the Retail Finance

Фиолетовый туман банковского кризиса

 
Леонид Яшин, заместитель начальника Департамента платежных технологий, Пробизнесбанк
 
Жизнь людей и организаций в нашей стране с каждым годом непрерывно изменяется. Меняются политики, руководители. Приходят и уходят кризисы и санкции, замедляется и ускоряется экономика. Но неизменными остаются повседневные задачи: надо работать и зарабатывать, двигать экономику вперед, одеваться и кормить семью, брать и отдавать кредиты, что-то приобретать, куда-то вкладывать излишки средств, бояться что-то потерять. Все это было, есть и будет. Вечная круговерть производства и потребителей.
 
Каждый из нас является строителем именно того будущего, которого он достоин. Каждый думает о том, что его ждет и как он будет жить. Мечтает и достигает своей цели, прогнозирует события и оценивает свои возможности. Попробуем и мы заглянуть в фиолетовый туман грядущего банковского кризиса. Возможно, это кого-то убережет от неправильных решений и поможет найти верный путь как для себя, так и для тех, кого он ведет.
 
Как мы жили
 
Экономический рост с 2000-х и увеличение благосостояния населения положительно отразились на всех секторах экономики страны. Рост жилищного строительства, развитие, поддержка и субсидирование ипотеки повлекли за собой увеличение бизнес-активности граждан. Все это и, в свою очередь, и стабильность рубля на валютном рынке позволяли спокойно жить гражданам, прогнозировать ситуацию и развиваться банкам.
 
Банки активно развивали свои сервисы и продукты, кредитные портфели росли вместе с депозитными, дорабатывались и подтягивались к западному уровню карточные продукты. Вместе с тем существовали и открывались новые, иногда и заведомо убыточные или граничащие с этим проекты, в надежде на то, что где-то в другом месте это даст прирост дохода. Никто не оглядывался назад, не учитывал по ним расходы, не считал их эффективность – придерживались простой стратегии, что бюджет выдержит все. Привыкали не экономить, расточительство не замечалось.
 
С чем подошли к 2015-му
 
Кризис 2008 года незначительно, можно сказать – совсем, не повлиял на текущую ситуацию в стране. Да, где-то, в отдельных секторах немного подсократились, но в целом был курс на продолжение развития. Считалось, что мировой финансовый кризис страна переживет спокойно.
 
В целом так и было. Открываются новые офисы, захватываются новые зоны и регионы рынка.
 
Банки как тратили средства на развитие, так и продолжали тратить, особенно не оглядываясь на экономический эффект. Главное – взять лидерство в регионе, привлечь к себе большую часть платежеспособного населения. Если не получилось, то привлечь новыми сервисами или продуктами – а может, лучше и бесплатными, тратя средства на не совсем продуманные, а иногда вообще непродуманные проекты без оценки финансовой эффективности. Агрессивная политика, граничащая с безумием.
 
На этой волне появляется целый срез новых псевдоменеджеров, предлагавших свои услуги банку во внедрении новых инновационных продуктов и прибыльных проектов. Как правило, в банках есть в штате достойные компетенции, умеющие спрогнозировать и просчитать риски и экономическую эффективность. Однако псевдоменеджеры умеют хорошо говорить и преподносить свой продукт во всей красе, сулят прибыль, а прибыль действительно есть, только без учета всех расходов, которые или заведомо не просчитывались, или из-за отсутствия полного понимания не попадали в поле зрения. В результате компетенции игнорируются или вообще к ним не обращаются за анализом.
 
Процесс идет, маховик раскручен. Купаемся в иллюзиях будущих прибылей. И неважно, что сейчас где-то убыток – он закроется, как всегда, прибылью от консервативных инструментов.
 
Никто и не предполагал, что может быть хуже.
 
И грянул гром
 
Санкции в отношении России подстегнули скорость вывода капиталов за рубеж. Курсы евро и доллара по отношению к рублю начали увеличиваться, достигнув своего апогея к концу года. Цена заемных средств постепенно стала возрастать, тем самым увеличивая нагрузку на банки и другие организации. Люди бросились кто куда, не доверяя действиям правительства и ЦБ. Кто по старинке стал перекладываться в валюту, но как обычно это бывает для населения – уже поздно. Кто – покупать товары, пытаясь сохранить свои сбережения таким способом и зафиксировать цену покупки, т.к. цены на товары оставались еще без существенной наценки и не были скорректированы к существующему курсу.
 
Покупалось и сметалось все, что нужно и не нужно, по несколько штук (партиями) телевизоры, утюги, холодильники, телефоны, автомобили новые и старых модификаций, сервисы и услуги. Кто хранил средства и планировал потратить их позже, потратил их в этот момент. Некоторые товары стали дешевле, чем за границей, что привело к шопинговой миграции иностранцев в России на некоторое время. Одномоментно возросла ложная покупательная способность, нехарактерная для данного периода времени. Она привела в замешательство многих предпринимателей, оставив их один на один с дилеммой, что делать – повышать цены или нет, получить сверхприбыль или поосторожничать.
 
