the Retail Finance

Стратегии на вырост

Игорь Антонов, первый заместитель председателя правления Росбанка
 
В 2013 году на рынке сформировались и получили развитие новые тенденции, предпосылки к которым появились еще несколько лет назад. Российский промышленный сектор находится в стагнации и не показывает позитивной динамики, все чаще уступая рынки сбыта более эффективным иностранным игрокам. Уровень притока инвестиций упал до отрицательных значений, и в 2014 году серьезных позитивных изменений не предвидится.
Такая ситуация развивается на фоне стабилизации макроэкономической конъюнктуры. Прогнозы роста основных экономических показателей США, Евросоюза и Китая внушают оптимизм даже самым консервативным аналитикам, создавая дополнительные стимулы для развития. Тем не менее эти факторы не оказывают выраженного положительного влияния на экономику нашей страны, поскольку нивелируются влиянием внутренних негативных тенденций.
 
Снижение доходности
Спад в реальном секторе стал одной из основных причин сокращения темпов роста ВВП. Прогноз МЭР остановился на отметке 1,8% по итогам года, однако ряд экспертов оценивает эти цифры как слишком оптимистичные. Для сравнения, в США, где показатели предыдущего года были сопоставимы с нашими, аналитики Societe Generale прогнозируют рост уровня ВВП до 3,1% по итогам 2014 года.
Несмотря на обилие негативных комментариев, участники банковского рынка ждут высоких показателей по итогам IV квартала и рассчитывают закончить текущий год «в плюсе». Есть все основания полагать, что так и будет. Банковские портфели покажут рост, для этого есть объективные факторы, среди которых активное развитие кредитной розницы в течение последних лет, увеличение популярности депозитов у населения, развитие сегмента малого и среднего бизнеса и т.д. Тем не менее уже в 2014 году работа в этих направлениях может стать менее интенсивной, чем в 2010–2013 гг., что неминуемо приведет к снижению доходности.
 
Сжатие рынка розничного кредитования
Бурный рост потребительского кредитования, продолжающийся уже несколько лет, сегодня вызывает серьезные опасения со стороны регулятора. Аналитики отрасли опасаются возможного роста уровня просроченной задолженности, относя большой процент выданных необеспеченных кредитов к рисковым факторам рынка. По итогам прошлого года рост сектора потребительского кредитования составил более 40%, при этом объем выданных корпоративных кредитов увеличился только на 14%. Многие представители банков не разделяют пессимизма ЦБ, считая рост просрочки по потребкредитам менее проблемной тенденцией, нежели ожидаемое ухудшение платежеспособности корпоративных клиентов на фоне кризиса и стагнации промышленного сектора.
Тем не менее Центробанк предпринял ряд мер по сдерживанию потребительского кредитования, в частности предписал увеличить резервы под беззалоговые розничные кредиты, а также ввел новые требования для расчета норматива достаточности капитала.
В 2014 году правила резервирования еще больше ужесточатся, и рынок потребительского кредитования перестанет быть высокодоходным для банков. Стараясь снизить нагрузку на капитал, кредитные организации будут корректировать ставки и сокращать объемы выдачи по беззалоговым потребительским программам.
Уже сейчас понятно, что времена активного развития банковской розницы уходят в прошлое. В секторе особого внимания окажутся показатели сбалансированности и качество портфеля. Те банки, которые эффективно работали в рознице с высокой доходностью, сейчас утратили долгосрочное поле деятельности и будут вынуждены переориентироваться на другие сектора.
Рост интереса к МСБ
На фоне ухудшения ситуации в крупном корпоративном секторе, а также общего снижения деловой активности в строительстве и девелопменте, а также промышленном производстве в зону внимания банков попадает сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ). Такие компании более стабильны и предсказуемы в своих отношениях с банками, чем розничные клиенты, и менее подвержены кризисным изменениям рыночной конъюнктуры, чем крупный корпоративный блок. В этой связи можно предполагать рост интереса банков к этой категории клиентов, который будет выражаться в появлении выгодных программ для компаний МСБ, специальных предложений с интересными условиями и др.
Здесь у банков есть два актуальных вектора развития. Первый связан с модификацией бизнес-процессов, которые будут учитывать потребности небольших компаний. Опыт работы с такими клиентами показывает, что в подавляющем большинстве случаев для предприятий МСБ ключевым фактором в отношениях с банком является не минимальный размер кредитной ставки, а скорость принятия решений, а также возможность учитывать специфическую ситуацию конкретного бизнеса. Лидеры рынка МСБ поняли это раньше других и провели большую работу: делегировали процессы принятия кредитных решений в региональные офисы, стандартизировали некоторые продукты для малого бизнеса, например лизинг, разработали продукты под потребности небольших компаний (беззалоговые кредиты), учли региональную составляющую, например большую долю внешнеторговых сделок у дальневосточных компаний МСБ и т.д.
Также стоит учитывать, что предприятия торговли составляют львиную долю сектора МСБ. Благодаря высоким оборотам бизнеса такие клиенты заинтересованы в быстром финансировании сроком до года. По оценке «Эксперт РА», доля таких кредитов в портфелях банков составляет почти 70%, в то время как 3-летние программы занимают только 11%.
Второй вектор касается пересмотра подходов к работе с малыми компаниями. Европейский опыт показывает, что модель взаимодействия с такими клиентами по своей сути более близка к рознице, чем к корпоративному сегменту. Интересы предпринимателей как владельцев бизнеса и как частных лиц пересекаются, соответственно, банки могут использовать эти возможности для сокращения издержек и увеличения продаж своих продуктов при сохранении стабильного качества портфелей.
Справедливости ради стоит сказать, что переориентацию на новые модели отношений с компаниями МСБ могут позволить себе крупные и средние банки, которые имеют достаточные резервы, филиальную сеть, персонал и другие ресурсы, необходимые для реализации этого проекта.
Новый принцип работы с предпринимателями и небольшими предприятиями внедряет сейчас и Росбанк. Мы пришли к выводу, что для заемщиков сегмента Professional market (Рынок предпринимателей) личные потребности неотделимы от потребностей бизнеса. Для них в первую очередь важны оперативность реагирования банка на их нужды и минимальный документооборот. Мы предложили предпринимателям индивидуального менеджера, который будет полностью заниматься их обслуживанием, и продуктовую линейку, схожую с розничной и охватывающую практически все возможные потребности малого бизнеса. Это позволило нам существенно увеличить темпы прироста кредитного портфеля в этом сегменте.
 
