the Retail Finance
ТРЕНДЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
О том, что рынок потребительского кредитования еще далек от насыщения, свидетельствуют растущий спрос на кредиты со стороны населения, диверсификация кредитных предложений от банков, приход иностранных банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, и другие события на рынке.
Вместе со стабилизацией банковской системы России и открытием доступа к внешним источникам финансирования «пассивная» политика банков, нацеленная на привлечение средств граждан, сменилась «активной». Кредитование физических лиц стало основным продуктом, над развитием которого работают розничные банки.
Помимо макроэкономической ситуации динамику и тренды развития рынка потребкредитования определяют совокупность факторов технологического и социального характера, а также поведение игроков внутри рынка.
Согласно статистике Центрального Банка, наиболее активными темпами развивают кредитование физических лиц банки, занимающие с 6 по 20 и с 61по 100 места по размеру активов. В период с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г. они увеличили свои кредитные портфели более чем в 2 раза. Банки же из первой пятерки увеличили за год объемы кредитования чуть более чем на 50%, выдав российским гражданам 0,92 трлн руб. из общей суммы в 2,34 трлн руб. выданных кредитов. Таким образом первый банковский эшелон снизив свою долю в общей сумме задолженности с 45% до 39%.
Встает вопрос: в состоянии ли средние банки и тем более мелкие обеспечить должный уровень обслуживания клиентов и управления собственными рисками и инфраструктурой?
Очевидно, что тенденция консолидации активов и укрупнения игроков рынка будет актуальной и далее, поэтому задачей большинства некрупных банков будет повышение собственной капитализации за счет захвата существенной доли рынка. В связи с этим значение качества кредитного портфеля может уйти на второй план.
Социальные факторы
В первую очередь на положительную динамику развития розничного финансового рынка влияет рост благосостояния общества: увеличивается платежеспособность населения, растет спрос на товары длительного пользования, под покупку которых берутся заемные средства.
Как показывают примеры стран, опережающих Россию по темпам экономического развития, с повышением уровня личного дохода люди начинают более ответственно относиться к собственному имуществу, особенно если речь идет о недвижимости, приобретенной в кредит, более внимательно распоряжаться деньгами, понимать значение «кредитной истории» и быть более социально активными и сознательными в отношении своего окружения. Если российское общество будет постепенно развивать в себе эти качества, кредитные риски, связанные с поведением заемщиков, начнут сокращаться. Это позволит банкам оптимизировать процентные ставки и предлагать для ряда клиентских сегментов более привлекательные продукты, увеличивая тем самым свой кредитный портфель.
Второй социальный фактор, влияющий на рост рынка розничного кредитования, — постепенное повышение финансовой грамотности населения. Об этом феномене много говорят, но мало кто из банков над ним реально работает. Тем не менее за 3-4-летнюю историю розничного финансового рынка России часть населения все-таки получила представление том, что такое кредит, вклад, ипотека, банковская карта. Но при этом кредит скорее ассоциируется с такими понятиями, как «нужда» и «долг», а не «возможность» и «благополучие».
В контексте вопроса о ликбезе граждан мне хотелось бы остановиться на таком свойстве восприятия человеком информации, как избирательность. Избирательность восприятия заключается в произвольном или непроизвольном выделении из всего информационного поля основного элемента, кажущегося наиболее «ярким». Негативная информация всегда воспринимается более значимой, дольше держится в памяти, чем положительная или нейтральная, т.к. может нести реальную или воображаемую угрозу. Эта информация оказывает влияние на поведение человека. Возвращаясь к обсуждаемому вопросу о повышении финансовой культуры населения, мы видим, что сообщения в СМИ о «грабительских процентных ставках», «угрожающем количестве мошенничеств с банковскими картами», «жутких издевательствах коллекторов» и т.п. получают большой общественный резонанс и крепко оседают в умах россиян. После такой предварительной «подготовки» клиента банку в лице кредитного консультанта придется приложить значительные усилия, чтобы убедить человека в безопасности кредитования и его полезности.
Нужно отдать должное банкам в том, что «выдавать» они научились оперативно, качественно и красиво.
Человека мало что сдерживает от совершения импульсивных покупок. Как только возникает желание купить привлекательную вещь на ярко подсвеченной витрине, сразу же крупным шрифтом бросается в глаза 10-я часть ее стоимости, которую можно оплатить оформив кредит и стать счастливым этой вещи обладателем. В другой раз в аналогичной ситуации придет мысль о кредитной карте, которой можно воспользоваться, что еще проще, чем оформить товарный кредит. Безусловно, кредит брать никто не заставляет, и человек самостоятельно принимает решение о покупке. Но нельзя утверждать, что ему никто в этом не «помог» и не «подтолкнул» к действию.
