the Retail Finance

Культовый журнал новой финансовой элиты

СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА

За прошедший год, несмотря на мировой финансовый кризис, кризис ликвидности и ужесточение законодательной базы, российский рынок страхования демонстрировал опережающие темпы роста. По данным Федеральной службы по налогам и сборам (ФСФН) объем собранных премий в 2007 г. составил почти 800 млрд рублей и вырос по сравнению с 2006 г. на 27,1%. Развитие рынка страхования эксперты связывают со все возрастающими объемами банковского розничного кредитования, что, в свою очередь, вынуждает потребителей страховать приобретенное в кредит имущество. Лидером рынка страхования, его локомотивом, остается автострахование. По данным экспертов РБК, доля автокаско в общем объеме страховых услуг составляет порядка 40%. Кроме автокаско неплохую динамику привлечения премий демонстрирует и другая ниша сотрудничества страховщиков и банков – ипотека. Поскольку страхование заложенного имущества является для заемщика добровольно-принудительным, кредитные организации начинают играть все более заметную роль в привлечении клиентов и, соответственно, премий для страховщиков.

 

Новые виды страхования

 

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что существенно возросла культура потребления страховых услуг населением России. Конечно, в первую очередь это заметно в крупных мегаполисах, но с развитием банковских региональных сетей и повышением доступности кредитования потребитель постепенно привыкает к необходимости страхования имущества, жизни, здоровья. Прослеживается четкая тенденция, подтверждаемая результатами социологических опросов: если человек в течение длительного периода времени «вынужден» страховать предмет залога или собственную жизнь и здоровье, то страховой продукт постепенно становится привычным и необходимым. Не случайно чувство защищенности является одним из важнейших для сегодняшнего представителя социума.

 

Те страховые компании, которые не удовлетворены только лишь сотрудничеством с банками и понимают, что потенциал потребления страховых услуг в России огромен, уже сейчас разрабатывают новые страховые продукты, которые рассчитаны практически на любого потребителя. Да, по своим объемам эти страховые полисы не сопоставимы с уже упомянутыми «локомотивами», однако без их внедрения компания может остаться за бортом конкурентной борьбы за клиента. Михаил Сафран, заместитель Генерального директора РОСНО, рассказал журналу The Retail Finance, что компания активно занимается разработкой новых видов страхования, и подчеркнул, что данные продукты отнюдь не являются лишь имиджевыми. Люди уже сейчас хотят и готовы платить за собственное спокойствие, что особенно хорошо заметно по предлагаемым программам страхования от разнообразных несчастных случаев.

 

Обычно страховку именно на время поездки/отпуска приобретают клиенты, которые планируют активный отдых: походы, восхождения (альпинизм, скалолазание), сплав по рекам (рафтинг), охоту или рыбалку в удаленных уголках России или за границей. Многие страховые компании, в том числе РОСНО, предлагают сегодня специальные программы страхования от несчастных случаев детей на время пребывания в летних оздоровительных лагерях. «Взрослые, как правило, летом продолжают работать, иными словами, их образ жизни принципиально не меняется, несмотря на теплое время года», – рассказывает Михаил Сафран. Дети же наоборот, как правило, отдыхают вместе с бабушками и дедушками, ездят в летние лагеря (школьники) или отправляются в самостоятельные путешествия (студенты). Дети, подростки, молодые люди проявляют большую физическую активность именно летом. К сожалению, иногда результатом этого становятся серьезные травмы: стационар с первых дней летних каникул или пропущенное начало следующего учебного года. По мнению специалистов РОСНО, дети в большей степени нуждаются в страховой защите в летний период.

 

В рамках страхования от несчастных случаев РОСНО предлагает и другие виды страхования, например от укуса клеща (клещевой энцефалит). В настоящее время программа реализуется в филиалах РОСНО, охватывая наиболее подверженные энцефалиту регионы, такие как Новосибирскую, Иркутскую, Ярославскую, Тюменскую области, Красноярский и Алтайский края.По желанию страхователя, который решил провести отпуск или запланировал командировку в одном из таких регионов, ему оформят страховой полис и в Москве.

 

Помимо добровольного страхования от несчастных случаев, потребители, разумеется, пытаются обезопасить и свое имущество, в том числе квартиры и загородную недвижимость. И в этом случае диапазон предложения страховых услуг необычайно широк. Алексей Зубец, руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха, рассказывает, что, например, в продукте «Росгосстрах Дом», предназначенном для страхования загородных домов, клиентам высшего ценового сегмента предлагаются возможности страхования даже ландшафтного дизайна, коллекций, спутниковых систем и т.д. Михаил Сафран, в свою очередь, говорит о расширенных возможностях страхования имущества в РОСНО. В дополнение к типовому пакету предлагается страхование следующих рисков: аварии энергосистем, ущерб от повреждения аквариума, утрата ключей и последующая замена замков, расходы по аренде, если в результате страхового случая клиенту необходимо снимать жилье, расходы в связи с досрочным возвращением из отпуска или командировки, если страховой случай наступил, когда клиент находился в отъезде и был вынужден вернуться раньше срока.

 

Еще один новый и интересный вид страхования – страхование ремонта предлагает сегодня компания Альфа-страхование. Клиент может застраховать ремонт в своей квартире, причем стоимость ремонта он определяет самостоятельно. Кроме того, дополнительно (или отдельно) можно застраховать свою ответственность перед соседями, что опять-таки удобно на время летних отпусков, когда за квартирой никто не присматривает. Круг страхуемых рисков включает в себя всевозможные комбинации, начиная от пожара и прорыва труб водоснабжения и заканчивая стихийными бедствиями и возможным падением на застрахованный объект летательных аппаратов и их обломков.

