the Retail Finance

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ?

Банк специализированный (англ. specialized bank) — кредитная организация, занимающаяся банковским бизнесом в определенных сферах и отраслях экономики. По характеру деятельности специализированные банки отличаются от универсальных тем, что доминируют в относительно узких сегментах финансовых рынков и имеют специфическую клиентуру. Специализированные банки различают: по характеру выполняемых операций (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, инновационные, страховые, биржевые, клиринговые, банки социального развития и др.); по отраслевой специализации (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, торговые, связи и информатизации, культуры и искусства, издательские и др.) и т. п.(1)

 

 

Универсальный или специализированный? Этот вопрос встает перед любым вновь создаваемым розничным банком, будь то «дочка» крупного банка, самостоятельная организация или просто розничное отделение. В данной статье мы предлагаем Вам взглянуть на проблему выбора с разных углов зрения и понять, какой путь развития бизнеса выглядит наиболее предпочтительным.

 

 

 

«Бурное развитие рынка розничных финансов» — выражение, приобретшее характер устойчивой и часто употребимой фразы. Тем не менее именно такое развитие обостряет конкуренцию на рынке банковской розницы и побуждает банки идти на новые, зачастую неожиданные ходы. Одним из таких ходов и является узкая специализация деятельности розничного банка.

 

По чему именно специализация? Вопервых, универсального банка крайне затратно. Оно, среди прочего, требует значительных вложений в поддержание качества всей продуктовой линейки на должном уровне, в то время как специализированные банки, в силу меньшего ассортимента, могут предложить более высокое качество услуги, вложив в это меньше ресурсов.

 

Малые универсальные банки испытывают сильнейшую конкуренцию со стороны более крупных собратьев, у которых есть все необходимые ресурсы, опыт, связи, репутация. Некрупные банки вынуждены ввязываться в изнуряющее противостояние, говоря языком маркетинга, вести партизанскую войну. Им гораздо сложнее сформировать образ своего банка в сознании потребителей, в отличие от «спецов», которые могут, например, прибавить слово «ипотека» к своему названию и тем самым запомниться клиентам с нужной им стороны.

 

 

 

Мария Бжезинская

     

 

 

Примечания

1— Глоссарий.ru

2— По данным РБК рейтинг

3 — 4-й Форум Института Адама Смита «Розничные банковские услуги в России», 2006 г.

4 — По информации Газеты.GZT.ru

5— Контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг

 

Некоторые банки, в частности «Русский Стандарт», «Хоум кредит», избирают своей стратегией жесткую ориентацию на кредитование населения. Так «Русский Стандарт» вышел на рынок с одним продуктом — экспресс-кредитованием, причем за счет такой специализации им удалось охватить практически всю территорию страны. Банк является лидером сектора экспресс-кредитования в денежном выражении по итогам 2005 г.: его портфель экспресс-кредитов составил 25,7 млрд рублей2. На данный момент банк постепенно переходит от выдачи кредитов в торговых точках к кредитным картам. Второе место занимает «Хоум кредит» (21,8 млрд рублей). Как видим лидирующие позиции занимают именно те банки, у которых потребительское кредитование – основной бизнес или отдельная функциональная структура. Банки «Русский Стандарт» и «ХКФ Банк» присутствуют в ведущих торговых сетях — МИР, Dixis, Техносила, Эльдорадо, Цифроград.

 

Доля потребительских кредитов в ВВП сегодня в России уже сопоставима со среднеевропейским уровнем и в ближайшие годы будет увеличиваться(3).

 

Высоки перспективы развития и у специализированных ипотечных банков, даже при учете сильнейшей конкуренции со стороны крупных игроков рынка. На Западе роли поделены четко: небольшие ипотечные банки выступают розничными операторами, выдавая долгосрочные жилищные кредиты под залог недвижимости, привлекая средства из собственных накоплений и от реализации ипотечных облигаций различным инвесторам. Крупные же банки сосредотачивают свои усилия на покупке кредитных портфелей и выпуске ипотечных бумаг с последующим их размещением. В России механизм перепродажи кредитных портфелей пока не отработан, однако уже очевидно, что в сегменте ипотеки разноразмерные банки найдут каждый свою нишу. Учитывая прогнозируемый аналитиками и долгожданный банкирами «бум» ипотечного кредитования, специализированные ипотечные банки — это бизнес (и успешный бизнес!) уже ближайшего будущего. Так, специализированный ипотечный банк «ДельтаКредит», по данным РБК рейтинг, занимает третье место в рейтинге самых ипотечных банков, обогнав при этом таких мощных «универсалов», как Уралсиб и Москоммерцбанк (см. таблицу).

