the Retail Finance

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКСПАНСИЯ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ГРУППЫ БТА

       Банковская система Казахстана, по мнению многих экспертов и участников рынка, превосходит по уровню своего развития другие банковские системы стран Содружества.

       Стабильное экономическое развитие, позитивная роль Национального Банка, вводящего международные стандарты работы, высокий уровень подготовки специалистов, здоровые рыночные отношения и сбалансированное структурирование активов обеспечивают существенный количественный и качественный рост.

       В отличие от российского рынка в Казахстане доминируют част-ные банки, обеспечивающие высокий уровень рыночных отношений между участниками системы.

       Становится очевидно, что окрепшая банковская система Казахстана готова к освоению зарубежных рынков. В частности, один из системообразующих банков Казахстана Банк ТуранАлем активно развивает сеть и дочерних банков во многих странах СНГ и за его пределами, образуя финансовую группу БТА.

       По результатам деятельности в I полугодии 2007 г. активы группы БТА составили $24 млрд, совокупный собственный капитал – $2,97 млрд.. Согласно стратегии развития банка, в 2007 г. начнется процесс консолидации активов банка в СНГ с увеличением до $50 млрд к 2015 г. Банк предусматривает географическую диверсификацию и расширение спек- тра банковских продуктов, а также устойчивый и динамичный рост основных показателей.

      На сегодняшний день клиентами БТА являются около 750 000 лиц, юридических и физических, сеть банка состоит из 22 филиалов, 256 расчетно-кассовых отделений в Казахстане, 4 международных представительств в России, Украине, ОАЭ, Китае, а так же 9 коммерческих банков – стратегических партнеров в России, Украине, Беларуси, Кыргызстане, Армении, Грузии.

       Еще четыре года назад Банк Туран-Алем не занимался целенаправленным развитием розничного бизнеса, велась одним из крупнейших корпо- ративных банков республики. В 2007 г. БТА уже активно заявляет о себе как о крупнейшем игроке рынка розничных финансов в Казахстане и претендует на эту позицию во всем в СНГ. В целях быстрого наращивания розничной клиентуры в 2006 г. БТА приобрел Темирбанк – один из самых значимых розничных банков Казахстана.

       О том, как БТА осваивает новый рынок, журналу The Retail Finance рассказал Сагындык Кусаинов, директор по продажам блока развития региональных банков БТА.

 Сагындык Кусаинов     - Примерно до 2003 г. БТА позиционировался на рынке Казахстана преимущественно как корпоративный банк. Например, доля розничных кредитов в общем кредитном портфеле банка не превышала 5%. Однако с 2003 г. была принята стратегия агрессивного раз-вития розничного кредитования по всей группе БТА. Банк начал стремительно наращивать портфель розничных кредитов, и на сегодня можно уверенно говорить, что группа БТА имеет серьезные позиции на розничном рынке. Так, суммарная доля БТА, БТА Ипотека и ТемирБанк от всего розничного кредитного портфеля Казахстана на 1 июля 2007 г. составляет примерно 28-30%.

       Деятельность ТемирБанка, два года назад изменившего свою стратегию в сторону развития розничного бизнеса, тоже впечатляет. На начало 2006 г. банк выдавал в месяц примерно, 20-25 млн долл. США розничных кредитов. Летом текущего года банк вышел на темп в 10 раз выше – 250 млн долл. в месяц. И это за полтора года работы! Можно смело сказать, что успех команды ТемирБанка очевиден и сегодня банк прочно ассоциируется как мощный розничный банк.

       Группа БТА намерена и в дальнейшем активно развивать розничный бизнес, особенно в региональных банках-партнерах по СНГ. Мы считаем розницу одним из приоритетных направлений развития.

