the Retail Finance

Розничное кредитование: Время принимать решения

Валерий Торхов, Председатель Правления, Банк Авангард. 
 
Банк Авангард имеет более чем 10-летний опыт розничного кредитования, основное направление которого – кредитные карты. Весь этот период нами ведется постоянный углубленный мониторинг сведений о лицах, подававших заявления на оформление карт. 
В случае если заявитель получает положительное решение и становится держателем карты, мы собираем и анализируем данные о его поведенческой истории как заемщика.
Основываясь на информации из нескольких миллионах заявлений на кредитные карты и сведениях о примерно 1 млн заемщиков, анализируя эволюцию состояния кредитного портфеля в разрезе групп клиентов, приобретенных в разные периоды, мы пришли к выводу о том, что рынок розничного кредитования переживает кризис, истинные масштабы которого недооцениваются.
Мониторинг поведения клиентов ведется нами в разбивке по следующим основным каналам привлечения:
•          прямое привлечение (включая все виды рекламы);
•          косвенная реклама (включая информацию от лиц, которые уже являются клиентами Банка);
•          зарплатные проекты.
При этом отдельно рассматриваются клиенты, пришедшие в Банк по интернет-рекламе и иным ее видам совокупно (реклама в печатных СМИ, наружная реклама и т.д.).
При стабильных и достаточно жестких требованиях, которым должен удовлетворять клиент для получения кредита в Банке Авангард, в течение ряда лет уровень положительных решений колебался незначительно и составлял для клиентов, привлеченных:
•          по всем видам рекламы, кроме рекламы в Интернете, – примерно 30%;
•          по интернет-рекламе – до 20%;
•          по косвенной рекламе и прямому привлечению – более 40%.
Однако за последние полтора-два года ситуация изменилась радикально: так, количество удовлетворяющих нашим требованиям клиентов, пришедших в Банк по рекламным каналам, которые являются основными для кредитных организаций, работающих на открытом рынке, упало примерно до 10–15%.
Как можно оценить положение дел с существующими кредитными портфелями и розничной клиентской базой банков? Обычной практикой является оценка качества кредитного портфеля по параметру отношения суммы «плохих» долгов к общему объему кредитной задолженности клиентов. По нашему мнению, это необъективный показатель.
В настоящее время многие аналитики приходят к выводу, что портфель ухудшается, но до «красной черты» еще далеко.
Наш анализ говорит об ином. Основными параметрами мониторинга по клиентам, ставшим держателями карт Банка Авангард, является процент лиц, имеющих проблемную задолженность, а также ее объем в разбивке по определенным категориям.
 
При анализе поведения должников мы выделяем следующие их типовые категории:
1.         лица, актуальные контактные данные по которым устанавливаются;
2.         лица, контакт с которыми установить не удается;
3.         лица, контакт с которыми установлен, отслеживается погашение;
4.         лица, контакт с которыми установлен, погашение задолженности осуществляется под жестким контролем;
5.         лица, отказывающиеся погашать задолженность;
6.         лица с дефолтом.
Можно однозначно утверждать, что доля качественных заемщиков резко сокращается, а состояние рынка ухудшается. Об этом говорит, в частности, то, что все больший объем долга приходится на самые тяжелые для взыскания задолженности категории заемщиков.
Кроме того, еще один важный факт: анализ показал устойчивую тенденцию – пиковых значений уровень проблемной задолженности клиентов достигает примерно к 20-му месяцу от даты получения кредитной карты.
Весьма различными оказались показатели проблемного долга для разных каналов привлечения клиентов. Также отличаются показатели проблемного долга для разных групп внутри отдельного канала. Например, существенна разница между группами клиентов, подавших интернет-заявление на кредитную карту, перейдя на него из поискового ресурса (Яндекс, Google) по запросам с использованием разных ключевых слов.
Уровень проблемного долга клиентов со временем достигает для разных групп от 10 до 50%. Есть различия уровня проблемного долга в зависимости от длительности кредитования, а также от периода, в который клиенты начали кредитоваться. Так, если в среднем уровень суммарной проблемной задолженности по всем каналам привлечения для любых периодов ниже 10%, то для клиентов, которых Банк приобрел по интернет-рекламе в марте 2012 г., он составляет 20%.
Анализируя портфель детально с разбивкой по периодам, в течение которых были приобретены клиенты, можно обнаружить проблемы, которые скрыты при его поверхностном анализе, когда рассматривается просто отношение проблемного долга к объему портфеля в целом.
Так, можно говорить о том, что в 2011–2012 гг., на рынке розничного кредитования произошел качественный сдвиг, заметная доля клиентов приблизилась или перешла в состояние закредитованности, когда они стали способны выполнять только минимальные обязательства по кредитам и их суммарная задолженность по отношению к разным банкам практически не уменьшалась.
В результате анализа ситуации Банк Авангард принял решение изменить акценты в продуктовой политике, отказавшись от активного продвижения продуктов, которые наиболее привлекательны для sub-prime-клиентов, и выдвинул на первый план продукты, которые стимулируют использование кредитных карт для оплаты товаров и услуг. При этом, поскольку Банк никогда не ставил как первоочередную цель рост кредитного портфеля, ожидаемые потери от невозвратов не являются для нас критичными.
Ситуация же на рынке в целом вызывает беспокойство. Банки, агрессивно наращивающие кредитные портфели, по всей вероятности, могут в ближайшем будущем получить быстрый рост просрочки. Особенно острой проблема может быть у банков с относительно «незрелым» портфелем, который активно наращивался в 2011–2013 гг. В этот период на рынке кредитования проявились явления, характерные для финансовых пирамид. Банки могли приобретать новых заемщиков практически только из числа лиц, уже имеющих кредиты в других кредитных организациях. Для удержания процента проблемного долга на приемлемом уровне им нужен постоянный рост кредитного портфеля, а новые заемщики становятся все более рискованными. При снижении темпов роста портфеля заметным станет увеличение уровня проблемного долга.
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 20/04 93.44 -0.6513
EUR ЦБ РФ 20/04 99.58 -0.9519