Карта имиджа
В основном «социальным пластиком» занимаются банки с государственным участием и кредитные организации, продолжительное время сотрудничающие с муниципальными властями. Из крупных финансовых институтов в этой сфере следует отметить Сбербанк, «Уралсиб», Банк Москвы, Связь-Банк. Из региональных можно выделить, в частности, Ярсоцбанк, Челябинвестбанк, Ханты-Мансийский Банк.
Объем эмиссии социальной карты москвича (СКМ) составляет 7,8 млн штук. Пока этот проект Банк Москвы реализует только в столице, однако его вице-президент Андрей Ляпко не исключает возможности начала работы и в других регионах. Сбербанк предлагает соцкарты во многих областях, наиболее успешным считается проект в Астрахани, поэтому в июле было принято решение тиражировать астраханский опыт.
У «Уралсиба» три проекта по социальным картам — в Ивановской и Смоленской областях, а также в Башкортостане. Всего выпущено пока 180 тыс. карт. В банке впрочем, уже ближайшем будущем рассчитывают увеличить эмиссию до 500 тыс. штук. Ярсоцбанк работает в Ярославле и области, эмитировав на текущий момент 20 тыс. карт.
Как известно, социальная карта представляет собой именную пластиковую банковскую карту, которая выдается гражданам, имеющим право на получение социальной помощи. С такой картой людям уже не нужно постоянно заполнять множество документов, стоять в очередях за справками о наличии льгот. Выделяемые государством средства автоматически начисляются на карту.
Поскольку соцкарты предназначены для малоимущих слоев населения — пенсионеров, студентов, школьников, в некоторых финансовых учреждениях принято считать, что подобные клиенты не будут держать деньги на счетах, не станут активно пользоваться картой как обычным банковским пластиком. Следовательно, доход от таких проектов окажется ничтожным.
Банкиры, занимающиеся соцкартами, утверждают, что это не совсем так. На социальные карты банки могут перечислять не только платежи по льготам и субсидии, но и обычные пенсии. «Люди пожилого возраста больше склонны к накоплению средств, чем молодежь, — отмечает заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. — Как правило, на карточных счетах пенсионеров больше денег, чем у держателей обычных дебетовых карт». Таким образом, у банков появляется дополнительный источник ликвидности. Кроме того, финансовые институты начисляют на карты повышенный процент на остаток средств: в «Уралсибе» — 4% годовых, в Банке Москвы — 4,5%, в Ярсоцбанке — до 7% (по обычным картам доходность составляет 0,1—1%).
Для держателей социальных карт банки разрабатывают специальные программы, которые позволяют гражданам получать преференции при безналичной оплате товаров и услуг в некоторых торговых точках. «Это стимулирует зачисление клиентами средств на карты», — говорит Филатов.
По соцкартам можно оплачивать также коммунальные платежи, налоги, проезд в общественном транспорте. «Некоторые столичные таксофоны принимают социальные карты для оплаты разговоров, — рассказывает Андрей Ляпко. — С недавнего времени можно использовать карточки для оплаты социального такси». По соцкартам Ярсоцбанка можно оплатить до 35 видов услуг. Кроме того, при оплате по пластиковой карте многие торговые точки предоставляют скидки 2—3% от стоимости товара, аптеки — до 10%, АЗС — 4%. В Астрахани Сбербанк предоставляет льготникам скидки в магазинах а размере до 10% годовых. В «Уралсибе» есть специальные дисконто-бонусные программы, по которым, например, граждане могут получать 5% скидки при покупке товаров в торговых точках.
Кроме того, банки используют социальные проекты для продвижения своих стандартных продуктов. В частности, в Банке Москвы для льготных категорий граждан действуют различные программы — как отдельные специализированные вклады, так и пакетные предложения с картой, вкладом и долгосрочным поручением на оплату коммунальных услуг и перечислением части пенсии в депозит.
«Держатели социальных карт могут оформить потребительский кредит в банке по упрощенной системе — решение банк принимает всего за полчаса, клиенту необходимо предоставить только паспорт», — рассказывает начальник управления пластиковых карт Ярсоцбанка Антон Пугачев.
Благодаря участию в социальных программах, кредитным организациям проще договориться с местными предприятиями по зарплатным проектам, утверждает банкиры.
«Среди наших клиентов много работающих пенсионеров, — замечает Пугачев. — Они получают свои зарплаты на соцкарты».
Банкиры, занимающиеся такими проектами, признают, что доход от этого бизнеса очень небольшой. «Срок окупаемости социального карточного проекта в 1,5—2 раза дольше, чем в среднем по обычному розничному продукту. Но при внедрении соцкарт для нас важнее участие в развитии региона, повышении качества жизни проживающих в нем граждан», — подчеркивает Илья Филатов.
«Для нас это больше имиджевый проект, — признает Антон Пугачев. — Мы много работаем по социальным проектам в Ярославской области. Такая политика, по нашему мнению, формирует лояльное отношение к банку, со стороны как местных властей, так и населения». Схожего мнения придерживается и Андрей Ляпко из Банка Москвы: «Участвуя в проекте СКМ, мы становимся социально ответственным финансовым институтом».
«Помимо улучшения имиджа социальные проекты позволяют расширять присутствие банка в регионе, — добавляет Илья Филатов. — Видя нашу работу с населением, местные власти понимают, что мы готовы вкладывать средства в развитие здесь финансовых услуг, что мы долгосрочный и надежный партнер. «Уралсиб» планирует увеличивать число социальных проектов в российских регионах».
«Очень немногие банки федерального уровня готовы вкладываться в социальные проекты, — отмечает Антон Пугачев. — Возможно, это связано с тем, что не все видят потенциал данного рынка».
Материал просмотрен: 1161 раз