the Retail Finance

Финансы в «облаках»

 Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД  и облачных вычислений компании КРОК
 
Еще пару-тройку лет назад финансовые организации рассматривали облачные технологии как далекую перспективу и интересную возможность, которую еще предстоит основательно изучить с позиции всех «за» и «против». Тем не менее сегодня, несмотря на понятную консервативность банковского сектора, интерес перерос в первые, пусть и не особо масштабные, проекты. Предложения со стороны облачных провайдеров также видоизменяются – рынок сейчас пестрит различными видами софта и инфраструктуры в виде услуги из «облака» с высоким уровнем поддержки SLA. Так можно ли сейчас поручать «облакам» столь ответственные задачи, как хранение и обработка финансовой информации? И что предпринять, чтобы обезопасить бизнес от потерь? Постараюсь ответить на эти вопросы.
 
Вопрос-ответ, или бизнес-задачи и их «облачное» решение
Прежде всего «облака» востребованы банками в качестве сред для тестирования и быстрого старта. Запуская новый банковский сервис, важно сделать это как можно быстрее. Например, опередив конкурентов или, если речь идет о сезонной услуге, предоставив сервис клиентам до начала сезона, а не в его конце. Но в первую очередь необходимо протестировать новую услугу и убедиться, что она не конфликтует с основными бизнес-процессами организации и востребована среди клиентов. Для этого облачные тестовые среды подходят как нельзя лучше. Если новая услуга не найдет должного отклика среди клиентов, расширение собственного парка оборудования ради сервисного нововведения может быть чревато необходимостью сворачивания ресурсов и, что особенно важно, серьезными финансовыми потерями.
Например, один из наших заказчиков – крупный территориально распределенный банк – в этом убедился на собственной практике. Для VIP-клиентов банка был придуман, протестирован и запущен в «облаке» КРОК новый сервис, потребовавший серьезной интеграции с call-центром, CRM и платежными системами. К сожалению, через некоторое время заказчик понял, что выбранная бизнес-модель себя не оправдала, и услугу пришлось свернуть. Я часто привожу этот пример, так как он довольно показателен с позиции облачной модели потребления ресурсов. Даже несмотря на неудачную попытку расширения перечня услуг, банк не потерял огромную сумму денег, как получилось бы в случае построения собственной инфраструктуры.
Другой пример – страховая компания «Гефест» пару лет назад перенесла в наше «облако» свою тестовую учебную систему информационно-аналитической системы, к которой могут подключаться все филиалы. Это позволило страховщику проводить обучение сотрудников без закупки собственного оборудования, которое простаивало бы в остальное время. Услуга до сих пор востребована, заказчик лишь регулирует объемы потребления вычислительных мощностей в зависимости от собственных потребностей.
«Облака» полезны и для сокращения капитальных затрат на инфраструктуру и обеспечения отказоустойчивости. Так, среди наших заказчиков есть банк, который полностью отказался от собственной локально-вычислительной сети и перешел на потребление всей сетевой инфраструктуры дата-центра из нашего «облака». К этим ресурсам относятся оптические каналы, оборудование уплотнения и пр. – фактически заказчик просто вставляет свои системы в порты нашей сети. Но при этом управляет всем самостоятельно и может быть уверен в бесперебойности потребления ресурсов.
Для этой же цели из «облака» могут потребляться и другие мощности, вплоть до полного развертывания основного или резервного дата-центров. Например, нашим «облаком» охвачены два ЦОДа, между которыми налажена хорошая связь. Они оба находятся в пределах Москвы, но территориально разнесены. Это дает нам возможность устанавливать системы заказчиков сразу на двух площадках, обеспечивая катастрофоустойчивость их работы. Могут быть и комбинированные примеры, когда одно из «плечей» кластера работает в собственнном дата-центре заказчика, а второе обеспечиваем мы как облачную услугу.
Встречаются и примеры аренды софта из «облаков». Учитывая высокие требования политики информационной безопасности в банках, это можно считать своего рода прорывом «облачной» современности. Один из наших заказчиков – кредитная организация – планирует реализовать в «облаке» КРОК фронтальную часть системы автокредитования. После завершения проекта сотрудники компании смогут с помощью тонкого клиента заходить на портал и выполнять в системе все необходимые действия по тому же принципу, как если бы приложение было установлено на их физических рабочих станциях. Естественно, система сможет гибко масштабироваться в зависимости от потребностей заказчика.
В реальности таким облачным приложением может быть практически любой софт. Например, актуальная сейчас бизнес-аналитика, без которой не обходится практически ни один банк. Многие финансовые организации используют в своей работе похожие отчеты, поэтому провайдеры облачных услуг могут предлагать сервисы, требующие минимальной кастомизации, а банки – ограждать себя от затрат на развертывание BI-решения. К тому же, так как аналитика в большинстве случаев востребована не постоянно – например, только в периоды подготовки отчетности, – для заказчиков BI as a Service это еще и возможность существенно сэкономить, оплачивая только те ресурсы, которые реально потреблялись. В частности, совсем недавно мы начали предоставлять решение уровня Big Data из «облака» КРОК. С помощью этого инструмента можно анализировать и сравнивать большие объемы информации, выстраивать ключевые показатели и принимать бизнес-решения, минуя стадию капитальных затрат на приобретение софта, лицензий и возможную модернизацию инфраструктуры. На данный момент решение позволяет реализовать три возможных сценария работы с данными – аналитика для ритейла, анализ показателей работы контакт-центра и оценка управленческой деятельности компании на соответствие KPI.
Еще раз о безопасности
По роду своей деятельности финансовые организации довольно консервативны, поэтому все новые технологии проникают в бизнес постепенно и с некоторой долей недоверия на начальном этапе. «Облака» в этом плане – не исключение. Банки очень настороженно относятся к передаче данных вовне. Но с другой стороны, информационные технологии – очень важная составляющая банковской деятельности, позволяющая им поддерживать конкурентоспособность. А инфраструктурные проблемы, недостаток электропитания, места для размещения оборудования, персонала для обслуживания большого IT-парка и прочие проблемы рано или поздно вынуждают задумываться об использовании облачных услуг.
По мере приближения к «облакам» стереотип об их уязвимости постепенно развенчивается. На смену ему приходит осознание, что в виртуальной среде от надежного провайдера данные защищены не хуже, а зачастую даже лучше, чем внутри самой компании.
Тем не менее повышенные требования к безопасности в некоторых случаях вынуждают финансовые организации отказываться от аутсорсинга. Одно из таких требований заключается в необходимости использования сертифицированных средств для защиты систем с персональными данными. Для таких заказчиков мы сейчас предлагаем «облачную» услугу Security-as-a-Service (SecaaS), которая работает на основе специализированных инструментов, сертифицированных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК) и Федеральной службой безопасности (ФСБ) России. В настоящее время в числе таких средств – сетевое экранирование, защита от спама и DDOS-атак, антивирус и другие.
 
