the Retail Finance
ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ?
Чего хотят женщины? Задайте себе это вопрос...
Если оставить этот вопрос в безличной формулировке, то в первое же мгновение в мыслях всплывут анекдотичные ответы-стереотипы. С вашего позволения, я не буду их перечислять, дабы не омрачать ба- нальностями затронутую нами тему, а поделюсь с вами результатами своего исследования этого вопроса.
Вопрос, ставший заголовком статьи, я задала полусотне женщин разного возраста, сфер деятельности, интересов и увлечений. Самым частым первым ответом было: «Не знаю». Потом женщины начинали фантазировать, пытаясь приблизиться к сущности своих желаний.
Почему на это вопрос так сложно ответить даже самим женщинам?
Мужчины и женщины разные?
С мужчинами дело обстоит несколько более понятно. Если задать мужчинам вопрос о том, чего они хотят, то, во-первых, ответов типа «не знаю» будет не более пяти из ста, а во- вторых, скорее всего, все ответы желания, можно будет аппроксимиро- вать до двух: … власти и секса (что, в некоторой степени, тоже есть прояв- ление власти, ведь в словосочетании «обладать женщиной» глагол также происходит от слова власть).
С женщинами все «запутано» и не однозначно. Они все такие «внезапные и противоречивые». Некоторым нужна открытая демонстрация власти, некоторым нет, одни жаждут славы и общественного признания, другие наслаждаются размеренной, тихой жизнью, некоторые грезят о толпах поклонников, а другим нужно лишь, чтоб «милый был рядом».
Современное российское общество в вопросах социальной роли женщины и мужчины все еще подчинено влиянию устойчивых гендерных стереотипов, сформированных сотни лет назад: мужчины рациональны, женщины эмоциональны; мужчины думают головой, женщины – сердцем; мужчины – существа безрассудные, безответственные, и задача женщины – держать их в рамках; мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам нужно прилагать большие усилия; мужчины – это сила, женщины – это слабость и т.д.
Эти стереотипы признаются «естественными», то есть созданными природой, следовательно, изменениям они не поддаются по определению. Получается, что женщины начинают требовать от самих себя гораздо больше, чем от мужчин «из-за своего второстепенного положения в обществе», из-за своей «психологической подчиненности», связанной, прежде всего, с всемогущими половыми стереотипами. В нашем обществе женщина вынуждена «раздваиваться», «растраиваться» и «расшибаться в лепешку», поскольку она «и лошадь, и бык, и баба, и мужик» и должна успеть все и везде. Главный способ противостоять социальному и эмоциональному притеснению, основанному на идеологии «врожденной» женской неполноценности, – это ежедневная демонстрация женщиной своей выносливости и способности безупречно выполнять возложенные на нее обязанности. Мужчинам для обретения чувства собственного достоинства нет необходимости играть более одной роли, по-скольку жизнь российского общества убеждает его в том, что он – существо высшего порядка, а, следовательно, может не слишком напрягаться.
Мужчины склонны считать, что они «ведущие» во всех сферах жизни, поэтому предлагают женщинам своегорода «компенсацию» в виде подарков и материальных благ, за то, что оставляют женщину «на вторых ролях». А женщины с этим соглашаются, потому, что по своей природе больше стремятся к стабильности, нежели к конфликту. Отсюда, вероятнее всего, и возникло мнение о том, что все женщины, не- пременно ищут богатого мужчину, который будет их содержать, осыпать драгоценностями, покупать дорогиемашины, шубы и т.п.
Власть
Один из моих респондентов – состоятельный успешный бизнесмен, отвечая на заданный ему вопрос, предположил, что женщины хотят обладать властью над мужчинами.
Так сложилось, что в нашем обществе большинство женщин играют второстепенную социальную роль. Но мотив власти свойственен каждому человеку для самоутверждения, поэтому женщины отвоевали для себя поле, на котором они беспрекословные хозяйки – это межличностные отношения.
Женщины изначально более адаптивны, чем мужчины. Зачастую, следуя своей социальной функции, они принимают те условия жизни, которые им предлагают, компенсируя эту «второстепенность» властью в межличностных отношениях.
