the Retail Finance

Гибкость и скорость - залог успеха развития розничного бизнеса

 
 
Алексей Ильин, CISA, директор по консалтингу,  ЗАО «ФлексСофт» 

Глобальные тренды нашего времени – «мир становится цифровым» и «прорывные технологии». Многие авторитетные представители технологических компаний, такие как Рэй Курцвейл (Google), Дейв Эвансон (Cisco), Джастин Раттнер (Intel), опираются на эти тренды в своих прогнозах на ближайшее будущее.
             
«В прошлом году мы заявляли, что цифровые изменения проходят быстро. В этом году ускорение продолжается, и оно может вызвать побочные эффекты, которые значительно повлияют на людей и технику», – отметил исполнительный вице-президент Gartner Дэрил Пламмер.
               
Как все это применимо к розничному бизнесу банков? Текущая ситуация на рынке требует не только высокой скорости внедрения изменений в банковском бизнесе, но и высокой адаптивности к меняющимся условиям внешней среды. В борьбе за клиента банки стали применять новые подходы к бизнесу. Идет активный поиск новых ниш. Сегодня уже не работают классические подходы по запуску новых продуктов на рынок. Информационные технологии становятся ключевым элементом новых бизнес-инициатив.
               
Быстрый запуск новых продуктов невозможен при традиционном подходе к построению операционной модели банка: системы принятия решений, разделения полномочий, бизнес-процессов. В большинстве банков применяется иерархическая структура управления, для принятия решений созданы различные коллегиальные органы – комитеты. Проект каждого решения, как правило, выносится на рассмотрение после прохождения сложной цепочки согласований. В своем выступлении на Гайдаровском форуме Герман Греф заострил внимание аудитории на необходимости перехода на принципы коллаборативности и внедрение горизонтальной культуры ведения бизнеса. По мнению Германа Грефа, time to market – месяцы, это неконкурентоспособная история.
             
 Быстрый запуск новых финансовых продуктов и эффективное их продвижение на рынок становится архиактуальной задачей и строится на следующих двух принципах:
 
•   Эффективная операционная модель продаж и обслуживания сервисов, построенная по принципам Agile;
 
•   Современная гибкая и адаптивная ИТ-платформа, которая позволит быстро и гибко скомпоновать новый финансовый продукт любой сложности путем настроек, а не изменения программного кода.
 
                 
Некоторые банки ставят себе задачу полной перестройки системы управления, культуры ведения бизнеса и операционной модели, проводят масштабную трансформацию, включая полное обновление ИТ-ландшафта. Такой проект – это, по сути, революция, колоссальная задача, раньше никто ничего подобного не делал, риск неудачи очень велик.
                 
Банки внедряют Agile, что позволяет быстро создать прототип системы, разбив большой проект на мелкие задачи, и упрощает выполнение каждой задачи в отдельности. Но, с другой стороны, это усложняет координацию между разными командами при серьезной бизнес- и ИТ-трансформации. Разные продукты/процессы, созданные параллельными Agile командами, зачастую плохо стыкуются между собой – вот основная побочная проблема этого подхода, про которую все стараются умолчать.
                 
На наш взгляд, перспективным видится эволюционный подход, постепенное внедрение новых методов управления, процессов, систем без кардинальной одномоментной перестройки всего бизнеса. При этом стоит начать с процессов управления продуктами, внедрения Agile стандартов при запуске новых продуктов и пересмотре уже существующих. Такая трансформация также потребует специальных ИТ-решений: гибкой и производительной платформы, правильного инструмента для применения Agile при проектировании продуктов.
                 
Посмотрим, как выглядит классический ИТ-ландшафт банка:
 
Пример ИТ-архитектуры банка
  
Начиная с 90-х годов банки внедряли автоматизированные банковские системы: АБС или Core Banking, которые со временем обросли многочисленными системами: дополнительными бэк-офисами, CRM, кредитными конвейерами, аналитическими системами. Сейчас на каждом уровне используется много различных систем, которые сложным образом интегрированы между собой. При этом классические АБС перестали справляться с функцией единого бизнес- и учетного ядра. Информация по клиентам, справочная информация часто разбросана по разным системам, хранится по-разному и часто является противоречивой. Банки начали централизацию этой информации, запускали проекты по внедрению мастер-систем, таких как Единый клиентский файл и Единые справочники (MDM Система), Главная бухгалтерская книга (Accounting engine).
                     
Для запуска нового продукта нужно вносить изменения во многих системах, а это может быть комплексный проект со сложной системной интеграцией. При этом банку приходится привязываться к внутренним процессам управления релизами, таким образом, обновление систем под новый продукт может длиться нескольких месяцев и даже лет.
                   
Возможным вариантом выхода из такой ситуации является внедрение единой платформы развития: системы по управлению продуктовым каталогом, дизайнера продуктов, позволяющего гибко создавать новые продукты путем настроек, а не программирования.
 
Платформа развития, Дизайнер продуктов
 
Поскольку полная перестройка ИТ-архитектуры – это долгий, сложный и дорогой проект, можно установить новую платформу рядом с существующим ИТ-ландшафтом, доверив ей задачи клиенто-ориентированной работы с новыми инновационными банковскими продуктами. Традиционные продукты и обслуживание будут поддерживаться текущими системами. Все новые продукты будут тестироваться и запускаться на новой платформе, тем самым имея возможность быстрой реакции на потребности рынка. Со временем обслуживание традиционных продуктов переносится на новую платформу, формируется единый продуктовый каталог и внедряются единые стандарты работы с ним. Новая платформа должна содержать бизнес-логику по конфигурированию новых продуктов любой сложности, процессов создания, продажи, оформления продуктов и обслуживания клиентов, а также быть интегрирована в существующую ИТ-архитектуру банка. Система должна иметь возможность интеграции с любым внешним универсальным пользовательским интерфейсом и иметь собственный пользовательский интерфейс, продуктовый калькулятор, полностью поддерживающий гибкие правила и логику конфигурирования продуктов и тарифов.
                   