О важности производительности
и уровне SLA
Работа с крупными enterprise-заказчиками обязывает подходить к каждому из них индивидуально, а также быстро реагировать на возникающие проблемы и запросы в целом. Все эти договоренности должны быть отражены в облачном SLA. И вот тут, на этапе оценки отдельных параметров, выясняется, что большинство заказчиков смотрят на «облако» как на чудо, в котором связь никогда не пропадает, серверы – не ломаются, а отклик систем хранения данных такой, что все приложения запускаются моментально.
К сожалению, далеко не каждый провайдер готов обеспечить такие условия. И заказчикам еще предстоит научиться выражать свои бизнес-требования в соответствующих им ИТ-показателях либо же зрело реагировать на несовпадение ожиданий и реальных облачных особенностей.
Например, в помощь своим заказчикам IaaS-услуги мы разработали стандартный договор SLA, который заключается по умолчанию (если у заказчика нет дополнительных требований) и доступен для предварительного ознакомления в открытом доступе.
В частности, мы гарантируем, что облачный сервис будет доступен не менее 99,9% от общего времени пользования услугой в год, а время реакции на любую заявку в службу поддержки составит не более получаса (хотя на практике обычно бывает быстрее). Что касается производительности виртуальных машин, то мы гарантируем обеспечение ее нижней границы, не ограничивая потребителей сверху. С системами хранения данных технологически все несколько сложнее. Для примера, в настоящее время все наши «облачные» заказчики пользуются общими СХД. Однако требования день ото дня растут, и, чтобы им соответствовать, мы сейчас переходим с системы с традиционными жесткими дисками на flash-массивы с прямым доступом к ним из виртуальных машин через сеть Infiniband. Это позволит нашим заказчикам получать действительно гарантированную производительность виртуальных дисков в «облаке». Что, в свою очередь, отразится на повышении производительности высоконагруженных приложений, в частности систем бизнес-аналитики. Как только все работы будут закончены, предоставляемые нами гарантии будут внесены и в SLA.
 
Подводя итоги…
Хочу отдельно подчеркнуть, что «облака» – это не панацея от всех бед. Это технология, к которой нужно приспособиться и научиться получать заявленные маркетологами преимущества. Во-первых, это удобство – все функциональные возможности дата-центра находятся в гибко управляемой виртуальной среде. Во-вторых, экономия – по сравнению с вложениями в собственную инфраструктуру, если учесть все затраты на аренду или строительство помещений, электричество, административный и ИТ-персонал и другие необходимые расходы. И, наконец, в-третьих, это возможность оставаться «на плаву» (а также быть мобильными, гибкими и эффективными) вне зависимости от внешних условий – будь то стагнация экономики или импортозамещение. ИТ-бюджеты сейчас сокращаются, и компании ищут новые инструменты для реализации ИТ-задач. Облачные технологии – как раз один из них. Это доказывают и цифры. Например, у КРОК выручка от «облачных» услуг за 2013 год увеличилась почти в четыре раза. Кроме того, за год было порядка 200 запросов на демодоступ к нашему Виртуальному дата-центру. Рыночные показатели также радуют положительной динамикой – ежегодный рост составляет 30–50%. Конечно, еще предстоит решить ряд вопросов правового характера, в частности создать единые нормативы по стандартизации средств, обеспечивающих конфиденциальность данных в «облаках», но все это решаемо, и более широкое использование облачных технологий финансовыми организациями – лишь вопрос времени.
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 25/04 92.51 -0.786
EUR ЦБ РФ 25/04 98.91 -0.6491