the Retail Finance

ТРЕНДЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

arinaolesyuk.gif - Арина ОлесюкО том, что рынок потребительского кредитования еще далек от насыщения, свидетельствуют растущий спрос на кредиты со стороны населения, диверсификация кредитных предложений от банков, приход иностранных банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, и другие события на рынке.

 

Вместе со стабилизацией банковской системы России и открытием доступа к внешним источникам финансирования «пассивная» политика банков, нацеленная на привлечение средств граждан, сменилась «активной». Кредитование физических лиц стало основным продуктом, над развитием которого работают розничные банки.

 

Помимо макроэкономической ситуации динамику и тренды развития рынка потребкредитования определяют совокупность факторов технологического и социального характера, а также поведение игроков внутри рынка.

 

Согласно статистике Центрального Банка, наиболее активными темпами развивают кредитование физических лиц банки, занимающие с 6 по 20 и с 61по 100 места по размеру активов. В период с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г. они увеличили свои кредитные портфели более чем в 2 раза. Банки же из первой пятерки увеличили за год объемы кредитования чуть более чем на 50%, выдав российским гражданам 0,92 трлн руб. из общей суммы в 2,34 трлн руб. выданных кредитов. Таким образом первый банковский эшелон снизив свою долю в общей сумме задолженности с 45% до 39%.

 

Встает вопрос: в состоянии ли средние банки и тем более мелкие обеспечить должный уровень обслуживания клиентов и управления собственными рисками и инфраструктурой?

 

Очевидно, что тенденция консолидации активов и укрупнения игроков рынка будет актуальной и далее, поэтому задачей большинства некрупных банков будет повышение собственной капитализации за счет захвата существенной доли рынка. В связи с этим значение качества кредитного портфеля может уйти на второй план.

 

 

Социальные факторы

В первую очередь на положительную динамику развития розничного финансового рынка влияет рост благосостояния общества: увеличивается платежеспособность населения, растет спрос на товары длительного пользования, под покупку которых берутся заемные средства.

 

Как показывают примеры стран, опережающих Россию по темпам экономического развития, с повышением уровня личного дохода люди начинают более ответственно относиться к собственному имуществу, особенно если речь идет о недвижимости, приобретенной в кредит, более внимательно распоряжаться деньгами, понимать значение «кредитной истории» и быть более социально активными и сознательными в отношении своего окружения. Если российское общество будет постепенно развивать в себе эти качества, кредитные риски, связанные с поведением заемщиков, начнут сокращаться. Это позволит банкам оптимизировать процентные ставки и предлагать для ряда клиентских сегментов более привлекательные продукты, увеличивая тем самым свой кредитный портфель.

 

Второй социальный фактор, влияющий на рост рынка розничного кредитования, — постепенное повышение финансовой грамотности населения. Об этом феномене много говорят, но мало кто из банков над ним реально работает. Тем не менее за 3-4-летнюю историю розничного финансового рынка России часть населения все-таки получила представление том, что такое кредит, вклад, ипотека, банковская карта. Но при этом кредит скорее ассоциируется с такими понятиями, как «нужда» и «долг», а не «возможность» и «благополучие».

 

В контексте вопроса о ликбезе граждан мне хотелось бы остановиться на таком свойстве восприятия человеком информации, как избирательность. Избирательность восприятия заключается в произвольном или непроизвольном выделении из всего информационного поля основного элемента, кажущегося наиболее «ярким». Негативная информация всегда воспринимается более значимой, дольше держится в памяти, чем положительная или нейтральная, т.к. может нести реальную или воображаемую угрозу. Эта информация оказывает влияние на поведение человека. Возвращаясь к обсуждаемому вопросу о повышении финансовой культуры населения, мы видим, что сообщения в СМИ о «грабительских процентных ставках», «угрожающем количестве мошенничеств с банковскими картами», «жутких издевательствах коллекторов» и т.п. получают большой общественный резонанс и крепко оседают в умах россиян. После такой предварительной «подготовки» клиента банку в лице кредитного консультанта придется приложить значительные усилия, чтобы убедить человека в безопасности кредитования и его полезности.

 

Нужно отдать должное банкам в том, что «выдавать» они научились оперативно, качественно и красиво.

 

Человека мало что сдерживает от совершения импульсивных покупок. Как только возникает желание купить привлекательную вещь на ярко подсвеченной витрине, сразу же крупным шрифтом бросается в глаза 10-я часть ее стоимости, которую можно оплатить оформив кредит и стать счастливым этой вещи обладателем. В другой раз в аналогичной ситуации придет мысль о кредитной карте, которой можно воспользоваться, что еще проще, чем оформить товарный кредит. Безусловно, кредит брать никто не заставляет, и человек самостоятельно принимает решение о покупке. Но нельзя утверждать, что ему никто в этом не «помог» и не «подтолкнул» к действию.

