the Retail Finance

РАССТАНОВКА СИЛ И РАБОТА НА СФОРМИРОВАННОМ РЫНКЕ: АВТОКРЕДИТОВАНИЕ

       Российский рынок автокредитования продолжает демонстрировать как количественный, так и качественный рост. В I полугодии 2007 г. объём выданных автокредитов достиг 183,8 млрд руб. Конкурентная борьба заставляет банки уделять особое внимание качеству предоставляемых услуг: снижать процентные ставки, упразднять различные комиссии, упрощать процедуру получения кредита. Чтобы привлечь потенциальных клиентов, банки все более активно вводят программы «без первоначального взноса», которые еще недавно были исключением на рынке кредитования. Кроме того, появляются специальные программы кредитования на покупку той или иной модели на более выгодных, чем обычно, условиях, с пониженным процентом за пользование кредитом и льготными условиями страхования. Одним из методов конкурентной борьбы на рынке автокредитования является использование максимально широкого спектра каналов продаж. Если раньше для получения кредита клиент должен был обращаться непосредственно в банк, то в настоящее время получить всю необходимую информацию о предлагаемых автокредитах и выбрать подходящую кредитную программу покупатель может прямо в автосалоне.

       Исследования показывают, что большинство автокредитов граждане РФ берут для приобретения новых иномарок. В 2006 г. объемы продаж автомобилей иностранного производства увеличились на 65%, лидерами продаж по итогам 2006 г. стали автомобили марок Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Renault, Chevrolet и другие. Потребители все чаще обращают внимание на автомобили средней и высокой ценовой категории, а в дешевом ценовом сегменте продаж наметился устойчивый спад, что обусловлено повысившейся доступностью автокредитов.

       Закономерно, что зарубежные автопроизводители стремятся повышать количественные и финансовые показатели продаж. одним из путей решения этой задачи может стать выход на российский рынок собственного финансового института компании-автопроизводителя. Поэтому большим событием на рынке автокредитов стала регистрация первого банка автопроизводителя - «Тойота Банк». Услуги этого банка по автокредитованию будут предоставляться только в салонах официальных дилеров компании «Тойота». Можно с уверенностью заявить, что эта тенденция будет продолжена и другими крупными автопроизводителями, несмотря на то, что, по информации «КоммерсантЪ», «ни Ford Credit, ни Volkswagen Group Finance, ни G-MAC (подразделение GM) пока не подавали заявки в Центробанк на получение банковской лицензии. Планы открыть собственную кредитную структуру в России есть у альянса Renault-Nissan, однако там эту информацию пока не комментируют. Дочерняя структура Volkswagen Group Finance, со своей стороны, предлагает лизинговые программы, которые не требуют получения специальных лицензий».

       Безусловно, появление новых участников – банков автопроизводителей – на российском рынке автокредитования повлечет за собой значительные изменения и преобразования рынка. Очевидно, что эти игроки станут монополистами кредитования на приобретение автомобилей соответствующих марок, так как их кредитные продукты, как правило, доступнее и дешевле.

       Кроме того, остается открытым вопрос, в каком русле будут развиваться налаженные партнерские отношения автомобильных дилеров с рядом российских банков.

       В следующем номере журнала The Retail Finance вы сможете познакомиться с результатами исследования качества обслуживания розничных клиентов по автокредитованию. Мы уверены, что кроме ценовой конкуренции, ресурсы которой и так практически исчерпаны, банкам есть на чем сосредоточить свое внимание, дабы продолжать и развивать свой бизнес в сфере автокредитования частных клиентов.

       А на станицах этой «Дискуссии» мы приглашаем представителей профессионального сообщества выразить свою позицию относительно перспектив развития автокредитования в России.

The Retail Finance

КОММЕНТАРИЙ                                                                       РОСБАНК 

      Дмитрий Вечканов Дмитрий Вечканов, заместитель директора Департамента розничного бизнеса Росбанка

        Рынок автокредитования в России продолжает развиваться. По итогам 2006 г. более 40% автомобилей было продано в кредит. В текущем году следует ожидать сохранения тенденции роста этого рынка, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитования пока далеки от насыщения. По прогнозам аналитиков, в 2007 г. доля «кредитных» автомобилей вырастет до 70-80%, а суммарная емкость рынка автокредитования вырастет до $16 млрд.

