the Retail Finance

Ушли в сеть

The Retail Finance 
розничный банкинг стремительно перебирается на просторы интернета
Принципиально новых банковских продуктов для частных лиц банкиры предложить не в состоянии, собственно, все придумано уже достаточно давно. Именно поэтому основанная борьба за клиентуру сегодня идет в плане каче-ства обслуживания, пользователям предлагаются все более удобные и раз-нообразные сервисы. Однако данный процесс наталкивается сразу на два препятствия – финансовое и техноло-гическое. Первое связано с тем, что традиционный «экстенсивный» метод, при котором требуется увеличение персонала отделений, весьма затратен, а второй – что этих людей
попросту негде взять. На россий-ском банковском рынке ощущается со-лидный кадровый голод, поэтому людей заменяют на компьютеры.
 
В каких случаях сегодня люди посе-щают банковский офис? Стоит признать, что мы делаем это крайне редко, только в случае крайней необходимости. Прак-тически все операции, ранее доступные только в режиме присутствия, сегодня возможно произвести удаленно, имен-но это является основной тенденцией развития розничного банкинга в России за последние пару лет.
 
Другие лидеры
 
Подать заявление на выпуск банков-ской карты, открыть дополнительный счет, произвести конвертацию валюты, осуществить платеж или перевод – все это сегодня возможно при помощи интернет-банкинга. Но далеко не везде, как ни странно, развитие данного сер-виса идет в отечественной финансовой системе «снизу вверх».
 
Первыми развивать «виртуальные» услуги начали далеко не самые крупные кредитные организации, наиболее «про-двинутый» сетевой банкинг сегодня имеется опять-таки не у лидеров рынка. Банки «средней руки» просто не имели возможности конкурировать с «монстра-ми», на это не было ресурсов и кадровых возможностей. Именно поэтому бюдже-ты развития были направлены в сторо-ну создания высокотехнологичных про-дуктов, которых у более богатых и мас-штабных участников рынка не было.
 
По сути, данный скачок в развитии отечественной финансовой системы произошел от бедности, свою роль в этом сыграл и мировой финансовый кризис. Конкурировать стало еще слож-нее, с финансами положение обостри-лось, поэтому развитие интернет-банкинга ускорилось.
 
Среди продуктов, которые появились в числе последних, стоит отметить «шлю-зы» между банковскими счетами и пла-тежными системами Интернета. Комис-сии за это банкиры берут разумные, причем, как правило, в одну сторону (при переводе денег из Сети на счет), появ-ляются все новые и новые возможности. Банкиры готовы работать практически со всеми платежными системами Ин-тернета, зачастую ограничения выстав-ляют сами иностранцы. Например, PayPal (платежная система интернет-аукциона EBay) не работает с РФ, что весьма осложняет жизнь россиян. От-дельные российские банки наладили перечисление денег на виртуальные счета со своего «пластика», но обратная операция невозможна. Таким образом, наши пользователи могут только поку-пать на EBay, что-либо реализовать на этом глобальном рынке они не в со-стоянии. Причем в ближайшее время вряд ли что-либо изменится, нерезиден-ты не рассматривают РФ в качестве ключевого рынка – у PayPal нет планов развивать здесь свой бизнес.
 
Самостоятельное управление рисками – еще одна возможность, которая появи-лась у российских частных клиентов. На-пример, банк выставил вам по карте определенный кредитный лимит, причем он может быть довольно высоким. Но если подобная сумма заведомо не пона-добится, этот лимит можно уменьшить – системы интернет-банкинга сегодня по-зволяют осуществить и эту операцию. В случае, когда карта утеряна или «взлома-на», это позволит минимизировать убыт-ки как самого клиента, так и банка.
 
Рассчитай сам

Многочисленные «калькуляторы» – ипотечные, кре-дитные, депозитные – еще одна примета нашего вре-мени. На web-порталах кредитных организаций клиен-ту предлагается самостоятельно узнать все цифры по будущей ссуде или, наоборот, доходу, ему в помощь выкладываются многочисленные справочно -информационные материалы. Интересно, что сейчас в офисах некоторых банков вас уже не нагружают ку-чей буклетов и листков, а просто чиркают на бумажке строчку адреса, по которому все это располагается на сайте. Бумага стоит денег, поэтому ее берегут и тратят исключительно на тех клиентов, которые заведомо не могут воспользоваться электронной версией «под-сказок». И таковых сегодня становится все меньше и меньше, даже старушки начали обмениваться электрон-ными письмами и заводить странички в «Однокласс-никах».
 
Стоит отметить, что информация на банковских сайтах довольно строго дозируется, рассчитать эффективную стоимость кредитов при помощи этих «калькуляторов» пока невозможно. Но именно пока – в ближайшее время Банк России может вынудить своих «подопечных» рас-крывать реальную стоимость кредитов, такое требование выдвигает ФАС РФ. С технологической точки зрения дан-ное требование достаточно легко выполнимо, однако нет никаких сомнений, что банкиры будут лукавить, то есть утаивать или глубоко прятать определенную важную ин-формацию.
 
Но в целом уровень «понятности» информационных материалов, размещенных на банковских сайтах, про-должает расти, написанных «птичьим» профессиональным языком текстов становится все меньше. В принципе, «общение» с таким порталом часто бывает более полез-ным, нежели посещение офиса. К сожалению, преслову-тый «человеческий фактор» продолжает играть против финансистов, встретить откровенно безграмотного со-трудника можно еще достаточно часто.
 
Вечный онлайн

 
«Уход в Сеть», похоже, сформировал новый тип банков-ских офисов, которых сегодня появляется все больше и больше. Минимальная площадь, всего пару сотрудников – универсальный консультант и кассир – все, больше и не требуется. Заполненные в Интернете документы тут же выдаст принтер, и вы их подпишете; банковская карта, опять-таки заказанная через компьютер, будет моментально выдана – посещение та-кого мини-офиса занимает буквально минуты. Очередей тут нет в принципе, потоком клиентов, которые приходят из Интернета, тоже можно управлять. По-добные технологии еще только налажи-ваются, но за ними будущее – для за-нятого человека очень важно знать, в какой час и минуту его примет опера-ционист, сколько времени он у него про-ведет.
 
К сожалению, развитие онлайн-банкинга происходит достаточно не-равномерно, а вот желание финанси-стов уменьшить издержки перманент-но. В последнее время особо заметно движение отечественных банкиров к западным стандартам работы, когда офисы кредитных организаций закры-ваются в 5–6 часов вечера, а перерыв на обед длится час. При этом такая «рус-ская роскошь» (так считают иностран-цы), как круглосуточные отделения и точки, работающие в выходные дни, стремительно исчезает. И далеко не всегда теперь можно пополнить кар-точный счет, совершить платеж или любую другую операцию. Банкоматов, которые умеют принимать наличность, все еще крайне мало, их откровенно не хватает.
 
Согласно последним данным Центро-банка, отечественные кредитные орга-низации в целом вышли на докризисный уровень прибыли, поэтому финансиро-вание различных «хайтековских» про-ектов должно увеличиться. Поэтому те огрехи, которые сегодня видны, должны устраниться – с теми же банкоматами вопрос решится путем банального уве-личения финансирования. Однако общий вектор развития, который оформился в последние пару лет, останется. Меньше людей и больше компьютеров – таким видят свой бизнес множество россий-ских банкиров. tRF
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 25/04 92.51 -0.786
EUR ЦБ РФ 25/04 98.91 -0.6491