 

Сегодня практически невозможно ограничить заемщика в количестве кредитов, которое он себе может оформить, придя в различные банки. Квартира – по ипотечной программе, машина под залогом, в кредит, бытовая техника – кредит на неотложные нужды, несколько банковских карт и кредит на получение образования старшего ребенка. Основная часть дохода семьи в таком случае идет на погашение долга. В такой ситуации человеку сложно говорить об уверенности в завтрашнем дне и материальной независимости. Налицо кредитная кабала, нарастающая как снежный ком.

 

Если в первом случае клиент может рано или поздно забыть про один из кредитов (и хорошо, если банк ему об этом напомнит, а не направит сразу бравых ребят за взысканием), то во втором – положение заемщика и его семьи может стать куда более плачевным, если вмешаются непредвиденные обстоятельства в виде болезни или других превратностей судьбы.

 

Принимая во внимание масштабы страны и специфику нашего менталитета, можно предположить, что в незавидном положении окажется весьма существенная часть населения. Пока доля кредитования в общем объеме ВВП незначительна, говорить о существенном влиянии просроченной задолженности на банковскую систему рано. Однако не стоит рассматривать вероятный кризис невозвратов как самый опасный риск развивающейся системы.

 

Главный риск потребкредитования лежит не в показателях просроченной задолженности, с ней научатся бороться риск-менеджеры и коллекторы, а в проецировании клиентом неблагоприятного осадка от кредитных процедур на все прочие банковские продукты и на банк в целом.

 

«Неблагоприятный осадок» банки формируют своими собственными действиями: начиная от сокрытия реальной процентной ставки и постепенного предъявления различных дополнительных платежей и прочих скрытых комиссий, связанных с кредитом, заканчивая ежемесячными трудностями и неудобством погашения кредита и общим низким уровнем клиентского обслуживания в банке.

 

Доступное и оперативное получение кредита может резко контрастировать с последующим обслуживанием в банке. Если во взаимоотношения банк-клиент включается коллекторское агентство с неадекватными методами взыскания задолженности, то самое неблагоприятное впечатление у клиента о финансовых услугах может на долгие годы закрепиться в сознании в корреляции с банком, выдавшим кредит, и с банковской системой в целом.

 

 

Роль технологий

На качество развития рынка массового кредитования влияют также факторы, связанные с необходимостью внедрения соответствующих технологий и появлением новых IT-решений, что ведет к модификации каналов продаж, изменению форматов обслуживания и самих продуктов.

 

Кредитование в точках розничной торговли постепенно вытесняется кредитными картами. Этот способ кредитования более удобен для клиента и менее рискован для банка. Именно поэтому появляются специализированные «карточные» банки. На фактически неосвоенном рынке им представится возможность занять прекрасные позиции.

 

На данный момент развитие кредитных карт сдерживает в основном низкая плотность эквайринговых сетей. К счастью, решение этой проблемы – вопрос времени.

 

Необходимость создания клиентской базы и обеспечения контакта с ней повлечет заинтересованность банков в развитии сотрудничества с телекоммуникационными компаниями и почтой.

 

Еще один фактор, которому уделяется мало внимания, но обойти который вскоре будет просто невозможно, – это кросс-продажи. Являясь клиентом трех крупнейших розничных банков, активно оперирующих на территории Москвы, с уверенностью могу утверждать, что эффективной системы кросс-продаж у них нет. Если банк эмитирует кредитные карты, у него есть прекрасная база маркетинговой информации о своих клиентах: есть возможность отслеживать динамику расходования средств, регулярность погашения долга, с тем чтобы, сегментируя аудиторию, развивать кросс-продажи и снижать риски.

 

 

Реакция рынка

Рынок как любая система стремится к саморегуляции. В этом случае его ответом на усиление напряженности, связанной с работой по возврату просроченной задолженности со стороны страховых компаний, могут появляться предложения для населения по страхованию обязательств перед банками.

 

В ответ на рост объемов просроченной задолженности банками могут быть созданы собственные фонды по содействию добросовестным заемщикам, оказавшимся в затруднительном положении.

 

Со стороны государства возможно создание специального законодательства или ведомства, призванного решить вопросы, связанные с управлением просроченной задолженностью.

 

 

Примечания

* Бюллетень банковской статистики № 6, 2004; № 6, 2005; № 6, 2006; № 6, 2007.

 

 

 

Арина Олесюк

Выпускающий редактор журнала The Retail Finance

 

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 24/04 93.29 0.0399
EUR ЦБ РФ 24/04 99.56 0.1961