 

Генеральный директор СК «Цюрих. Ритейл» Гарри Делба подчеркивает, что развитие продуктовой линейки – одно из приоритетных направлений деятельности компании. Однако он также заявляет, что при этом необходимо четко понимать, что страховая индустрия – это «старый» бизнес, который существует в мире уже не одну сотню лет, поэтому никаких принципиально новых продуктов разработано быть не может. «Все, что страхуется, страхуется давно и имеет свои продукты. Здесь речь может идти только о детализации страховых продуктов, об определенных специальных программах», считает Гарри Делба. В связи с этим новые предложения ООО СК «Цюрих. Ритейл» будут связаны как раз с детализацией условий, чтобы компания была способна предложить максимально персонифицированные программы страхования разным типам клиентов. Детали программ зависят от разных параметров: от режима эксплуатации имущества, от финансовых предпочтений клиентов, от требований клиента к уровню сервисного сопровождения и т.д.

 

Кроме разработки новых вариантов предложения на рынке страховых услуг, компании всерьез озабочены качеством предлагаемого сервиса. Алексей Зубец рассказывает о том, что Росгосстрах уделяет большое внимание разработке сервисных настроек для клиента. А, например, в РОСНО могут предложить работу круглосуточного пульта, выезд экспертов в вечерние часы и выходные дни, сбор справок из компетентных органов, что особенно привлекательно для клиентов, ведь им не придется тратить на это время.

 

А что дальше?

 

Несмотря на активную разработку новых продуктов, игроки рынка подчеркивают, что существенных изменений вектора развития страхового дела в России не предвидится. По прогнозам аналитиков компании Росгосстрах, в ближайшие несколько лет самым востребованным будет оставаться добровольное автострахование. Продолжится рост страхования недвижимости – домов, квартир и домашнего имущества. Будет развиваться также страхование ипотечных рисков (при условии дальнейшего развития ипотечного кредитования), добровольное медицинское страхование. При этом Александр Зубец подчеркивает, что «в ближайшие годы акцент в спросе будет смещаться с автострахования на страхование имущества – домов и квартир». Александр приводит и данные, подготовленные аналитическим центром компании: «Мы ожидаем в ближайшие годы роста на рынке страхования автокаско на уровне 35-40%, а в сегменте страхования недвижимости граждан – на 25-30%». При сохранении нынешних темпов экономического роста в России, по мнению специалистов Росгосстраха, будет возрастать интерес к накопительному страхованию жизни. «Как показывает мировая практика, «экзотические» или «нишевые» страховые продукты, сделанные специально под специфические потребности отдельных социальных групп, нигде не составляют значительной доли рынка», уверенно заявляет Александр. Основной интерес всегда сосредоточен в таких сегментах, как страхование автотранспорта, недвижимости, а также в страховании жизни.

 

Согласен с коллегой и Михаил Сафран: «Отношение людей к страхованию меняется, это становится все заметнее. Следующим этапом станет активное страхование жизни и пенсионное страхование». Михаил также рассказывает, что основными стимулами роста доли рынка физических лиц в общем объеме страхового рынка, а также улучшения отношения населения к страхованию являются рост доходов населения, повышение осведомленности о страховании в целом. Этому также способствует активная позиция страховщиков в отношении продвижения своих продуктов и улучшения качества обслуживания клиентов. Михаил уверен, что эта тенденция сохранится и в будущем году: «Скорее всего, в 2008 г. приоритеты граждан в потреблении страховых продуктов не претерпят больших изменений, но я абсолютно уверен, что доля страхования имущества и гражданской ответственности, а также страхования жизни и пенсионного страхования будет расти».

 

Развитие страхования жизни постоянно прогнозируется, однако Гарри Дэлба подагает, что «для этого нужны серьезные законодательные изменения, вводить которые на фоне борьбы со «схемным бизнесом» в страховании будет очень сложно». Поэтому страхование жизни для России, по мнению специалистов СК «Цюрих. Ритейл», пока достаточно отдаленная перспектива. При этом в компании отмечают, что во всем мире страховые программы в области накопительного и пенсионного страхования пользуются очень большой популярностью.

 

Да, очевидно, что неизменным «двигателем прогресса» на рынке страховых услуг останутся законодательные и банковские требования о необходимости приобретения страхового полиса. Обязательное и добровольно-принудительное страхование имущества и ответственности на долгие годы останется наиболее перспективным направлением деятельности страховщиков на российском рынке. Для целого ряда страховых компаний партнерские отношения с банками сегодня являются основным и во многом единственным источником дохода, и пока что нет серьезных оснований полагать, что ситуация может измениться. Однако подобное «почивание на лаврах» может дорого обойтись компаниям, ставящим перед собой серьезные задачи. Не случайно крупные игроки страхового рынка обращают самое пристальное внимание на необходимость разработки альтернативных добровольных видов страхования.

 

___________________

Дмитрий Бжезинский

The Retail Finance

Комментарии (1)добавить комментарий
ксения
18:21, 18 декабря 2010
великолепная статья,помогла мне в написании курсового проекта и дала необходимую базу знаний и перспективах развития страхования
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 24/08 65.6 -0.015
EUR ЦБ РФ 24/08 72.62 -0.2069