the Retail Finance

Культовый журнал новой финансовой элиты

Интервью с директором Департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab

The Retail Finance 
 
RF: Какие функциональные возмож-ности систем интернет-банкинга в наи-большей степени оценены российскими банками-«инноваторами» – в России в целом?
АК: Говоря о функционале, который наиболее ценен сегодня, мы прежде всего имеем в виду все многообразие платежных возможностей в режиме он лайн. Это не только привычные оплаты налогов, коммунальных платежей, услуг связи и другие типовые операции, но и, например, оплата покупок в интернет-магазинах напрямую через клиентский интернет-сервис банка. За последнее время в пространстве интернет-банкинга сформировалась устойчивая тенденция к персонализации. Причем суще-ствует прямая зависимость между масштабом бизнеса банка и уровнем персонализации клиентов, направлен-ным на удобство их работы. Поэтому наряду с необходи-мыми функциональными возможностями интернет-банкинга особое внимание уделяется индивидуально настраиваемому интерфейсу системы, где клиент банка может выбрать графическое оформление, логику дей-ствий, порядок расположения элементов.
 
RF: Какого функционала не хватает отечественным системам интернет-банкинга, из вашей практики?
АК: Разработка функциональных возможностей в системе интернет-банкинга напрямую связана с опере-жающими потребностями, которые диктует бизнес, при-чем наиболее отчетливо это видно в сегменте Топ-50. К таким потребностям можно отнести мультиплатеж-ность. С точки зрения реализации это интеграция си-стемы интернет-банкинга с различными электронными кошельками, платежными системами, интернет-магазинами. Мультиплатежные возможности, с одной стороны, на-правлены на формирование лояльности, а с другой – увеличивают активность клиента по расходным опера-циям. Для клиента в этом взаимодействии определяю-щими факторами являются удобство и простота. А вы-года банка зависит от количества совершаемых платежей пользователем системы интернет-банкинга.

RF: Каковы ключевые функциональные отличия вне-дренных в России систем интернет-банкинга для корпо-ративных и частных клиентов?
АК: Обслуживание юридических лиц, как правило, сво-дится к двухстороннему взаимодействию с банком по платежным операциям: клиент оформляет документы, передает их в банк и получает выписку. Хотя ресурсами системы интернет-банкинга предусмотрены более ши-рокие возможности. Наши клиенты – банки для обслу-живания юридических лиц – успешно используют функ-ционал деловой переписки, систему оповещений, услуги по кредитованию и открытию вкладов.
Толчок развитию дистанционного обслуживания фи-зических лиц дал именно корпоративный сегмент. Стала появляться соответствующая инфраструктура, строились каналы взаимодействия с банками. Исторически сло-жилось, что в рознице львиную долю составляли налич-ные средства. Даже участники так называемых зарплат-ных проектов в день начисления предпочитали опусто-шить банкомат. Культура проведения банковских опе-раций через Интернет сформировалась у ретейла гораз-до позже. Сегодня требования к системе интернет-обслуживания физических лиц в разы превышают аналогичный сервис для корпоративного сегмента. Розничный клиент более капризен, и зачастую при прочих равных условиях, пред-лагаемых банком, решающим фактором выбора может стать наличие современного многофункционального сервиса интернет-банкинга. ДБО физических лиц бурно развивается не только с точки зрения функциональных возможностей самой системы, но и с точки зрения мно-гообразия каналов. Так, многие банки отмечают, что в ближайшие три-пять лет дистанционное банковское об-служивание розницы окончательно «переберется» на мобильные устройства.
 
 
RF: Как вы думаете, почему ваша система интернет-банкинга была выбрана Сбербанком?
АК: Для реализации проекта Сбербанком была вы-брана система дистанционного банковского обслужива-ния «Интернет-клиент для физических лиц» (ИКФЛ), вхо-дящая в состав программного комплекса InterBank. Ее архитектурные, функциональные, технологические воз-можности позволили соответствовать предъявляемым Сбербанком, зачастую нетипичным для рынка систем ДБО, масштабным требованиям. Некоторые из них были настоящим вызовом, поэтому выполнить их стало делом профессиональной чести. За всеми работами по реали-зации этих требований стоят люди, поэтому особую гор-дость вызывает сплоченная команда специалистов R-Style Softlab, чей опыт и квалификация развивались вместе с проектом в Сбербанке. Решение для единой централи-зованной системы «Сбербанк Онл@йн» было выбрано в ходе тендера, к которому мы подошли, уже имея для не-скольких территориальных банков промышленно рабо-тающую централизованную систему.

RF:
Что для вас значит этот проект? Какие доработки были произведены в ходе проекта?
 
АК: Благодаря этому проекту произошло переосмысление ряда важных аспектов развития наше-го бизнеса. Была пересмотрена организационно-штатная структура с целью повышения эффективности ра-боты не только по проекту со Сбербан-ком, но и по дальнейшему продвижению продуктов на рынке крупнейших ком-мерческих банков. Система ИКФЛ для Сбербанка – глу-боко модернизированное под индивиду-альные потребности заказчика решение, которое разрабатывается в тесном про-фессиональном тандеме со специали-стами банка. Модернизация на функ-циональном, технологическом, архитек-турном уровне позволяет привносить лучшие идеи и в тиражную (коробочную) версию продукта. В результате мы соз-дали беспрецедентное, не имеющее аналогов современное решение, которое покроет потребности любого крупней-шего кредитного учреждения России.
 
