the Retail Finance

РЕАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Дмитрий Бубнов, Глава Дирекции «Решения для розничного бизнеса» компании ИНПАС

 

От развития национальной банковской системы России зависит целостность страны, ее экономическая безопасность, политический статус на международной арене. Банковская система – это прежде всего разветвленная кредитная инфраструктура, географически и по отраслям пронизывающая всю территорию банковскими отделениями, предоставляющими своим гражданам широкий спектр финансовых услуг. Именно такая оценка значимости банковской системы дана в рамках программы «Программа банкизации России», подготовленной Ассоциацией российских банков.

 

Развитие банковского розничного рынка и возрастающая потребность населения в банковских услугах формирует необходимость в разветвленной банковской сети. Применение традиционного подхода в развитии региональной банковской сети, основанного на открытии филиалов и отделений, не всегда оправдывает себя. Связано это прежде всего с убыточностью отделений, открываемых в небольших населенных пунктах, из-за чего банки не торопятся открывать повсеместно свои отделения и филиалы. Таким образом, для значительной части населения, проживающего в небольших городах и поселках, банковские услуги и продукты остаются недоступными, что в свою очередь влияет на развитие регионов, областей и районов в целом.

 

В предыдущих статьях мы уже говорили об альтернативных решениях, которые могут применяться для организации обслуживания населения, а именно об автоматизированных банковских мини-офисах, зонах самообслуживания, а также об автоматизированных средствах удаленного обслуживания. Новизна этих форматов обслуживания относительна. Данные форматы взаимодействия «банкклиент» широко применяются розничными банками как за рубежом, так и в России. Здесь следует скорее говорить о переосмыслении и внутренней готовности банков использовать  данные форматы.

 

К такому же относительно новому формату организации обслуживания населения относятся передвижные пункты кассового обслуживания, что уже достаточно давно используется Сбербанком Российской Федерации. В соответствии с годовым отчетом за 2006 г., банк использует 44 ППКО. Использование данного решения позволило банку снизить затраты на обслуживание населения в отдаленных районах за счет сокращения отделений банка и организации работы ППКО. Использование одного передвижного пункта кассового обслуживания позволяет организовать регулярное обслуживания в 5–20 небольших населенных пунктах.

 

Применение систем автоматизированного удаленного обслуживания (мобильный банкинг, интернет-банкинг) на данный момент не дает необходимого эффекта. Это обусловлено как недостаточной грамотностью населения, так и недоверием к подобным решениям. Также это связано с тем, что данные системы не везде могут применяться ввиду неразвитой телекоммуникационной инфраструктуры. Таким образом, ППКО является единственным решением, позволяющим организовать обслуживание населения в удаленных районах с минимальными затратами.

 

Банк вправе открывать ППКО, который является его внутренним структурным подразделением, функционирующим на базе автотранспортного средства. В качестве автотранспортного средства может применяться уже хорошо себя зарекомендовавшая модификация автомобиля «Валдай» ГАЗ-3110. Автомобиль адаптирован для применения в труднодоступных и малонаселенных районах. Достаточно внушительные габариты позволяют организовать комфортные места для сотрудника безопасности, охраны и посетителей. Уровень защищенности автомобиля соответствует третьему классу защиты (наличие бронированных стекол и термоупрочнённых стальных панелей А3).

 

Работа передвижного пункта кассового обслуживания может организовываться в населенных пунктах численностью до 10 тысяч человек, в местах выполнения работ вахтовым методом или в полевых (экспедиционных) условиях, на таможенных постах. Кроме того, использование ППКО возможно для обслуживания торжественных мероприятий и при реализации зарплатных проектов.

 

Деятельность ППКО осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России и внутренними документами банка (филиала) о ППКО (в том числе типовым положением банка (филиала) о ППКО). Кредитная организация может страховать денежную наличность ППКО в порядке, установленном законом. На базе ППКО могут быть предоставлены следующие банковские услуги:

• прием наличных денежных средств;

• переводы денежных средств;

• оплата штрафов, налогов, сборов, пошлин;

• прием коммунальных и иных платежей;

• выплата денежных средств по договорам (пенсии, пособия, компенсации);

• погашение задолженностей по кредитам

• и другие.

 

ППКО обеспечивается оборудованием, необходимым для совершения кассовых операций (металлический шкаф, сертифицированное оборудование для хранения денежной наличности и иных ценностей, пересчета и проверки подлинности денежных знаков и т.д.) в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

 

Оснащение ППКО автоматизированными средствами предоставления услуг повышает эффективность их использования, а также позволяет постепенно адаптировать население к использованию автоматизированных систем и потреблению банковских услуг в режиме самообслуживания. Интеграция ППКО во внутреннюю сеть банка с использованием средств беспроводной связи и автоматизация на базе таких решений, как INPAS SAPP, обеспечивающих комплексную автоматизацию фронт-офисной деятельности банка, позволит:

• сгруппировать все доступные для клиента услуги и историю их использования в рамках личного виртуального кабинета, который может быть реализован на устройствах самообслуживания;

• обеспечить подачу и обработку заявок на оформление кредитных и депозитных продуктов банка;

• использовать терминалы самообслуживания ППКО в качестве площадок для продвижения нефинансовых товаров и услуг партнеров банка.

 

Внутренняя компоновка и размещение систем самообслуживания позволяет организовать обслуживание населения в непосредственной близости от основных людских потоков, припарковав автомобиль у тротуара. Особенность данного решения заключается в том, что в зависимости от интенсивности людского потока ППКО может менять свое расположение.

 

Передвижные пункты кассового обслуживания – это прежде всего инструмент, который может использоваться для развития банковского розничного бизнеса, с целью обеспечения доступности банковских продуктов и услуг, способный занять достойное место среди уже известных форматов организации обслуживания населения, таких как банковские отделения, филиалы, автоматизированные мини-офисы, зоны самообслуживания, точки экспресс-обслуживания, автоматизированные средства удалённого обслуживания.

 

Располагая подобным арсеналом решений, дифференцированных по цене и по применению, банк получает возможность управлять затратами, связанными с развитием и оптимизацией банковской сети.

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 25/04 92.51 -0.786
EUR ЦБ РФ 25/04 98.91 -0.6491