the Retail Finance

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФИЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (Часть 3)

Проективная методика основана на построении вопросов, сформулированных таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.

 

При оценке ситуаций или интерпретации человек психологически склонен переносить на них собственный опыт или опыт, хорошо известный ему. Приведем примеры нескольких проективных вопросов и рассмотрим, как они работают на практике, поговорим об их самостоятельном моделировании.

 

Вопросы задаются в быстром темпе, и отвечающего просят дать несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, является именно значимыми для него факторами. Формулировка вопроса, касающаяся других людей, делает человека более раскованным и позволяет избежать социально-желательных, ложных ответов, исходя из желания понравиться (см. табл. 1).

 

Получив ответы на данные вопросы, можно:

  • соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
  • проанализировать мотивационный потенциал будущего сотрудника (см. табл. 2).

 

Анализ мотивационного потенциала кандидата позволяет не только принять решение о том, подходит ли нам этот кандидат, но и правильно оказывать на него влияние уже в процессе работы.

 

Определение достоверности ответов и предоставляемой информации является сквозной методикой, которую следует применять в ходе всего интервью, так как в ином случае кандидат может искажать представляемую информацию, давать так называемые социально-желательные ответы. Интересно, что в ряде случаев кандидат сознательно идет на искажение действительности, а иногда это происходит  подсознательно, на уровне вытеснения неприятной для себя информации.

 

 

Оценка достоверности информации

Чтобы убедиться, что мы получили максимально точную картину, нам нужно знать несколько понятий и методик, которые позволяют понять, когда именно кандидат уклоняется от истины и дает ли он максимально честные ответы даже тогда, когда они кажутся не самыми блестящими.

 

Рационализация — замена реального ответа на поставленный вопрос усложненным ответом, который не дает реальной информации.

 

Рационализация возникает или в момент конструирования, или в момент замены реальной информации ложной и является сигналом проблемной зоны. В зависимости от ее значимости для интервьюера мы или в дальнейшем будем «копать» дальше, или сделаем некоторый вывод об искренности и лояльности интервьюируемого.

 

Пример рационализации:

«Были ли у Вас профессиональные неудачи?»

«Некоторые неудачи были».

«С чем они были связаны?»

 

«Ну, Вы понимаете, неудачи в сфере рекрутинга (коммерческий подбор персонала — наше примечание) связаны с большим количеством различных факторов. Это и невезение, и нечеткое формирование заказа со стороны клиента, и ошибки со стороны рекрутера, и многое другое».

 

Рационализации могут быть очень хорошо продуманы и подготовлены, поэтому всегда нужно осознанно отслеживать их появление в речи.

 

Уход – подмена одного ответа другим, близким по содержанию. Уход возникает тогда, когда интервьюируемый пытается скрыть какую-либо информацию, так как она неблагоприятна для него или, по его мнению, не соответствует социальным ожиданиям. Уход является более важным сигналом проблемной зоны, чем рационализация.

 

Пример ухода:

«Почему Вы ушли с такого-то места работы?»

 

«Вы знаете, в тот момент я решил принять предложение о переходе на новое место, мне там понравился коллектив и содержание работы».

 

Проговорки – это слова, которые сигнализируют о низкой степени уверенности в высказанной мысли, а также в желании перестраховаться при предоставлении информации.

 

К проговоркам относятся такие слова, как в принципе, в общем (если не является обобщающим словом), в целом (то же), довольно, достаточно, и тому подобное.

 

Данные слова указывают на ту сферу, где человек чувствует себя менее уверенно. Аналогично можно расценивать использование союза «если» в ситуациях описания будущего:

 

«Если я смогу перейти на должность с повышением, то моя зарплата увеличится на 30%».

 

Данная ситуация ни в коем случае не означает конструирование или дезинформирование, а лишь неполную уверенность в высказанном тезисе. Есть еще один метод, позволяющий оценить искренность кандидата и готовность отвечать правдиво, а не так, чтобы просто понравиться.

 

Этот метод заключается в том, что мы чередуем с другими методиками оценки определенным образом построенные вопросы.