       В планах группы расширение доли в розничных портфелях не только РК, но и других стран. В Казахстане доля БТА должна составить не менее 25%, в России и Украине – не менее 2%, в других странах СНГ – не менее 5%. Мы четко понимаем, что на каждом из местных рынков нам предстоит выдержать сильную конкуренцию, но надеемся, что успешно справимся с данной задачей. По нашим расчетам, при выполнении этой цели к 2015 г. группа сможет иметь в рамках СНГ портфель розничных кредитов на уровне 50-60 млрд долл. Учитывая, что на сегодня группа имеет розничный кредитный портфель в 4,5 млрд долл., то эта цель не представляется недостижмой. Так, БТА и его стратегические партнеры уже приобрели долю турецкого банка «Шекербанк». Есть интерес к рынку Китая. Это доказывает, что мы не хотим замыкаться рамками СНГ.

       Кредитование частных лиц – приоритетное направление развития розничного бизнеса банка. У этого рынка в СНГ все еще большой потенциал. Особенно, на наш взгляд, этот процесс активно будет продолжать идти в России и Украине, где рынки не подошли к стадии насыщенности.

       В Казахстане, на наш взгляд, ближайшие два года будет идти стабилизация портфеля розничных кредитов; тем не менее необходимо и дальше работать, чтобы не терять завоеванную долю рынка.

       Мы планируем сбалансированно развивать портфель розничного кредитования, без перегибов: и ипотеку, и автокредиты, и беззалоговые кредиты. У БТА есть представление о желаемой структуре портфеля по продуктам, к которой мы будем стремиться. Наибольшую долю в ней составляет ипотека и потребительские кредиты под залог недвижимости.

       Каналы продаж розничных финансовых продуктов мы также намерены развивать гармонично. Основные каналы, которые развивает банк: ФИЗО, агентская сеть дистанционные, корпоративные. Каждый из каналов имеет свои достоинства и недостатки, свои трудности в реализации.

       Для каждого из продуктов и наших региональных банков-партнеров разрабатываются и внедряются наиболее адекватные каналы продаж. Отдельно хотелось бы выделить карточки, как один из наиболее перспективных и удобных для клиентов каналов предоставления банковских услуг. БТА намерен в ближайшие годы этому каналу уделить особое внимание.

       Ведя активную деятельность на рынках в других странах банк, суще- ственное внимание уделяет региональной специфике ведения бизнеса. Нельзя у тверждать, что есть принципиальные отличия в розничной аудитории, но особенности, конечно имеются. Например, в России клиенты предпочитают брать кредиты в рублях, а в Украине и Казахстане – в долларах США. В Белоруссии достаточно жесткие законодательство и надзор за банками, в других странах – более лояльные, это накладывает свой отпечаток на деятельность финансовых институтов.

       В Казахстане нам, конечно, вести бизнес проще, т.к. здесь БТА – это Имя, тут есть мощная региональная сеть и большое количество корпоративных клиентов.

       Но в целом можно говорить, что клиенты розничного бизнеса во всех странах достаточно аполитичны и хотят просто иметь качественные банковские продукты при высоком сервисе обслуживания.

       Мы считаем, что нашим главным преимуществом должно стать умение изучать и применять лучший опыт всех наших банков-партнеров. Мы уже создали интересную международную команду, способную решать самые различные задачи. Базой для работы стал лучший опыт БТА, БТА Ипотека и ТемирБанка, но мы с удовольствием изучаем и предлагаем к тиражированию опыт всех других региональных банков. Например, украинский БТА Банк имеет интересный опыт выдачи беззалоговых кредитов.

       Но в целом у нас может быть только одно преимущество: предлагать клиентам широкий ряд розничных продуктов при высоком уровне сервиса. Только это необходимо нашим клиентам. БТА стремится гармонично развивать все направления деятельности. Банк поставил задачу сохранить лидирующие позиции в корпоративном бизнесе Казахстана. При этом мы понимаем, что в других странах продвигаться в этом сегменте будет достаточно сложно, поэтому в СНГ наши дочерние структуры будут позиционироваться преимущественно как розничные банки, на этих рынках у нас есть все шансы занять существенные позиции.

Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 09/12 99.42 99.4215
EUR ЦБ РФ 09/12 106.3 106.304