Возможность создать новый продукт за несколько дней, а не месяцев, гибко настроить тарифные схемы и условия обслуживания, связать тарифы и условия обслуживания одних продуктов в зависимости от других или условия обслуживания с любыми внешними условиями, создавать спецпредложения и бонусные программы, поддерживать омниканальность – это все функции продуктовой фабрики, построенной на «Платформе FXL».
 
Продуктовая фабрика на "Платформе FXL"
 
Мы занимаемся проектированием и внедрением автоматизированных банковских систем с 1991 года. «Платформа FXL» – это результат эволюционного развития автоматизированной системы «Ва-Банк». В ее основу были заложены инновационные технологии и архитектурные принципы с учетом последних нововведений в финансовом секторе. При создании новой платформы нам удалось совместить две, казалось бы, несовместимые между собой вещи: гибкость и высокую производительность. Модель построения и логика работы системы максимально отражает бизнес-модель современного универсального банка и включает в себя гибкие инструменты развития и поддержки текущего операционного производства банка.
                     
Продуктовая фабрика на «Платформе FXL» позволит вам в течение дней, а не месяцев конфигурировать новые продукты, компоновать пакетные предложения, настраивать критерии подбора оптимального предложения под клиента и модель обслуживания любой сложности. Например, если вам нужно рассчитать вознаграждение клиенту по числу лайков в социальных сетях, добавить временную акцию к базовому продукту, включая бонусную систему или дополнительные продукты, – все это можно сделать настройками в системе. Система также дает возможность подключения различных финтех-стартапов к ИТ-инфраструктуре банка, расширяя возможности предоставления финансовых сервисов.
                     
Высокая производительность и масштабируемость системы, близкая к линейной, подтверждена совместным нагрузочным тестированием «Платформы FXL», проведенным в лаборатории Oracle в Шотландии на сверхбольших объемах данных: 138 млн клиентов, 36 млн активных договоров, 745 млн счетов, 8.5 млрд проводок. Процедура «закрытия операционного банковского дня» для 36 млн активных договоров без использования технологии Database In-Memory была завершена за 3 часа 29 минут, а процедура «начисления процентов» по договорам отработала за 24 минуты. Использование технологии Database In-Memory на одной из «тяжелых» процедур – «начисление процентов», при ее оптимизации дало многократный прирост производительности. При увеличении объема активных договоров в 3 раза, до 108 млн, процедура «начисление процентов» отработала за 33 минуты.
                     
Внедрение новой ИТ-платформы – это в первую очередь бизнес-, а не ИТ-проект. Потребуется изменить бизнес-процессы, организационную структуру и разделение полномочий, обновить процессы принятия управленческих решений. Очевидно, что при внедрении ИТ-платформы потребуется ее интеграция в ИТ-ландшафт банка, она должна будет обмениваться клиентской и финансовой информацией, формировать сделки и бухгалтерские операции в бэк-офисных и учетных системах банка.
                     
Бизнес-выгоды от внедрения – это скорость и легкость создания новых продуктов, возможность гибко подстраиваться под изменения рынка и потребностей клиентов, привлечение новых клиентов за счет уникальных условий, направленных на узкие сегменты потребителей, снижение стоимости запуска продуктов.
Преимущества на рынке получат те, кто первым перестоится и адаптируется к новым условиям ведения бизнеса. Все это понимают, отличаются лишь подходы к достижению поставленной цели. Какой подход ближе – решать вам.
 
О «Платформе FXL»
 
«Платформа FXL» – это программный комплекс нового поколения, предназначенный для автоматизации бизнес-процессов банков и финансовых организаций любого масштаба, включающий в себя:
 
•   Core System FXL – единое ядро платформы, реализующее бизнес-логику работы всей системы: ведение единого справочника клиентов, продуктового каталога, главной книги и общих справочников, администрирование, управление доступом и аудит;
 
•   Front Desk FXL – единый фронт-офис, решение для автоматизации процессов взаимодействия с действующими и потенциальными клиентами в любых точках и каналах продаж современного банка;
 
•   Va Bank FXL – полнофункциональную автоматизированную банковскую систему, обладающую повышенной гибкостью в настройках бизнес-процессов;
 
•   Data Force FXL – высокопроизводительная информационно-аналитическая система для оперативного получения отчетности, построенная на базе единого хранилища данных по технологии OLAP с использованием инструментария BI и запатентованной отраслевой модели данных с применением современных подходов и технологий построения хранилищ данных.
 
О компании «ФлексСофт»
 
ЗАО «ФлексСофт» занимается разработками в области информационных технологий для финансового сектора экономики более 25 лет. Решения компании включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и не раз были отмечены в обзорах такими экспертами рынка, как Gartner и Forrester. В ходе своего развития компания аккумулировала уникальный опыт создания, внедрения, сопровож-
дения и интеграции автоматизированных систем для финансовых организаций любого масштаба.
 
Сайт компании: www.flexsoft.com
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 29/03 92.26 -0.3291
EUR ЦБ РФ 29/03 99.71 -0.5647