 

Залог успеха любого специализированного банка — скорость. Скорость реагирования на внешние изменения, скорость внедрения новых опций, скорость обслуживания, наконец. Это подразумевает высочайший уровень технологичности банка. И высочайший уровень надежности системы оценки кредитоспособности заемщика (высочайшие убытки при отсутствии таковой). Одобрение заемщика в ипотечных банках происходит за 2–3, а то и вовсе за один день. Многие банки ограничиваются требованием у заемщика трех документов — паспорта, трудовой книжки и справки о заработной плате. Зачастую получить кредит в московском банке может не только не москвич, но даже и не житель Подмосковья.

 

Система оценки кредитоспособности заемщика в ипотечных банках позволяет учитывать «серые» доходы, что особенно важно для российского клиента. Вместо справки 2 НДФЛ документ, подтверждающий доходы, может быть составлен в свободной форме. Такие банки могут похвастать также и более широким выбором ипотечных продуктов, в отличие от банков универсальных, которые предлагают, в большинстве случаев, традиционную линейку. Ипотечные банки идут дальше всех, предлагая комплексную услугу «ипотека под ключ», когда специалист банка ведет заемщика от первичной консультации до подписания кредитного договора. Банковские сотрудники осуществляют первичный анализ платежеспособности заемщика, помогают выбрать программу кредитования, подобрать объект недвижимости, собрать все необходимые документы, оказывают содействие при оценке квартиры и оформлении договора страхования и оформления права собственности. Такую услугу предоставляют, например, «Невская ипотека», «Фора-банк», «ДельтаКредит» и ряд других банков.

 

 

Специализация, говорите?..

Специализация на продукте — новое, но уже не удивляющее никого направление развития банка. Специализация на клиенте — причем не внутренняя, не ориентация на какой-либо сегмент, а откровенная и декларированная — это новинка для российского банковского рынка. Новинка интересная, многообещающая и теоретически эффективная. Банк «Союз» активно продвигал и продвигает программу для молодежи «Союзnick», заручившись поддержкой студии Артемия Лебедева. А тем временем…

 

А тем временем в Германии начал работать специализированный банк для женщин4. Его основательница, 41-летняя Астрид Хастрейтер, специалист по информационным технологиям, обещает избавить своих клиенток от снисходительного отношения к ним со стороны традиционных банковских менеджеров. Хастрейтер уверена, что женщины хотят получать более основательные советы от банковских управляющих и рассчитывают на большее понимание в случае прерывания своей карьеры.

 

Frauenbank в Мюнхене создан для предоставления в первую очередь консультационных финансовых услуг по широкому кругу вопросов: от инвестиций и до пенсион ного обеспечения. Число сторонников такой идеи быстро растет. Пока консультациями мюнхенского банка пользуются 300 клиентов. В 2006 г. было запланировано открытие подразделений банка еще в трех городах Германии, а к 2007 г. — начало операции по кредитованию. Поскольку немцы сегодня делают больше сбережений, чем когда-либо, а женщины не склонны к рискам, госпожа Хастрейтер полагает, что ее Frauenbank ожидает большое будущее. Клиентами Frauenbank стали женщины с высшим образованием в возрасте от 30 до 55 лет.

 

Данные последнего совместного интернет-исследования агентства OMD, принадлежащего рекламно-коммуникационному холдингу Omnicom Group, и компании Yahoo, подтверждают целесообразность выбора такого сегмента рынка. Согласно результатам исследования, в современном меняющемся мире женщина в возрасте от 18 до 34 лет считает себя «главой семьи» в 74% случаев, от 35 до 54 лет – в 93%.

 

 

Реверс. Хочешь быть успешным? Будь универсальным!

По каким критериям возможно определить специализацию банка? Наиболее логичным и правильным представляется способ деления по группам клиентов или отраслям, с которыми работает банк. Здесь специализация не только оправдана — она необходима. Далее, розничный банк — это уже само по себе специализация. Дробление же розничных банков на «торговые», потребительские и прочие выглядит просто маркетинговым ходом, сродни тому, как некоторые косметические фирмы называют свою косметику лечебной просто на основании выбранного ими аптечного канала продаж.