Американские психологи, популяризируя свои исследования, вывели ряд положений, иллюстрирующих и под- тверждающих мои предположения. К. Джиллиган и М. Барлетта пишут:
- мужчины избегают ответственности и семьи. Женщины устанавливают контакты;
- мужчины эгоцентричны. Женщины ориентированы на других; мужчины ориентированы на права. Женщины – на ответственность;
- мужчины видят перспективу индивидуальности. Женщины смотрят на мир с «групповой» точки зрения;
- мужчины гордятся «уверенностью в своих силах», Женщины «совместными достижениями».
Корни этих различий заложены глубоко в человеческой природе и даже физиологичны:
- Зрение: мужчины видят «главное», женщины – второ- степенные детали;
- Слух: уровень шума, на котором женщины начинают испытывать дискомфорт вдвое ниже того, при котором – испытывают мужчины;
- Обоняние: женщины чувствительны к запахам, мужчины к ним маловосприимчивы;
- Осязание: осязание у самого чувствительного мужчины ниже, чем у самой нечувствительной женщины;
- Ориентация на общение: к трехдневному возрасту девочки вдвое интенсивнее устанавливают зрительный контакт, чем мальчики.
Таким образом, «установление отношений» – естественная, биологически обусловленная, форма поведения, характерная для женщин.
Секс.
До сих пор архаично считается, что секс в жизни женщины играет значительно меньшую роль, чем в жизни мужчины. И с этим тоже женщины научились соглашаться, довольствуясь процессом, постепенно забывая о результате.
Хорошо это или плохо, но это так: все силы женщин брошены на «построение взаимоотношений». Это делается даже в ущерб себе, потому, что происходит неосознанно.
Роль в общении
Итак, рассуждения привели меня к следующим выводам: во-первых, ключевые потребности женщин и мужчин не так уж и сильно отличаются, только в силу социальных стереотипов и преград реализуются они по-разному. Во-вторых, из-за своей природной адап- тивности женщины в своей деятельности ориентированы на процесс не менее чем на результат, а иногда даже и более. В третьих, женщины общаются, чтобы установить отношения, провоцировать взаимодействие и обменяться чувствами.
Мужчины и женщины общаются по-разному,… в том числе тратят деньги и покупают по разным причинам. Его интересует совершение сделки, ее – установление отношений. Женщины устанавливают связи повсюду, где бы ни появились.
Желания женщин и розничные финансы
Вопрос «Чего хотят женщины?» неспроста затронут в профессиональном журнале о розничном финансовом бизнесе.
Давно установлен факт, что в основном женщины принимают решения по поводу любых покупок, как на работе, так и дома – в этом они своеобразно реализуют свою власть. Женщины ответственны за практически все потребительские финансовые решения, и почти треть решений принимают самостоятельно.
Из всего спектра финансовых продуктов, которые предлагают банки своим клиентам, не найдется и десятка, ориентированных на женскую аудиторию. Иногда, накануне 8-го марта, банки, конечно, делают специальные акции, но ничего «женского», кроме повода, в этих акциях нет. Ведь разве можно сказать, что автокредит на Опель Корса с ускоренной процедурой рассмотрения заявки за час есть специальный продукт, разработанный для женщин, исходя из их желаний и предпочтений. Это скорее даже продукт для мужчин, так как позволяет быстро разделаться с вопросом о подарке на «женский день».
Магазин, спортивный клуб, банк – для женщины должны стать больше, чем просто место, где покупают товары или приобретают услуги. Женщины не покупают бренды, они присоединяются к ним. Товары и услуги для женщин – это в первую очередь впечатления.
Что мешает банку создать «женский бренд»? Бренд, к которому присоединятся женщины и присоединят десятки своих подруг потому, что это их «отношения», которые они будут строить, и развивать.
Для разработки «женских» финансовых продуктов, возможно, придется создать полностью новое подразделение, со своей философией и идеологией ведения бизнеса. Поскольку с женщинами все «непросто», далеко не всем девушкам хочется ездить на Опеле Корса или Хендэ Гетц или стать обладательницей банковской карты, непременно розового цвета с цветочком или бабочкой. Женщины – это не один из сегментов – это целый класс пока еще неудовлетворенных потребителей. Чтобы создать женский бренд, надо идти навстречу «отношениям», вызывать эмоции, подчеркивать женскую сексуальность и индивидуальность.
И не нужно делить женщин на домохозяек и бизнес-леди потому, что женщина остается женщиной в любом амплуа, а зачастую с легкостью меняет роли.
Арина Олесюк