        Спрос на автокредиты постоянно растет, но вместе с тем усиливается и степень конкуренции. В целях сохранения позиций на столь непростом рынке прежде всего необходимо совершенствовать продуктовый ряд, предлагая своей целевой аудитории заемщиков те условия, которые максимально удовлетворяют их потребностям. Понять предпочтения потребителей помогают маркетинговые исследования, проводимые банками.

       Появление банков автопроизводителей прежде всего будет направлено на организацию сотрудничества с дилерами определенных марок автомобилей, которые являются лишь частью рынка, поэтому об их существенном влиянии на рынок пока говорить рано.

       Сейчас на рынке автокредитования ряд банков работают в рамках партнерских соглашений с производителями автомобилей и крупнейшими автодилерами, готовыми ради роста объемов продаж компенсировать часть стоимости кредитов. Таким образом, они создают уникальные по стоимости предложения на рынке. Данные программы, безусловно, привлекательны для клиента, но, тем не менее, основную долю в продажах банков пока занимают стандартные продукты, более активно предлагаемые и обеспечивающие возможность приобретения широкого ассортимента автомобилей.

      Безусловно, дочерние банки автопроизводителей предложат потребителям выгодные условия, так как их основной задачей, скорее всего, будет являться не столько получение определенной прибыли, сколько обеспечение необходимых продаж производителям. Это означает, что ставки по таким автокрдитам могут опуститься вплоть до нулевой отметки. Не исключено, что подобная ситуация может несколько ограничить потенциал действующих на рынке "игроков", заставив их оптимизировать параметры своих продуктов. Но здесь важно отметить, что предложения "дочек" автопроизводителей будут действовать на приобретение автомобилей толькоопределенных марок.

       Учитывая динамичный рост автомобильного рынка, думаю, что спрос на стандартные автокредитные продукты по-прежнему сохранится.

КОММЕНТАРИЙ                                                               БАНК МОСКВЫ

       Анна БоговаловаАнна Боговалова, Начальник Отдела автокредитования банка Москвы

       Существенное изменение рынка автокредитования за счет появления новых игроков может произойти не раньше чем через 1,5-2 года, т.к. банк должен организовать собственную структуру для выполнения функций приема заявок, верификации, обслуживания клиентов, погашения кредита, отдел мониторинга кредитного портфеля (управление рисками), службу возврата «проблемных» кредитов и т.д., кроме того, необходимо создавать региональную сеть.

       «Дочки» автопроизводителей вряд ли будут предлагать ставки ниже ставки рефинансирования в рублях и менее 9% в валюте, т.к. в соответствии с НК РФ (п.2 ст. 212) при уплате процентов за пользование кредитом в иностранной валюте по процентной ставке ниже ставки, указанной в НК РФ, у заемщика возникает налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами. Понижение ставок ниже ставок, указанных в ст.212 НК РФ, влечет за собой дополнительные трудозатраты, связанные с перечислением сумм исчисленного налога в бюджет.

       Пример тому ставки, которые в настоящий момент Toyota-банк установил по кредитам на приобретение автомобилей: 9% – доллары, евро; 11% – рубли РФ.

       Думаю, что с такими ставками можно конкурировать. В 2008 г. эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение объемов продаж на рынке автокредитования. Увеличить свою долю на рынке можно за счет:

  •  упрощения процедуры выдачи кредита
  • расширения продуктовой линейки
  •  создания специальных программ с
  • автосалонами расширения ассортимента дополнительных банковских услуг, которые предоставляются при использовании кредита активного выхода банков в регионы
  • кредитования подержанных иномарок 
  •  программ лояльности для постоянных клиентов банка.

КОММЕНТАРИЙ                                                                        TOYOTA

       Олаф НайтцшОлаф Найтцш (Dr. Olaf Neitzsch), глава представительства Toyota Kreditbank GmbH. 3 апреля 2007 г.

