москвы расположен. Иначе чем объяснить слишком спокойное поведение клиентской базы во время кризиса, о котором так авторитетно говорил директор филиала. Во время кризиса 2008 года мне довелось поработать в крупном международном банке. И даже там пассивное привлечение колебалось достаточно серьезно. Часть клиентской базы, не доверяя устойчивости иностранных банков, переводила деньги в госбанки, в то время как другая часть бежала из мелких российских банков в крупные иностранные. Действия людей подчас были импульсивные и панические, а движения больших балансов в сейфовые ячейки причиняло серьезные неудобства казначейству . И если директор филиала банка, он же Председатель совета директоров банка, занимающего 151 место по активам, говорит, что больших клиентских волнений на конец 2008 - начало 2009 года не наблюдалось, то, видимо, это особенность клиентской базы.
Банк "Санкт-Петербург" и АТБ пока придерживаются модели обслуживания крупных корпоративных клиентов и развивать розницу в Москве не решаются. Причины приводятся разные. Интересный подход озвучил Банк "Санкт-Петербург" сославшись, что они решили позиционировать себя как региональный банк и розница в столице им не нужна. В Москве они решили ограничиться обслуживание корпоратов и клиентов Private Banking. Без розницы и имиджевой рекламы, посмею предположить, клиентами Private Banking Банк Санкт Петербург скорее всего являются владельцы и топ-менеджмент тех же корпоратов. Банк Санкт - Петербург (16-ый по объему чистых активов среди российских банков) хорошо известен в Северо-Западном регионе, но мало кто знает его вне банковского сообщества в столице. Крупному розничному банку развивать Private Banking значительно проще, чем банку без широкой узнаваемости, хотя бы с точки зрения привлечения клиентов. Видимо, в столице Банк "Санкт-Петербург" предпочитает оставаться хорошо узнаваемым в узких кругах.
Директор филиала АТБ сказала, что столичный клиент серьезно отличается от регионального, менталитет местного заемщика им не понятен, а популярные в регионах промо-акции на москвича не действуют. А следовательно, розницу они в столице развивать еще не собираются. Хотя ранее обсуждались представители Ситибанка на заправках, которые мало чем отличаются, с моей точки зрения, от региональных промо-акции. Удивительно, что такой мощный дальневосточный розничный банк боится московского физика. Впрочем, не все так однозначно и большой процент магазинов Азбуки Вкуса оснащен банкоматами АТБ. К чему это они….
Ваш комментарий
Да и денег наемные менеджеры украдут, если не досмотреть. Москвичи ...