 

Если не считать ипотечных банков, в которые клиент вынужден обратиться, то любая другая специализация — утопия. Если банк не выполняет свою основную функцию, то это уже не банк. Ситуация, когда клиент приходит в сберегательный банк и не может там же перевести денег бабушке в Саратов, выглядит просто абсурдной. Клиент не будет бегать по банкам. Он выберет один банк — тот, который может оказать ему полный комплекс банковских услуг высокого качества. Разумеется, мы говорим здесь о розничных клиентах. Банк по требованию клиентов обязан будет быть универсальным.

 

Много говорится также об экономии ресурсов, как об одном из несомненных плюсов специализированных банков. Господа, о какой экономии здесь идет речь? Об экономии — на чем? На ресурсах? Так что мешает создать маленький универсальный банк, который будет дешевле большого специализированного банка. Кроме того, самая узкая специализация не спасает банк от огромного количества на кладных расходов, обуславливаемых в российских условиях самим наличием банковской лицензии: устрашающие объемы  общебанковской, кассовой, валютной отчетности, пресловутое противодействие легализации доходов, внутренний и комплайнс-контроль5 и т.д., и т.п. требуют «размазывания» этих самых накладных расходов по множеству видов банковского бизнеса.

 

Расходы на инфраструктуру? Но любой розничный банк требует значительных вложений в инфраструктуру; и от уровня его специализации это зависит не так сильно, как принято считать. Обучение персонала также сопоставимо по затратам. Более того, возникает вопрос: на чем делает деньги специализированный банк, например банк потребительского кредитования? Банк традиционный фактически сам производит денежную массу, размещая средства на депозитах и выдавая кредиты. А специализированный банк? Он требует серьезнейших инвестиций: чтобы выдавать деньги под залог, этими деньгами надо обладать. Поэтому утверждение, что создание специализированного банка обходится дешевле, чем универсального, выглядит весьма и весьма спорным. И еще одним фактором риска является то, что специализированные банки гораздо серьезнее «универсалов» страдают в период системных кризисов и экономических изменений; они лишены возможности оперативного перевода денежных потоков в другое «русло».

 

Следующий острый момент: ничто не длится вечно. Специализация хороша в том случае, если спецбанк имеет серьезную поддержку, тыл, а если этот банк — новичок на рынке, то специализацию следует рассматривать лишь как инструмент входа на рынок, которого «хватит» на год–два. Далее неизбежно придется становиться универсальным и расширять продуктовую линейку. В противном случае банк, с большой долей вероятности, обанкротится либо будет куплен более крупной структурой. Так, в качестве примера успешного спецбанка часто приводят «Русский стандарт». Однако сейчас этот банк активно занимается внедрением новых продуктов в линейку, прекрасно понимая, что локомотив экспресс-кредитов уже привез его к станции назначения. Необходимо совершить пересадку. Вспоминается феномен кругооборота розничной торговли, когда дискаунтеры, захватывающие определенную долю рынка за счет низких цен и меньшего ассортимента, вынуждены постепенно расширять ассортимент и повышать цены на продукцию, вступая тем самым в прямое противоборство с сетями. Возможно, и розничные банки развиваются по этой схеме.

 

Таким образом, банк должен, хотя бы в зародыше, иметь возможность проведения любых операций: депо зитных, кредитных по всей линейке, расчетных, конвертационных и т.д. Другое дело, концентрация усилий во времени на продвижении какой-то одной услуги — тогда это должна быть услуга, наиболее востребованная именно сейчас и именно в той целевой группе клиентов, на которую нацелен банк.

 

Отсюда вытекает другой вид банковской специализации, которую развивающийся (и не самый крупный) банк, видимо, обязан предоставить: на какую конкретно группу клиентов рассчитано сейчас его продвижение: пенсионеры, студенты, домашние хозяйства, трудовые коллективы и т. п. При этом нужно понимать, что специализироваться на какой-либо банковской услуге, не имея по ней существенных отличий и преимуществ, лишено смысла. Клиент просто уйдет в более крупный банк, предоставляющий такую же услугу.

 

Специализация для развивающегося среднего банка крайне важна как временная концентрация усилий на узком участке банковского фронта против какого-то конкретного противника, но в стратегическом плане путь любого банка — это путь универсализации.

 

 

Сальдо c накопленным итогом

Однозначного ответа на вопрос, какой же банк строить, наверное, не существует. Однако это не означает, что вопрос этот не должен подниматься. Напротив, его обсуждение дает необходимую основу для размышлений; позволяет по-новому взглянуть на вопросы построения розничного бизнеса.

 

Аверс. Мы специализированы — тем и сильны

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 24/04 93.29 0.0399
EUR ЦБ РФ 24/04 99.56 0.1961