       Банк России зарегистрировал ЗАО «Тойота Банк». 21 июня мы получили лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

       Рынок автокредитования в России продолжает активно развиваться, и потенциал его развития еще не исчерпан. В долгосрочной перспективе мы не исключаем возможности расширения продуктовой линейки банка, но пока еще рано говорить о конкретных сроках.

       В структуре Toyota Financial Services Corporation есть финансовые институты, которые занимаются различны- ми видами кредитования, например ипотекой, кредитными картами и другими продуктами. В ближайшее время мы будем сконцентрированы только на реализации программ по автокредитованию.

       Основные цели ЗАО «Тойота Банк»– поддержание продаж автомобилей Toyota и Lexus и предложение финансовых продуктов максимально высокого качества. Это качество ожидают клиенты бренда Toyota во всем мире. Вот почему мы ориентируемся на средне- и долгосрочную перспективу, особенно в России, которая является одним из ключевых рынков для Toyota, и где мы можем достичь своих целей, только открыв собственный банк.

       Подразделения Тойота Банка будут поэтапно открываться только в дилерских центрах Toyota и Lexus. В Москве первые офисы будут открыты уже осенью текущего года, в Санкт-Петербурге – в 2008 г.

       В настоящий момент идет обсуждение планов по дальнейшему региональному развитию: Тойота Банк будет представлен во всех автосалонах официальных дилеров Toyota и Lexus.

       Мы хотим стать участником российского рынка автокредитования, предлагающим безупречные банковские продукты.

КОММЕНТАРИЙ                                                                 "БАНК СОЮЗ"

      nataliaarefieva.gif - Наталься Арефьева Наталья Арефьева, начальник Управления потребительского кредитования банка «СОЮЗ»

       Для того, чтобы увеличить долю своего присутствия на рынке, банки будут стремиться к улучшению условий кредитования: уменьшать процентные ставки по кредиту, сокращать сроки рассмотрения заявок и выдачи кредита, увеличивать часы приема и обслуживания клиентов-заемщиков, расширять точки погашения кредитов, сокращать пакет документов, в частности, для заемщиков с положительной кредитной историей или в случае увеличения клиентом доли участия собственными средствами в покупке. Также банки буду т стремиться развивать совместные кредитные программы с производителями машин и автодилерами.

       Появление на рынке дочерних банков автопроизводителей вызовет определенную реакцию.

       В качестве первого шага крупней- шие иностранные автопроизводители Ford, Toyota, GM, Nissan, Renault, BMW уже инвестировали денежные средства в производство своих автомобилей на территории России, а дочерняя структура Voikswagen Group Finance реализовала в России собственные лизинговые программы, которые не требуют получения лицензий ЦБ РФ.

       Вслед за этим Тойота, BMW, Daimler Chrysler, Renault-Nissan открываю собственные банки в России.

       Всё это свидетельствует о том, что на рынке автокредитования в бли- жайшие годы российским банкам будет составлена жесткая конкуренция со стороны банков иностранных автопроизводителей, которые будут обязывать своих дилеров работать со своими финансовыми институтами.

       В отличие от иностранных банков российские банки в борьбе за клиентов будут предлагать разнообразные программы кредитования, стремясь охватить всё большие потребности клиентов. Конкуренция заставит наши банки повышать качество обслуживания клиентов. Кроме того, для российских банков останется ниша подержанных автомобилей и автомобилей отечественного производства.

Комментарии (1)добавить комментарий
Mrs George Winston
22:48, 4 декабря 2017
«Я миссис Джордж Уинстон, законный и уважаемый кредитор денег. Мы от LOAN FIRM. С финансовой помощью. Мы предоставляем средства физическим лицам, которые нуждаются в финансовой помощи, у которых плохой кредит или нужны деньги для оплаты счетов, для инвестирования в бизнес. Вы искали кредит? Мы предлагаем кредит в размере 5 000,00 мин. до 50 000 000,00 с низкой процентной ставкой 3%, свяжитесь с нами. Адрес: mrsgeorgewinstonloancompany@gmail.com
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 26/04 92.13 -0.3744
EUR ЦБ РФ 26/04 98.71 -0.2039