 

Данные вопросы построены так, что ни один человек не может ответить отрицательно на все эти вопросы, соблюдая истину, однако можно повысить эффективность данных вопросов, сказав: «В нашей компании ценят пунктуальность. Бывало ли так, что Вы опаздывали?» Подобная постановка вопроса задает ситуацию, при которой человек должен сделать выбор: остаться честным или «понравиться» своим ответом.

1. Случалось ли Вам опаздывать?

2. Бывало ли так, что Вы не сдерживали свои обещания?

3. Вы когда-нибудь говорили о других «за глаза»?

4. Приходилось ли Вам обманывать?

5. Случалось ли Вам допускать ошибки в работе?

6. Бывает ли так, что Вам не удается довести дело до конца?

 

 

Анализ речи кандидата

В ходе интервью целесообразно обращать внимание не только на то, что именно человек говорит, но и на то, как именно стоится фраза и какие выбираются слова. Мы отчасти затрагивали этот вопрос при рассмотрении метапрограммного профиля, однако сейчас будет выбран несколько другой ракурс.

 

Коннотации

Каждое слово содержит номина тивную часть (номинацию, или называние предмета, действия, состояния — в общем, какой-то реалии) и коннотативную часть (коннотацию, или оценку, которую мы даем указанной реалии). Коннотация может быть негативной, позитивной и нейтральной.

 

Самый банальный пример:

Разведчик – слово с положителной коннотацией, шпион – с отрицательной.

Лицо – нейтрально, морда (о человеке) – отрицательно.

 

В речи человека, когда он рассказывает или отвечает на вопросы, достаточно часто можно отследить то, как он оценивает происходящее (происходившее).

 

Одним из методов оценки кандидата на вакансию является анализ выбора им форм, при помощи которых он описывает свои действия в будущем или прошлом.

 

Обоснование.

Принципы построения вопросов:

 

1) Вопрос должен быть направлен на описание действий, достаточно сложных или гипотетических, с тем чтобы кандидат был сфокусирован на содержании.

 

2) Вопрос не должен подсказывать активную форму залога при ответе (например, формулировка «Что Вы будете делать в таких-то обстоятельствах?» не является верной. Наиболее эффективны формулировки типа: «Опишите Ваши действия», «Каковы будут Ваши шаги»).

 

Вопросы:

1. Опишите Ваш первый день на работе.

2. Перед Вами поставлена задача подобрать персонал в Ваш отдел. Опишите свои действия.

3. Ваша задача – открыть новый филиал Вашей компании в другом городе.

4. Вы отвечаете за запуск нового продукта (бренда). Опишите последовательность действий.

5. Вам необходимо выбрать ключевого дистрибьютора, с которым будет работать Ваша компания. Ваши шаги.

6. Вам необходимо выбрать лучшего поставщика канцелярских товаров для Вашей компании. Ваши действия.

 

Варианты ответов могут быть сгруппированы и интерпретированы следующим образом (см. табл. 3).

 

У многих людей при ответе, состоящем из нескольких предложений, или при комбинации нескольких ответов получается комбинация из многих вариантов. В этом случае целесообразно строить шкалу, на основании которой делать выводы и прогнозы.

 

Все рассмотренные нами методы далеко не исчерпывают возможности получения максимально точной и полной информации о кандидате, но позволяют получить довольно много важных сведений. Применение этих методик требует определенной практики, поэтому стоит начать с нескольких наиболее приоритетных в данный момент и постепенно расширять круг методов оценки, которые вы можете легко и свободно чередовать и комбинировать в ходе интервью.

 

На практике для освоения всех этих методов стоит определить последовательность введения инструментария оценки в свой арсенал, вначале стоит составлять примерный план интервью, а затем возможно переходить к импровизации.

 

 

 

Светлана Иванова

Старший партнер, тренер-консультант KPG Training Center Ivanova & Lebedeva

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 29/03 92.26 -0.3291
EUR ЦБ РФ 29/03 99.71 -0.5647