RF: Каковы возможности вашей си-стемы с точки зрения масштабирова-ния?
АК: В продукте InterBank используются современные промышленные серверы баз данных и приложений (IBМ, Oracle…). Архитектурные возможности решения позволяют использовать систему в усло-виях как многофилиальности, так много-банковости (объединенной группы бан-ков), наращивая функциональность вместе с ростом бизнес-потребностей, и обеспечивать обслуживание неогра-ниченного количества клиентов.
 
RF: Насколько сложно было инстал-лировать систему в шести территори-альных банках СБ РФ? С какими про-блемами пришлось столкнуться?
АК: ИТ-архитектура Сбербанка – исто-рически сложившееся многообразие самых разных программных решений, поэтому инсталлирование системы InterBank оказалось тонкой ювелирной работой. Мы научились интегрировать-ся с любимыми АБС, бэк-офисными, биллинговыми, платежными системами и карточным процессингом, использую-щимися в Сбербанке. Наряду с гигантским числом всевоз-можных по характеру и качеству при-ложений мы столкнулись с тем, что в разных территориальных банках об-ращение к одному и тому же приложе-нию происходит по-разному. Для ко-манды внедрения это значило, что интеграция будет осуществляться не только напрямую между двумя прило-жениями, но и отдельно для каждого бизнес-процесса. Кроме того, отвечая идее глобализации и централизации внутри банка, возникла необходимость интеграции приложений через общую корпоративную системную шину (ESB). При разработке интеграционных схем мы рассматриваем не только ситуацию сегодняшнего дня, но и учитываем раз-витие в перспективе. Прибавьте к это-му условия территориальной разоб-щенности, слабые каналы связи, раз-ницы часовых поясов и других подоб-ные факторы. Неудивительно, что наше экспертное мнение по многообразию нюансов и особенностей интеграции высоко оценивается коллегами из Сбербанка.
 
RF: Какие функциональные возмож-ности создаваемого в Сбербанке интернет-банкинга представляются вам наиболее инновационными?
АК: Сейчас мы работаем на насыще-ние сервиса «Сбербанк Онл@йн» необходимой функциональностью. Послед-ние несколько лет мы наблюдаем бы-стро растущие темпы информатизации. А это значит, что «лед тронулся», и есть уверенность, что совсем скоро Сбер-банк станет новаторским высокотехно-логичным современным банком, опере-жающим остальных по многим параме-трам.
 
RF: Насколько дружественным стал интерфейс нового интернет-банкинга, легко ли он будет воспринят теми кате-гориями клиентов Сбербанка, которые не являются «продвинутыми» пользова-телями ПК?
АК: Повторюсь, что вопросам друже-ственности интерфейса, удобству поль-зователя при совершении им действий в системе интернет-банкинга уделяется пристальное внимание. За время рабо-ты по результатам специального иссле-дования пользовательских предпочте-ний графическое оформление интер-фейса менялось несколько раз. Мне кажется, это разумная практика, так как сервис интернет-банкинга – живой и гибкий инструмент, который должен чут-ко подстраиваться под ожидания кли-ента. Целевая группа пользователей сер-виса «Сбербанк Онл@йн» – люди, в до-статочной степени знающие компьютер и интернет-технологии. Поэтому для ка-тегории «непродвинутых» препятствием скорее станет запуск интернет-браузера, а вовсе не работа с сервисом.
 
RF: Известно, что в настоящее время новый интернет-банкинг внедрен в ше-сти территориальных банках Сбербанка РФ. Каковы дальнейшие планы?
АК: В планах 2011 года – подключе-ние московского территориального бан-ка к централизованной системе. Это очень ответственная и мас-штабная задача, поэтому мы готовимся к ней с особой тщательно-стью. Этому шагу будет предшествовать подключение до конца текущего года байкальского территориального банка, который по архитектуре и конфигурации похож на московский. Подключение байкальского банка позволит отшлифовать процедуру миграции, оценить от-ношение клиентов к результатам пере-хода, исправить выявленные недостат-ки, чтобы работы в московском банке Сбербанка России прошли максимально гладко.

RF: Какие еще крупные российские банки приобрели аналогичную систему в течение последнего года? Каковы бли-жайшие планы реализации подобных проектов?
АК: В наших дальнейших планах – фо-кус на сегмент крупнейших банков Топ-50. В последнее время мы ведем интен-сивные переговоры с кредитными ор-ганизациями, чьи запросы по масшта-бам и требовательности похожи на ре-шенные в Сбербанке задачи. Чем большее количество клиентов обслуживает банк, тем специфичнее и интереснее будут его запросы к раз-работчику системы ДБО. На мой взгляд, Сбербанк гигантскими темпа-ми информатизации задает правиль-ный тон банковскому сообществу в целом – весь выстраиваемый процесс до самых простых задач пронизан кли-ентоориентированностью. В таких условиях наша команда работает с энтузиазмом, прежде всего, отвечая за результат перед более стами мил-лионами клиентов Сбербанка по всей России. tRF
 
 
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 16/07 62.83 62.828
EUR ЦБ РФ 16/07 70.86 70.8574