Комиссионные доходы и диверсификация
В новых условиях для многих банков привлекательной окажется стратегия комиссионных доходов. Будучи ограниченными в величине процентной ставки по кредитам, банки будут развивать услуги, позволяющие получать дополнительные комиссии. Еще одним вектором банковского развития станет диверсификация. Если на растущем рынке можно было успешно реализовывать монопродажи, например, развивая высокомаржинальную кредитную розницу, то сейчас конъюнктура рынка меняется, и такой подход уже не будет оправдан. Помимо этого, банкам придется решать проблему дешевого долгосрочного финансирования. Полноценный доступ к таким каналам есть далеко не у всех участников рынка, а привлечение излишне «дорогих» денег, например депозитов населения, может негативно сказаться на итоговой доходности и устойчивости.
Диверсификация бизнеса в нынешних условиях сможет помочь банкам занять более прочные конкурентные позиции, расширить сектор работ, нарастить клиентскую базу и отчасти повысить качество портфелей, а также сформировать канал для дополнительных кросс-продаж.
Уже сейчас мы наблюдаем, как меняется поведение потребителей в розничном секторе. На смену кредитному буму и стабильно растущему спросу на кредитные программы приходят сберегательные настроения. Все больше людей откладывают кредитные покупки и интересуются программами вкладов, надеясь зафиксировать высокую доходность депозита и сохранить свои деньги. Банки, так или иначе, будут стараться отвечать на спрос, предлагая потребителям сезонные вклады с повышенными ставками, специальные акции, а также дополнительные сервисные опции, которые могут быть интересны клиентам.
 
Новая конкурентная среда
В целом плавное снижение спроса, а также общей покупательской активности в рознице можно отнести к числу основных трендов следующего года.
В этой связи банки будут поставлены в условия более жесткой конкуренции, которая затронет как ценовые, так и неценовые факторы. Это значит, что помимо стоимости и наполнения программ новое значение приобретут качество сервиса, подход к обслуживанию клиентов, функционал интернет-банкинга и т.д. Уже сейчас многие банки вплотную занимаются трансформацией своих внутренних процессов, перераспределяют функции между региональными офисами и центром, оптимизируют работу с клиентами, делая ее более эффективной и контролируемой. Такой подход, несомненно, будет оправдан в условиях замедляющегося рынка и даст ряду банков дополнительные конкурентные преимущества, а также инструменты для привлечения и удержания клиентов.
Несмотря на значительное сокращение макроэкономических показателей, резкого сужения банковского рынка и, в частности, кредитного сектора в 2014 году не предвидится. Спрос со стороны розницы и корпоративного сектора будет сохраняться, хотя его темпы значительно замедлятся. К числу позитивных факторов, которые будут оказывать стабилизирующее действие, стоит отнести низкий уровень безработицы в стране. По данным Росстата, он составляет 5,2%, а в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, не превышает 2%. Этот показатель также свидетельствует о стабильности кадрового рынка, положение дел на котором определяют крупные и средние компании, составляющие основу корпоративной клиентской базы. Тем не менее будущие условия работы вряд ли окажутся комфортными для банков. В этой связи успешное преодоление кризисных тенденций в экономике во многом будет зависеть от того, насколько грамотно и эффективно будут проведены подготовительные меры, реализация которых необходима уже сейчас.
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 23/04 93.25 93.2519
EUR ЦБ РФ 23/04 99.36 99.3648