Те предприниматели, которые существенно повысили цены или зависели от импорта, – недосчитались прибыли, и многие вынуждены были закрыть свой бизнес к концу года – началу следующего.
Кто был более подготовленный и понимал риски моментального повышения цен, боролся за клиента и его лояльность. В итоге смогли выжить, но надолго ли?
Как доказательство, в этот период можно было самостоятельно увидеть, что некоторые торговые павильоны, палатки и площади в торговых центрах либо нашли других хозяев, либо закрылись на «реконструкцию», которая продолжается по настоящее время. Можно сказать, что стратегия постепенного повышения цены товара оказалась успешной. Однако такое могли позволить себе в основном только крупные торговые организации.
 
Все эти маневры не могли не повлиять и на банки, которые привели к комплексу проблем.
 
Первая проблема – когда ЦБ увеличил процентную ставку до 17%. Банки стали поднимать процент по депозитам и тем самым бороться с оттоком средств, пытаясь сохранить ликвидность. Кто из клиентов еще не успел потратить свои средства, положил их на депозит или переложился из существующего. Цена кредита для населения выросла существенно, в итоге стало не так много желающих их брать. Рынок кредитования сжался. Кредитные портфели не показывают такой же рост, как в недалеком прошлом. В связи с этим разница между активами и пассивами существенно сократилась. Возникла дополнительна проблема недостатка средств в перспективе года. Что в итоге несомненно отразится на прибыли банка. Если банк балансировал на нуле, то это может однозначно свидетельствовать об убытке по итогам года, если не предпринять экстренных мер.
 
Вторая проблема – курсовая, многие банки, да, пожалуй, почти все, имеют у себя валютные контракты и займы, разница лишь только в их объеме. Обязательства банков по вкладам населения выросли почти в два раза по сравнению с началом 2014 года только за счет повышения курса, когда он был еще 32 руб. за доллар. Что, в свою очередь, опять ляжет дополнительным минусом на прибыль банка. К этой же проблеме относятся и валютные кредиты, выданные населению. Население ориентировалось на одну цену, сейчас она в два раза больше, а резервы по просрочке для банков пока никто не отменял. Возникает существенный риск невозвратов кредитов.
 
Третья проблема – финансовые риски, связанные с миграцией мошенничества из банка в банк. А именно, отзыв лицензий в некоторых банках был связан не только с проблемами в менеджменте при выполнении нормативов ЦБ и потерь ликвидности, а еще с отсутствием контроля за нежелательными операциями, мошенничеством клиентов банков как физлиц, так и юрлиц, отмыванием средств. Так вот эти самые «товарищи» первым делом переходили или переводились из банка, потерявшего лицензию, в новый банк, как паразит перепрыгивает с умершего хозяина на другого, еще вполне живого хозяина. При отсутствии должного контроля, проверок и мероприятий, отсутствия фрод-мониторинга новый «хозяин» рискует встретиться с теми же самыми проблемами: минимум – потерей средств и максимум – лишиться лицензии.
 
Весь этот чудо-коктейль может привлечь «око саурона» в лице ЦБ с соответствующими последствиями. Либо предписание, либо ОСВ, либо прощай банковский бизнес.
 
А что сейчас
 
Рост продаж в конце года, истощение средств населения привели к значительному снижению покупательной способности уже к началу 2015-го и будет продолжаться как минимум до конца второго квартала.
 
С одной стороны – население начало избавляться от того, что закупило, с другой – пришло понимание того, что надо начинать снова копить, в том числе и на непредвиденные случаи.
 
Продолжающиеся санкции, отсутствие стабильного заработка привели к тому, что организации начали сокращать свои издержки, в том числе и за счет своих сотрудников. Кто сокращает зарплату, кто увольняет частично или всех, консервируется или закрывается сам. Данная ситуация подхлестывает и раскручивает, как снежный ком, безработицу и кризис неплатежей по кредитам. Что, в свою очередь, ложится дополнительной головной болью на банки. Начавшаяся волна сокращений может дать свои первые нехорошие признаки уже в конце марта.
 
Банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам, что при больших объемах неплатежей негативно отразится на их оборотных средствах. Это сейчас своего рода мина замедленного действия, т.к. резервы формируются на основании дней просрочки: от 1% – до 30 дней, от 20% – до 90 дней, 50% – до 180 дней и 100% – свыше 180 дней. Если учесть, что работа с просрочкой начинается, когда сумма долга перевалит за 90 дней, то первые симптомы проявят себя к концу апреля. Поэтому начинать работать с просроченной задолженностью надо уже сейчас, с первого месяца, не дожидаясь существенного ее увеличения, особенно по валютным кредитам. Предлагать клиенту рефинансирование в том или ином виде: рассрочками, отсрочками, комбинированием удобных способов, выгодных клиенту и банку. Это, естественно, требует дополнительных временных затрат, но тем не менее банки должны понять и принять. Совокупный риск неплатежей к концу года может существенно подорвать гибкость и устойчивость банка. Вполне можно и не успеть передать плохие портфели в коллекторские агентства. 2015 год – это год коллекторов. У них уж точно работы не убавится. Кто еще думает, куда пойти устроиться на работу, так это к ним.
 
С особым вниманием следует подходить к выдаче новых кредитов, все по тем же самым причинам. Риск потерять работу у заемщика в течение этого года очень высок, а в текущей ситуации и вовсе не зависит от его профессиональных качеств. Можно назвать несколько секторов, в которых население может себя ощущать относительно спокойно: газовая и нефтяная отрасли, сельхозпредприятия, крупные и средние дистрибьютеры пищевых товаров, автосервисы, предприятия с господдержкой, коллекторские агентства.
 
Волна сокращений постепенно захлестывает и сами банки. Руководство банков, понимая тягость ситуации, будет пытаться найти правильный выход из сложившегося положения. Нужно провести ревизию всех капитальных и операционных затрат. Провести анализ выплат по сервисным контрактам, аренд, административно-хозяйственных расходов, оплат труда сотрудников. И как это обычно бывает, результат может оказаться хуже ожиданий. Потому что не экономили, не оценивали эффективность внедряемых продуктов, принимали не те стратегические решения. И может получиться так, что затраты, понесенные в ранние периоды, будет невозможно сократить.
 
Придется сокращаться неэффективные офисы вместе с персоналом, в первую очередь в отдаленных регионах, где уровень платежеспособного населения слишком низок или объем привлекаемых средств не оправдывает вложенных затрат в работу офиса. Нужно будет сокращать резервные мощности, оборудование, каналы, цоды, помещения… – уменьшая тем самым надежность банковских систем.
 
Оправданность данных мероприятий сильно зависит от уровня предварительного анализа и оценки всех последующих рисков. Тем не менее, не имея другого выхода, сокращения могут достигать и максимальных величин, как говорится, «под ноль». Сокращения могут коснуться и сотрудников, работающих на невостребованных направлениях или находившихся в планах развития сервисов банка. Также возможно замораживание и текущих проектов с соответствующим сокращением сотрудников. Процент сокращений в частных банках может достигать 20–50%, в отличие от банков с господдержкой. Следует иметь в виду, что уравнительный подход ко всем процессам банка может привести к негативным последствиям, вплоть до остановки самого бизнес-процесса. Во многих отделах и управлениях годами проводилась селекция по поиску и отбору качественных и квалифицированных сотрудников. Как правило, в таких подразделениях текучка кадров отсутствует или совсем незначительная. Потеря одного (двух) сотрудников может означать остановку бизнес-процесса на два-три года. Возникает четвертая проблема – отток квалифицированного и опытного персонала.
 
Душа организации – сотрудники, они определяют степень ее устойчивости, как быстро, прогрессивно и эффективно может развиваться и укрепляться организация, особенно в трудные времена. Иногда даже неважно, какие технические преимущества имеет одна организация по отношению к другой. Грамотный персонал, а иногда и один лидер, как минимум на своем направлении, может спасти бизнес-процесс и вывести его из зоны риска, догнать и обогнать своего оппонента.
 
Несомненно, на рынке остались и останутся более прозорливые банки, которых не так шлепнуло по голове. Вот они-то и могут себе позволить думать о перспективах дальнейшего развития без оглядки на бушующие страсти вокруг. Они и привлекут к себе тех выпавших, квалифицированных сотрудников от конкурентов. Они-то и станут локомотивами бизнеса в финансовом секторе. И если позволит случай, поглотят банки лузеров. И так далее, и так далее. С каждым новым витком цикла развития финансовая эволюция отбрасывает в утиль ненужные блоки и оставляет всех тех, кто способен выжить в агрессивной среде.
 
Кризис, как лакмусовая бумажка, проявляет и оголяет управленческие проблемы в банках, их стратегические верные или неверные решения. На первую роль выходят антикризисные управляющие, способные определять зоны риска и быстро принимать решения. Время вялотекущего закончилось. Кто этого еще не понял – того постигнет печальная участь. Они скроются в тумане, а оттуда выйдут новые герои.
 
Берегите свои кадры. Спасибо и удачи!
 
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 26/12 99.61 -0.2604
EUR ЦБ РФ 26/12 103.94 -0.2894