Сегодня практически невозможно ограничить заемщика в количестве кредитов, которое он себе может оформить, придя в различные банки. Квартира – по ипотечной программе, машина под залогом, в кредит, бытовая техника – кредит на неотложные нужды, несколько банковских карт и кредит на получение образования старшего ребенка. Основная часть дохода семьи в таком случае идет на погашение долга. В такой ситуации человеку сложно говорить об уверенности в завтрашнем дне и материальной независимости. Налицо кредитная кабала, нарастающая как снежный ком.
Если в первом случае клиент может рано или поздно забыть про один из кредитов (и хорошо, если банк ему об этом напомнит, а не направит сразу бравых ребят за взысканием), то во втором – положение заемщика и его семьи может стать куда более плачевным, если вмешаются непредвиденные обстоятельства в виде болезни или других превратностей судьбы.
Принимая во внимание масштабы страны и специфику нашего менталитета, можно предположить, что в незавидном положении окажется весьма существенная часть населения. Пока доля кредитования в общем объеме ВВП незначительна, говорить о существенном влиянии просроченной задолженности на банковскую систему рано. Однако не стоит рассматривать вероятный кризис невозвратов как самый опасный риск развивающейся системы.
Главный риск потребкредитования лежит не в показателях просроченной задолженности, с ней научатся бороться риск-менеджеры и коллекторы, а в проецировании клиентом неблагоприятного осадка от кредитных процедур на все прочие банковские продукты и на банк в целом.
«Неблагоприятный осадок» банки формируют своими собственными действиями: начиная от сокрытия реальной процентной ставки и постепенного предъявления различных дополнительных платежей и прочих скрытых комиссий, связанных с кредитом, заканчивая ежемесячными трудностями и неудобством погашения кредита и общим низким уровнем клиентского обслуживания в банке.
Доступное и оперативное получение кредита может резко контрастировать с последующим обслуживанием в банке. Если во взаимоотношения банк-клиент включается коллекторское агентство с неадекватными методами взыскания задолженности, то самое неблагоприятное впечатление у клиента о финансовых услугах может на долгие годы закрепиться в сознании в корреляции с банком, выдавшим кредит, и с банковской системой в целом.
Роль технологий
На качество развития рынка массового кредитования влияют также факторы, связанные с необходимостью внедрения соответствующих технологий и появлением новых IT-решений, что ведет к модификации каналов продаж, изменению форматов обслуживания и самих продуктов.
Кредитование в точках розничной торговли постепенно вытесняется кредитными картами. Этот способ кредитования более удобен для клиента и менее рискован для банка. Именно поэтому появляются специализированные «карточные» банки. На фактически неосвоенном рынке им представится возможность занять прекрасные позиции.
На данный момент развитие кредитных карт сдерживает в основном низкая плотность эквайринговых сетей. К счастью, решение этой проблемы – вопрос времени.
Необходимость создания клиентской базы и обеспечения контакта с ней повлечет заинтересованность банков в развитии сотрудничества с телекоммуникационными компаниями и почтой.
Еще один фактор, которому уделяется мало внимания, но обойти который вскоре будет просто невозможно, – это кросс-продажи. Являясь клиентом трех крупнейших розничных банков, активно оперирующих на территории Москвы, с уверенностью могу утверждать, что эффективной системы кросс-продаж у них нет. Если банк эмитирует кредитные карты, у него есть прекрасная база маркетинговой информации о своих клиентах: есть возможность отслеживать динамику расходования средств, регулярность погашения долга, с тем чтобы, сегментируя аудиторию, развивать кросс-продажи и снижать риски.
Реакция рынка
Рынок как любая система стремится к саморегуляции. В этом случае его ответом на усиление напряженности, связанной с работой по возврату просроченной задолженности со стороны страховых компаний, могут появляться предложения для населения по страхованию обязательств перед банками.
В ответ на рост объемов просроченной задолженности банками могут быть созданы собственные фонды по содействию добросовестным заемщикам, оказавшимся в затруднительном положении.
Со стороны государства возможно создание специального законодательства или ведомства, призванного решить вопросы, связанные с управлением просроченной задолженностью.
Примечания * Бюллетень банковской статистики № 6, 2004; № 6, 2005; № 6, 2006; № 6, 2007.
Арина Олесюк
Выпускающий редактор журнала The Retail Finance